Закупки без нарушений

{mosimage}При выборе варианта процедуры закупок товаров, работ и услуг белорусские предприятия, независимо от формы хозяйствования, должны придерживаться определенных правил, установленных законодательством, и четко выполнять условия, необходимые при проведении неконкурсной процедуры закупок (переговоров) или конкурсной (торгов).

О некоторых особенностях данных процедур на семинаре-консультации «Подрядные торги в строительстве: организация проведения торгов, формирование стоимости строительных работ» рассказал Григорий Лысаковский, помощник председателя комиссии по жилищной политике, строительству и торговле Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
 
Переговоры по своему усмотрению
– Сейчас при пороговых суммах свыше 3000 базовых величин и ниже 50 000 базовых величин проводятся торги, – сообщил специалист. – При этом нужно учитывать, что реформа Указа Президента Республики Беларусь №58 от 7 февраля 2005 года «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» выражалась в расширении перечня случаев, когда на сумму свыше 3000 базовых и свыше 50 000 базовых можно проводить процедуру переговоров. Такие случаи наступают, например, при возведении агрогородков; при торгах, не состоявшихся более двух раз; закупке продукции для ликвидации аварий; в жилых домах, где более 50% дольщиков – граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и т.д.
При закупке за счет собственных средств предприятия в соответствии с пунктами 3, 4, 10 и 11 Постановления Совмина №235 от 3 марта 2005 года «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов», проведение торгов и переговоров обязательно только на строительство объектов и проектные работы. Относительно оплаты субподрядных работ, товаров в строительстве и инженерных услуг закупщик, который финансировал это за счет собственных средств, вправе провести торги или переговоры по своему усмот­рению.
Тем не менее, продолжают существовать нюансы закупки проектных работ. Пункт 4 Постановления №235 устанавливает особенность выбора процедуры закупки, которая зависит не от стоимости проектных работ, а от стоимости строительного объекта, на который разрабатывается проектно-сметная документация (ПСД).
 
Право заказчика
При проведении переговоров заказчику предоставляется право решать, как организовывать эту процедуру. Он может возложить ответственность за переговоры на ответственное должностное лицо, на ответственное структурное подразделение либо на конкурсную комиссию. При переговорах не нужно размещать приглашение на них в СМИ. Однако необходимо обязательно подготовить ПСД. Если ее нет, то заказчик обязан оформить техническое задание на проведение процедуры переговоров. Этот документ разрабатывается заказчиком самостоятельно, и в него должно входить описание товаров, работ и услуг, закупаемых по процедуре переговоров, количество этой продукции, а также указание обоснованной стоимости приобретаемого продукта.
До проведения переговоров необходимо издать приказ или распоряжение о начале данной процедуры. В этом документе должны быть указаны сроки проведения переговоров; лицо, ответственное за проведение этой процедуры; перечень приглашаемых претендентов и способ их извещения о начале переговоров; обоснование способа проведения переговоров.
По результатам переговоров нужно составить протокол о данной процедуре. В этом документе необходимо указать наименование приобретаемых товаров, работ, услуг; сведения о коммерческих предложениях, поступивших по процедуре переговоров; использовавшиеся критерии контракта закупки; результаты оценки и выбора победителя. Договор по результатам переговоров нужно согласовать в течение 10 дней.
 
Типового положения не существует
Проводить торги можно, только сформировав конкурсную комиссию. Постановление Совмина №235, которое разделяет процедуру закупок на конкурсную и неконкурсную, обязывает не только создать комиссию, но и утвердить соответствующее положение – права и обязанности ее членов, компетенцию конкурсной комиссии, порядок принятия решений и т.д.
– Типового положения для создания конкурсной комиссии нет, поскольку невозможно использовать одну конкурсную комиссию на все случаи жизни, – заметил Григорий Лысаковский. – Документ нужно разрабатывать самостоятельно. При этом наиболее распространенные пункты в этих случаях обычно гласят, что в состав комиссии должно входить не менее пяти членов, а кворум должен составлять не менее двух третей. Однако можно указать меньшие цифры и по составу комиссии и по ее кворуму, а также обозначить, что члены комиссии могут работать с правом замены.
При подготовке к торгам обязательна публикация информации об их проведении в СМИ, приглашающая к участию в мероприятии. Постановление №235 позволяет размещать извещение о торгах только в одном официальном печатном издании.
Минимальный срок для подачи конкурсных предложений по торгам – 30 дней. При проведении торгов по упрощенной схеме по новым правилам для заявок дается 15 дней (максимум – 30). В старом варианте этот срок составлял 5-15 дней.
Для процедуры торгов нужно разработать пакет конкурсной документации, соответствующий положениям Постановления №235. Эта документация является неотъемлемой частью договора, и хранить ее нужно до истечения срока действия договора.
– Данная документация формируется, как правило, двумя способами, – разъяснил эксперт. – Можно составить ее единым документом и приложить к ней проект договора на приобретаемую продукцию. Второй вариант – составить конкурсную документацию в виде нескольких документов, к которым также обязательно приложить проект договора. Чтобы упростить работу над созданием документов, можно сделать типовой пакет конкурсной документации, к которому следует прилагать информационную карту, где прописывать индивидуальные условия конкретной процедуры торгов. При этом нужно обязательно сделать запись, что к участию в торгах допускаются предложения, соответствующие конкурсной документации. Альтернативные конкурсные предложения к участию в торгах лучше не допускать, чтобы не усложнять процедуру, иначе наличие новых вариантов повлечет корректировку проектно-сметной документации.
 
