Реализация программы по снижению выбросов парниковых газов

Более пяти лет назад наша страна подписала Киотский протокол со 180 государствами. Данным документом предусматривается ее участие в мероприятиях, связанных с контролем объемов выбросов парниковых газов и осуществляемых рыночными и нерыночными методами. В Беларуси принята стратегия снижения выбросов и увеличения абсорбции поглотителями парниковых газов на 2007–2012 годы, а также Национальная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2008–2012 годы. Промышленным и строительным организациям следует помнить, что государственное регулирование количества выбросов парниковых газов в дальнейшем будет только усиливаться.

С целью реализовать преду­смотренные темпы роста ВВП, снизить энергоемкость ВВП и обеспечить энергетическую безопасность республики будут приняты меры по изменению структуры потребляемого топлива в сторону снижения доли природного газа и увеличения в топливном балансе доли угля и других видов твердого топлива. Рост потребления котельно-печного топлива и изменения в его структуре приведут к увеличению выбросов парниковых газов от энергетических и промышленных установок. Для того чтобы компенсировать увеличение выбросов, необходимо предусмотреть мероприятия по уменьшению антропогенного воздействия на климат. Наиболее эффективными из таких мер являются:

  • энергосбережение;
  • внедрение возобновляемых источников энергии;
  • увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов.

В настоящее время комплексная система мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, связанная с вопросами ограничения антропогенных выбросов парниковых газов, создана в рамках действующих в республике целевых государственных программ.

Приоритетные направления Национальной программы на предстоящий период включают:

  • увеличение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
  • ввод в действие электрогенерирующего оборудования в котельных, создание мини-ТЭЦ на возобновляемых видах топлива;
  • утилизацию высоко- и среднепотенциальных вторичных энергоресурсов с использованием их в схемах теплоснабжения;
  • утилизацию метана от полигонов твердых коммунальных отходов с получением энергии;
  • внедрение биогазовых технологий в сфере обращения с органическими отходами, в том числе жидкими.

Совершенствование нормативной правовой базы, развитие институциональной и организационной структуры являются важными факторами проведения климатической политики и включают следующие направления:

  • подготовку предложений по усилению роли государства в формировании и реализации политики в области изменения климата;
  • совершенствование системы государственного контроля воздействия на климат;
  • создание законодательной базы в области изменения климата;
  • разработку новых и совершенствование имеющихся нормативных правовых актов по различным направлениям сферы изменения климата;
  • создание методической базы в области изменения климата, разработку технических нормативных правовых актов;
  • создание условий для формирования и совершенствования институционального потенциала в области изменения климата;
  • создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе в рамках механизмов Киотского протокола.

Основными источниками финансирования для реализации мер Национальной программы будут являться:

  • средства республиканского фонда охраны природы, включая средства, которые могут быть получены в результате  участия в международных механизмах углеродного финансирования;
  • собственные средства организаций;
  • другие источники в соответствии с законодательством.

Объемы и источники финансовых средств на реализацию мер Национальной программы определяются и уточняются ежегодно.

На основании расчетов и экспертных оценок по планируемым к реализации работам предполагается, что дополнительный объем финансовых средств, необходимый для реализации мер Национальной программы, на 2008–2012 годы ориентировочно составит 400 000 млн руб. Из средств республиканского фонда охраны природы в ценах на 1 января 2008 г., с учетом средств, которые могут быть получены в результате участия в международных механизмах углеродного финансирования.

Для использования механизмов Киотского протокола необходима ратификация поправки к Киотскому протоколу, которой устанавливаются количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов Республике Беларусь 3/4 общего числа стран – сторон протокола.

Наличие свободной части единиц установленного количества (излишка разрешенных выбросов) позволит республике предлагать эти активы инвесторам и покупателям углеродных единиц, государственным и корпоративным углеродным фондам других государств, входящих в Приложение I к РКИК ООН, в обмен на финансовые ресурсы и современные технологии для их внедрения в Беларуси.

Как отметила Наталья Данькова, заместитель начальника отдела Департамента по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, то, что Беларусь присоединилась к Рамочной конвенции ООН об изменении климата по Киотскому протоколу, свидетельствует о признании ею теории «антропогенного» происхождения парникового эффекта, и координатором «климатической» политики в данной области выступает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Перспективным направлением снижения выбросов парниковых газов в строительном комплексе является использование новых материалов, энергосберегающих технологий и ресурсоэкономичных конструктивных систем жилых домов, снижающих ресурсо- и энергопотребление при строительстве и эксплуатации жилья. За счет реализации этих мер возможно достичь сокращения выбросов не менее чем на 1 млн т СО2 – эквивалента до 2012 г. Вместе с тем большинство из перечисленных мер не являются еще установившейся практикой в Республике Беларусь, и для их осуществления необходимы значительные финансовые и технологические ресурсы, способные создать необходимую инфраструктуру.

