Профессиональное пенсионное страхование

{mosimage}Одной из основных характеристик системы профессионального пенсионного страхования является ее преемственность институту досрочных пенсий по условиям труда. Вместе с тем, она имеет свои особенности.

Общие вопросы
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – закон) субъектами профессионального пенсионного страхования являются страховщик, страхователь и застрахованное лицо:
страховщик – юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с законом деятельность по профессиональному пенсионному страхованию. Таким юридическим лицом определен Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд);
страхователь – работодатель из числа юридических лиц (включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории страны), их представительств, филиалов, предоставляющий работу в особых условиях по трудовым договорам, уплачивающий взносы на профессиональное пенсионное страхование;
застрахованное лицо – физическое лицо, за которое уплачиваются (уплачивались) взносы на профессиональное пенсионное страхование в связи с занятостью в особых условиях труда.
В соответствии со статьями 5 и 6 закона работники, занятые в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (далее – особые условия труда), перечисленные в статье 5 закона, подлежат профессиональному пенсионному страхованию при одновременном соблюдении следующих условий:
1. Наличие занимаемой работником должности, профессии, выполняемой работы в законе, списках (перечнях) соответствующих производств, работ, профессий, должностей и показателей учреждений и организаций, утвержденных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 года № 536 и от 9 октября 2008 года № 1490 (далее – списки, перечни, если не указано иное). Наименование занимаемой работником должности (профессии, выполняемой работы) должно быть идентично наименованию должности, указанному в соответствующей позиции списка (перечня).
Определение наличия или отсутствия у работодателя обязанностей по профессиональному пенсионному страхованию сотрудников производится на основании соответствующих нормативных правовых актов и учредительных документов организации.
{mosimage}2. Оценка условий труда на конкретном рабочем месте как неблагоприятных происходит путем проведения аттестации этого рабочего места (далее – аттестация рабочих мест), либо применения критериев оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей и видов выполняемых работ (далее – критерии).
Такую оценку осуществляет работодатель в порядке, предусмотренном законодательством. При этом контрольные функции возложены на органы государственной экспертизы условий труда (по применению списков, перечня текстильных производств и профессий и качеству проведения аттестации рабочих мест) и республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией (по применению перечней и критериев).
3. Включение работодателем конкретного места в перечень рабочих мест с особыми условиями труда.
В такой перечень подлежат включению рабочие места на основании списков (перечней) с учетом оценки условий труда. Перечень составляется с участием профсоюза (при его наличии) и утверждается локальным нормативным правовым актом организации. Изменения и дополнения в перечень также вносятся путем издания соответствующего локального нормативного правового акта.
4. Работа застрахованного лица в особых условиях труда по трудовому договору в течение полного рабочего дня при соблюдении других условий, установленных законодательством.
Профессиональному пенсионному страхованию подлежат сотрудники предприятия, занятые на рабочих местах, включенных в соответствующий перечень (список рабочих мест организации с особыми условиями труда), в периоды их непосредственной трудовой деятельности на этих местах и трудового отпуска (основного и дополнительного).
Формирование прав работника на профессиональную пенсию происходит путем уплаты работодателем соответствующих взносов. Уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование по тарифам, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 года № 23, производится в порядке, предусмотренном для уплаты обязательных страховых взносов в Фонд. При этом уплата взносов осуществляется отдельным платежным поручением. За несвоевременное перечисление и неполную уплату взносов страхователь несет ответственность, установленную законодательством.
Страхователи представляют в соответствующий орган Фонда (городской, районный и т. д.) отчеты о платежах на профессиональное пенсионное страхование (форма 4-платежи (Минтруда и соцзащиты) до 15 числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом. В случае, когда у страхователя в отчетном периоде отсутствовали рабочие места с особыми условиями труда и задолженность по взносам (текущая и просроченная), отчет по форме 4-платежи в орган Фонда не представляется.
Уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, которые в рамках действующего законодательства не подлежат профессиональному пенсионному страхованию, не допускается. В случае уплаты за таких работников взносов их суммы подлежат возврату.
 
Объект для начисления взносов
{mosimage}Объект для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование определен пунктом 2 статьи 7 Закона «О профессиональном пенсионном страховании». В его состав включены выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику, занятому в особых условиях труда.
При этом в целях универсализации подходов к определению объекта для начисления различных видов обязательных платежей применяется Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 года № 115 (далее – Перечень выплат).
Максимальная величина объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование установлена на уровне трехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который указанные взносы должны быть уплачены (далее – СЗП), при том, что максимальная величина объекта для начисления взносов по государственному социальному страхованию (за исключением профессионального пенсионного страхования) составляет четырехкратную величину СЗП.
Таким образом, объект для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование определяется как ограниченная тремя СЗП разница между суммой выплат, начисленных работнику, из которой исчисляются обязательные страховые взносы (с применением Перечня выплат), и суммой выплат, начисленных работнику за периоды, не относящиеся к его работе (деятельности) в особых условиях труда. В сумму выплат, из которых исчисляются взносы за истекший месяц, не включаются суммы, приходящиеся на будущие периоды.
Выплаты, производимые за периоды, не относящиеся к работе в особых условиях труда, не включаются в объект для начисления взносов. В частности, к ним относятся выплаты за периоды:
•работы в обычных условиях труда;
•работы не на полную ставку;
•служебных командировок, не связанных с выполнением работ в особых условиях труда;
•простоев;
•работы по гражданско-правовым договорам;
•обучения, переподготовки, повышения квалификации;
•обследования и осмотров в медицинских учреждениях;
•выполнения государственных или общественных обязанностей;
•осуществления полномочий по выборной должности;
•ухода за больным, временной нетрудоспособности;
•санаторно-курортного лечения и (или) оздоровления;
а также социальных отпусков (по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, по уважительным причинам личного и семейного характера).
В случае, когда выплаты, начисленные работнику за истекший месяц, складываются из сумм, рассчитанных с учетом его занятости в различных профессиях (должностях), для которых применяются различные тарифы взносов, то их суммы должны сравниваться в трехкратной СЗП, исчисленной пропорционально количеству отработанных рабочих дней (часов) по графику работы по соответствующей профессии (должности).
 
Ленинский районный отдел Минского городского управления Фонда социальной защиты населения
blog comments powered by Disqus

Вверх