Уточненный классификатор товаров, работ, услуг при осуществлении госзакупок

0 12

С 1 января 2013 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года № 419‑З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», принятый в развитие норм Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, подписанного главами правительств Беларуси, России и Казахстана в декабре 2010 года. Целью Соглашения является гармонизация законодательств трех стран в области государственных закупок и проведение согласованной политики сторон в данном направлении.

Об основных новациях Закона в правовом регулировании госзакупок корреспонденту БСГ рассказала специалист отдела государственных закупок ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» Мария Степанюк.

– Прежде всего читателей нашей газеты интересует, какие изменения претерпело само понятие «предмет государственных закупок»?

– Сегодня объем (количество) товаров (работ, услуг), являющихся предметом одной процедуры закупки, определяется в соответствии с потребностью в нем, предусмотренной годовым планом. Однако на практике довольно трудно обеспечить желаемую заинтересованность поставщиков, которые согласились бы заключить договор о государственной закупке, обеспечивающий годовую потребность в товаре, при том, что ценовые условия являются фиксированными. Исходя из этого, Закон по-иному сформулировал понятие предмета государственной закупки. Так, объем (количество) однородных товаров (работ, услуг), составляющих предмет государственной закупки, не может составлять менее квартальной потребности в них, предусмотренной годовым планом государственных закупок.

Также был заложен немного другой подход к определению понятия однородных товаров (работ, услуг): «под однородными товарами (работами, услугами) Закон определяет товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Промышленная и сельскохозяйственная продукция» (ОКРБ), что соответствует девяти цифровым знакам ОКРБ. Действующее законодательство к однородным товарам (работам, услугам) относит товары (работы, услуги), включенные в одну подкатегорию ОКРБ, что соответствует шести цифровым знакам ОКРБ».

Исходя из анализа практики Российской Федерации, классификация товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004–93 (далее – ОКДП). Структура кода ОКДП при классификации товаров (работ, услуг) трехуровневая и состоит из класса, подкласса и вида товаров (работ, услуг). Предмет государственного контракта формируется российскими заказчиками с обязательным заполнением всех структурных кодов ОКДП, что соответствует верхнему уровню иерархии классификатора, т. е. виду товара (работы, услуги).

По всей видимости, заложенное Законом понятие однородности товаров (работ, услуг), определяющее классифицирование товаров (работ, услуг) по всем кодам ОКРБ, корреспондируется с российским подходом в указанном направлении.

Однако на данный момент нерешенной остается проблема поиска требуемого товара (работы, услуги) по имеющейся сегодня структуре классификатора ОКРБ, возникающая у заказчиков (организаторов) при формировании предмета государственной закупки, состоящего из нескольких взаимосвязанных однородных товаров (работ, услуг).

Проблему разрешит разработка единого классификатора товаров (работ, услуг), учитывающего современные подходы в классификации и определяющего единую классификационную структуру в описании товаров (работ, услуг) при осуществлении государственных закупок на территории действия национального режима.

Это также поможет расширить информационное взаимодействие заказчиков с зарубежными партнерами-производителями и поставщиками путем применения единого описания и регулирования торгово‑закупочной деятельности в рамках национального режима, предусмотренного Соглашением и Законом.

– Как отразятся законодательные новации на недобросовестных поставщиках?

– Закон предусматривает ведение уполномоченным государственным органом по государственным закупкам открытого информационного ресурса, которым является список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

В указанный список включаются поставщики, отказавшиеся от заключения договора в случае выбора их участниками-победителями либо не исполняющие (в том числе исполняющие ненадлежащим образом) условия договоров; поставщики, работники которых совершили установленные вступившим в законную силу приговором суда виновные действия, связанные с проведением государственной закупки. В то же время уклонение поставщика от заключения договора в связи с неправомерными действиями заказчика, направленными на изменение условий процедуры государственной закупки, не является основанием для включения сведений о таком поставщике в указанный список.