Методика оценки
В Постановление №235 внесено изменение, которое гласит, что при проведении торгов на закупку товаров, работ и услуг, нужно чтобы участники процедуры подтвердили, что они являются производителем продукции или его официальным представителем. Министерство экономики издало соответствующий документ 16 февраля 2009 года, в котором определено, что представитель производителя – это юридическое лицо, которое состоит в следующих договорных отношениях с производителем: имеет договор поставки от производителя и документ (или пункт в договоре), в котором производитель уполномочивает это лицо представлять его интересы на территории Беларуси.
В конкурсной документации необходимо указать методику оценки конкурсных предложений. Процесс оценки проходит в два этапа. Первый – это предварительная оценка, во время которой проверяется соответствие предложений конкурсной документации. Второй этап – оценка предложений в соответствии с методикой конкурсных предложений – теми условиями, которые заказчик прописал в своей конкурсной документации.
– Третья стадия оценки возможна, если она заранее прописана в конкурсной документации. В этом случае заказчик процедуры торгов имеет право предлагать участникам процедуры снижение цены, – добавил Георгий Лысаковский. – Договор по результатам торгов утверждается в течение 20 дней, если иное не предусмотрено конкурсной документацией. Я бы рекомендовал к тому же составлять график проведения этапов торгов.
 
С учетом целевого назначения
Чтобы не путаться в хитросплетениях законодательства, нужно знать несколько основных правил. Прежде всего, это определение целевого назначения закупаемых товаров, работ и услуг. Если приобретаемая продукция будет использоваться на объектах строительства, то процедура закупки определяется с учетом требований Указа №58 и Постановления №235.
– Если же, например, цемент покупается с целью изготовления на предприятии каких-либо балок или плит, то это будет означать использование этого материала как комплектующего для производства изделия и относиться к сфере действия Указа Президента Республики Беларусь №618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», – добавил Георгий Лысаковский. – Таким образом, очень важно учитывать именно целевое назначение продукции при выборе документа, регламентирующего процедуру закупок.
Далее – наличие или отсутствие у заказчика на момент принятия решения о выборе процедуры закупки утвержденной и согласованной проектно-сметной документации. Это правило факультативно.
– Нужно помнить, что Указ №618 внес изменения в Указ №58 – чтобы закупать товары для строительства по Указу №58, у заказчика в обязательном порядке должна быть проектно-сметная документация, – отметил специалист. – Но часто стройматериалы закупаются для текущей работы предприятия, и на момент их приобретения еще неизвестно, на какие цели будет использован этот товар. Таким образом, детализации объемов работ еще нет, и закупку, выходит, вообще нельзя осуществить. Внесением этого изменения в указ хотели решить вопрос конкуренции на закупку товара, но не учли, что в строительстве масса закупок идет про запас (на склад). Тем самым только усложнили жизнь организациям, которые согласно указу должны фактически на каждую, даже ничтожную закупку готовить ПСД.
Третий важный момент. При закупке необходимо точно знать, что именно приобретается: работа, товар или услуга. Для разграничения строительных работ и услуг используется приказ Минстройархитектуры №217 от 24 августа 2004 года о классификаторе работ и услуг строительной деятельности. Данный классификатор создавался для идентификации работ и услуг в строительной деятельности, и если приобретаемая организацией работа или услуга в нем есть, то можно использовать нормы Постановления №235.
Постановление Совмина №313 от 13 марта 2009 года (новая редакция Постановления №235) гласит, что действие Постановления №235 не распространяется на закупку оборудования или технологий на строительство. Если уникальность оборудования не позволяет сделать на него ПСД, то необходимо руководствоваться принципами Указа №618. А уже выбранный поставщик оборудования скорректирует ПСД.
Зная эти четыре момента, руководствоваться ими нужно осторожно, особенно когда деньги бюджетные, посоветовал специалист.
blog comments powered by Disqus

Вверх