Возможность привлечения средств за счет участия Республики Беларусь в механизме совместного осуществления мер и международной торговле квотами на выбросы парниковых газов зависит от выполнения условий доступа страны к механизмам Киотского протокола. Важнейшим условием является установление квоты на выбросы на период 2008–2012 годов. Поскольку Беларусь присоединилась к Киотскому протоколу только в 2005 году, необходимо, чтобы 143 (3/4 от общего числа) стороны данного документа ратифицировали поправку, которой устанавливается количество разрешенных выбросов для Республики Беларусь. Несмотря на усилия, предпринимаемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством иностранных дел, ратификация идет медленно: поправку одобрили только 23 страны.

Таким образом, Республика Беларусь до настоящего времени не получила доступа к экономическим механизмам Киотского протокола и не имеет возможности привлекать денежные средства за счет продажи квот на выбросы.

Вместе с тем сокращение выбросов парниковых газов (в виде углеродных единиц), полученное до 2012 года в результате реализации конкретных проектов, может быть использовано во втором периоде обязательств в 2013–2020 годах. Обязательства сторон Киотского протокола в новом международном соглашении увеличатся, что, несомненно, приведет к росту спроса и цен на рынке квот на выбросы парниковых газов. Так, если на период 2008–2012 годов обязательства Европейского союза составляют -8% к уровню выбросов 1990 года, то на период 2013–2020 годов заявленные обязательства: -20%.

В соответствии с законодательством республиканскими органами государственного управления разрабатываются предложения о реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов, 27 из которых получили письма поддержки со стороны Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Данная работа важна, так как позволяет выявить потенциал сокращения выбросов парниковых газов за счет реализации мероприятий внутри страны, и ее результаты должны составить основу определения обязательств, которые Республика Беларусь сможет взять на себя в рамках нового международного соглашения. Наиболее пассивными в этом отношении являются Министерство архитектуры и строительства и Гродненский облисполком, которые до настоящего момента не представили ни одного предложения по реализации проекта.

Активно развивается рынок добровольных сокращений выбросов парниковых газов. Для Беларуси, которая не имеет права участвовать в механизмах Киотского протокола, выход на добровольный рынок имеет перспективы. Для создания стимулирующих условий реализации проектов по добровольному сокращению выбросов парниковых газов Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 625 освобождены от налога на прибыль денежные средства, полученные субъектами хозяйствования от продажи сокращений выбросов на добровольном рынке.

Как сторона Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Республика Беларусь должна осуществлять внутреннюю политику и реализовывать мероприятия, направленные на снижение антропогенного воздействия на климат.

С этой целью Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в прошлом году разработан проект Закона Республики Беларусь «Об охране климата». В проекте, кроме прочего, прописаны направления государственного регулирования данной области, в том числе введение квотирования выбросов парниковых газов для субъектов хозяйствования. В настоящее время принятие Закона «Об охране климата» отложено в связи с некоторой неопределенностью условий реализации нового международного климатического соглашения, прежде всего в отношении обязательств стран по снижению выбросов парниковых газов на период до 2020 года. В условиях наложения ограничений на выбросы субъектами хозяйствования необходимо четко знать, какие нормы будут одобрены мировым сообществом.

Следует отметить, что Беларусь официально заявила о своей готовности участвовать в новом климатическом соглашении и взятии на себя обязательств. В последние годы в стране наблюдается относительно устойчивая тенденция увеличения выбросов парниковых газов. Анализ прогнозируемого роста ВВП и промышленного производства, а также дальнейшее вовлечение в топливно-энергетический баланс менее «экологичных» видов топлива, продиктованное необходимостью повышения энергетической безопасности и снижения импорта дорогостоящих энергоносителей, позволяют сделать вывод о том, что эта тенденция сохранится и в будущем. Таким образом, государственное регулирование воздействия на климат будет усиливаться, и предприятиям уже сейчас требуется продумать стратегию развития с учетом возможных ограничений.

  Читать CNB_news в Твиттере
blog comments powered by Disqus

Вверх