Заказчик (организатор) при формировании приглашения и документов для осуществления процедуры государственной закупки в обязательном порядке должен указать требования к составу участников, которыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона в том числе не могут быть поставщики, включенные в список временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок. Если таким участником подано предложение, комиссия заказчика (организатора) отклонит его при рассмотрении документов и сведений о данном участнике. В России Федеральной антимонопольной службой также обеспечивается ведение реестра поставщиков, временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Принимая во внимание планируемое обеспечение Россией и Беларусью взаимного допуска поставщиков к процедурам государственных закупок, белорусским заказчикам (организаторам) при формировании приглашения и иных документов закупки предоставлена возможность ограничить субъектный состав участников процедуры государственной закупки, в частности, исключить участие российских поставщиков, включенных в соответствующий список.

В свою очередь белорусский оператор официального сайта в соответствии с Положением о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 года № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (вступает в силу с 1 января 2013 года), должен будет обеспечить размещение на соответствующем официальном информационном ресурсе в открытом доступе гиперссылок на реестры недобросовестных поставщиков государств, с которыми в области государственных закупок заключены международные договоры Республики Беларусь.

Как видим, появление поставщика в данном списке крайне негативно отразится на его деловой репутации и возможности быть представленным в процедурах государственных закупок в течение определенного периода времени на соответствующем сегменте рынка.

 

– Каковы особенности нового порядка размещения информации о государственных закупках, предусмотренного Законом?

– Законом вводится новый порядок размещения информации о государственных закупках, к которой обеспечивается открытый и свободный доступ. Нововведения касаются в первую очередь определения дополнительных информационных ресурсов для размещения данной информации. Такими ресурсами Закон определяет электронные торговые площадки, обеспечивающие проведение процедуры государственной закупки путем электронного аукциона. В частности, при проведении электронного аукциона информация о государственных закупках подлежит обязательному размещению как на официальном сайте, так и на соответствующей электронной торговой площадке. Таким образом, согласно Положению о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 года № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», порядок размещения заказчиком (организатором) некоторой информации о государственных закупках заключается в ее размещении заказчиком (организатором) на сайте электронной торговой площадки в закрытом доступе. Затем оператор электронной торговой площадки обеспечивает автоматическое переразмещение указанной информации на официальный сайт. С момента обеспечения оператором официального сайта размещения указанной информации, она отображается на электронной торговой площадке в открытом доступе.

– Расскажите подробнее об аукционном обеспечении?

– Затрагивая вопросы осуществления государственной закупки путем электронного аукциона, следует обратить внимание на норму Закона, определяющую виды и порядок предоставления аукционного обеспечения.

Закон предусматривает такие виды аукционного обеспечения, как предоставление банковской гарантии и перечисление оператору электронной торговой площадки денежных средств.

Если заказчик в аукционных документах установил требование, что участникам необходимо предоставить аукционное обеспечение и участник его не предоставил или предоставленное им аукционное обеспечение не соответствует требованиям аукционных документов, то комиссия заказчика (организатора) отклоняет предложение такого участника (часть 4 пункта 2 статьи 46 Закона).

Допуск предложения участника, не предоставившего требуемое заказчиком (организатором) аукционное обеспечение, к торгам исключен, что обеспечивает равенство участвующих в них лиц.

В России на законодательном уровне закреплен принцип обязательности предоставления участниками размещения заказа аукционного обеспечения в виде денежных средств. Это в свою очередь в наибольшей степени гарантирует заказчику исполнение поставщиком своих обязательств по заключению государственного контракта.

Однако в Беларуси внесение аукционного обеспечения не является обязательным условием, а применяется только в случае, если данное требование было установлено заказчиком (организатором) непосредственно в аукционных документах.

Возможно, практика применения норм Закона в дальнейшем позволит выявить преимущества обязательности внесения аукционного обеспечения всеми участниками электронного аукциона, что послужит гарантией участия в электронных аукционах добросовестных поставщиков.

– Насколько защищены участники государственных закупок в новом Законе?

– Законом прописывается порядок обеспечения прав и законных интересов лиц при проведении процедур государственных закупок.

Субъектами защиты прав Закон определяет участников и иных юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые вправе подавать заявления и жалобы. Организациями, чьи действия (бездействие) обжалуются, Закон называет заказчика (организатора), товарную биржу, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта.

Заявление подается непосредственно в организацию, действия (бездействие) которой обжалуются. При этом Законом установлены следующие сроки для подачи заявлений. Участник вправе обратиться с соответствующим заявлением, если договор о государственной закупке не заключен или не начато обжалование в уполномоченном государственном органе по государственным закупкам. Иные юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые не являются участниками процедуры государственной закупки, – до истечения срока для подготовки и подачи предложений и в части, касающейся приглашения или документов, представляемых заказчиком (организатором) участнику для подготовки предложений.

Жалоба может быть подана в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам. Сроки для подачи жалобы в зависимости от предмета обжалования установлены Законом следующим образом:

Участники, иные юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели вправе подать жалобу в отношении приглашения или документов, представляемых участнику для подготовки предложения, в течение срока для подготовки и представления предложений. В отношении иных обжалуемых действий (бездействия) жалоба может быть подана не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

Кроме предусмотренных способов обжалования, Закон устанавливает судебный порядок защиты прав и законных интересов лиц при проведении процедур государственных закупок. На основании иска заинтересованного лица процедура государственной закупки может быть признана судом недействительной, если она была проведена с нарушением законодательства о государственных закупках.

– Каким образом Закон регулирует биржевые торги как один из видов государственных закупок?

– Одним из видов государственных закупок Закон предусматривает использование биржевых торгов, которые эффективно применяются сегодня в Беларуси.

В соответствии с положениями Закона государственные закупки товаров могут осуществляться только на биржевых торгах согласно Перечню, который утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 года № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». В указанный перечень вошли все биржевые товары, предусмотренные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 года № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах».

Таким образом, Закон не изменяет существующий на данный момент порядок осуществления биржевой торговли. Более того, согласно нормам Закона самостоятельное регулирование биржевой торговли осуществляется в соответствии с законодательством о товарных биржах и отдельными нормами Закона, определяющими вопросы заключения договоров о государственных закупках, размещения информации о государственных закупках, подготовки заказчиком (организатором) справки о процедуре государственной закупки, порядка ведения дела по процедурам государственных закупок, а также защиты прав и законных интересов лиц при проведении государственных закупок.

Изменения в проведении электронного аукциона

Cо вступлением в силу Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и подзаконных нормативных правовых актов, c 1 января 2013 года вводится обязательность применения электронных аукционов для осуществления государственных закупок по преобладающему большинству товаров (работ, услуг).

В зависимости от вида закупаемого товара (работы, услуги) и размера ориентировочной стоимости годовой потребности в таком товаре (работе, услуге) законодательство Республики Беларусь предусматривает применение различных процедур государственных закупок.

Аккредитация заказчиков (организаторов) будет осуществляться на официальном сайте www.icetrade.by .

Заказчики (организаторы), аккредитованные на официальном сайте, будут автоматически признаваться аккредитованными на двух ЭТП.

Статус «уполномоченная организация» новым законодательством не предусмотрен.

Для участников электронного аукциона будет предусмотрена отдельная аккредитация на каждой ЭТП.

Таким образом, при аккредитации на ЭТП организации будет присваиваться статус (заказчик, организатор, участник).

Заказчики (организаторы) будут размещать всю информацию о проведении электронных аукционов (аукционные приглашения, аукционные документы, протоколы, сообщения о результатах электронных аукционов и др.) на ЭТП. При этом будет реализовано ее автоматическое дублирование на официальный сайт www.icetrade.by .

Для рынка черных металлов на территории Республики Беларусь ситуация останется неизменной

Торговля регулируется 714 постановлением, и большинство сделок как регистрировалось, так и будет регистрироваться и проходить на площадке ОАО «белорусская универсальная товарная биржа».

До текущего момента многие металлотрейдеры также пользовались возможностями портала ICETrade, но это была в большей степени информационная услуга: они подавали документы на участите в тендере, приезжали на вскрытие конвертов или дожидались официального сообщения, но в итоге, если это были белорусские поставщики, эти сделки все равно уходили на торги на ОАО «БУТБ». Очевидно, так предприятию было удобнее понять, с кем оно собирается заключить договор, оценить возможности организации-поставщика, качество продукции по предоставленному пакету документации, а затем выбрать наиболее приемлемые условия для закупки. И это, в целом, верные действия – сколько мы видели отвергнутых участников тендеров, не имеющих за душой ничего, кроме предложения по самой низкой цене: ни складов, ни сколько-нибудь объемных поставок на территорию Беларуси за год и так далее. Так что это взвешенный выбор собственника, на наш взгляд, хоть какой-то противовес обезличенным торгам.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.