Рейтинг производителей строительной техники
По данным аналитиков специализированного журнала International Construction, полученным из различных источников, включая аудиторские отчеты, отчетность компаний, авторитетные сторонние источники, в последнее время наметились серьезные изменения конъюнктуры рынка строительного оборудования. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты работы в прошлом году пятидесяти мировых компаний, задающих основные рыночные тренды. В 2013 году один из основополагающих показателей, характеризующих результаты их деятельности – доходы – снизился на 10 %, остановившись на отметке $163 млрд. В отчете, напечатанном в мартовском номере журнала, раскрываются причины этих движений.
Серьезное влияние на положение тяжеловесов отрасли оказал спад в горной промышленности, не имеющей к ним на первый взгляд непосредственного отношения. Однако на практике лидеры рынка имеют в этом сегменте весьма широкие интересы. Именно проблемы, переживаемые горняками, компания Caterpillar называет главной причиной сокращения своих доходов примерно на $10 млрд по сравнению с 2012 годом. Влияние этих проблем в той или иной мере ощутили все производители, входящие в «большую» десятку, их доходы в долларовом выражении за прошлый год ощутимо снизились.
Пять из десяти компаний, открывающих список крупнейших производителей, продемонстрировали снижение своей доли в общем объеме продаж. Так, Caterpillar потерял почти 3 % рынка (в 2013 году его доля составила только 19 % вместо 21,8 годом ранее). За Komatsu осталось 10,8 % (в 2012 – было 11,3). Hitachi, Zoomlion и Sany также потеряли по несколько позиций в рейтинге. Несмотря на то что остальным пяти компаниям ведущей десятки удалось удержать продажи на прежнем уровне и даже показать прирост, в итоге на долю крупных производителей пришлось 62,8 % доходов вместо прошлогодних 66,5.
Весьма заметным остается влияние китайского рынка на развитие отрасли строительного оборудования. Темпы роста объемов строительства здесь стремительно падают, насыщение рынка новой техникой достигнуто еще в 2010 году – все это определяет сегодня серьезное снижение доходов местных компаний. Так, Zoomlion и Sany не смогли удержать свои позиции в десятке крупнейших производителей. Компании Lonking, XGMA и Chenggong также опустились ниже в рейтинге. При этом XCMG, Liugong и Sanward остались на прежних местах, а Shantui даже переместилась на две строчки вверх.
В конечном итоге представительство китайских компаний в первой полусотне снизилось до 14,4 % по сравнению с 15 % в 2012 году. При этом самый высокий уровень китайского присутствия на топ-уровне – 16,9 %, был зафиксирован в 2011 году. В абсолютном выражении доходы китайских компаний составили в 2013 году $23,5 млрд, что значительно меньше в сравнении с пиковым периодом, равным в цифровом выражении $30,6 млрд. Снижение составило примерно 23 % в течение двух лет.
Значительное влияние на рыночную ситуацию оказало падение на протяжении всего 2013 года курса японской йены. Ослабление национальной валюты всегда на руку экспортерам, и японские производители в полной мере ощутили благотворное влияние этого фактора, серьезно нарастив в прошлом году внешние поставки. Так, продажи Komatsu в области строительного оборудования, исчисленные в йенах, выросли на 2,3 %. Однако при расчете доходов в долларовом выражении при составлении рейтинга использовался средний обменный курс за год, соответственно, в долларовом эквиваленте ситуация выглядит не так красиво. Доходы компании, претерпевшие конверсию, упали с $21 млрд в прошлом году до $17,6 млрд в этом. Снижение составило 16 %.
Подобная тенденция наблюдалась и у других японских компаний. Переместились вниз по рейтингу Hitachi, Kobelco, Tadano, Furukawa. Несмотря на то что в рейтинге присутствуют производители, которые смогли удержать свои позиции или даже завоевывать несколько мест, как в случае с Kubota, общая доля представителей Японии упала с 23,1 % в 2012 году до 22,4 % в 2013‑м.
Вместе с тем снижение в прошлом году долей на рынке и общих доходов китайских и японских компаний, а также падение продаж Caterpillar оказали положительное влияние на рейтинговые позиции европейских компаний. Их доля увеличилась с 21,1 до 26 %. Однако такой прирост больше объясняется техническими моментами составления рейтинга, нежели внезапным увеличением доходов производителей.
Позиционирование CNH в качестве итальянской компании, тогда как в предыдущих версиях рейтинга она включалась в число американских производителей, привело к «переходу» 2 % от суммы всех доходов из Америки в Европу.
Еще одним фактором, оказавшим влияние на долю европейских производителей, стало возвращение в рейтинг Sennebogen и Hiab. Они добавили еще один процент к доходам европейских производителей. Таким образом, из 4,9 %, на которые увеличилась европейская доля в прошлом году, 3 – обусловлены, скорее, техническими факторами и только 1,9 – собственно ростом доходов.
C точки зрения «призовых мест» положение европейских компаний выглядит стабильным. Volvo и Liebherr передвинулись вверх в первой десятке. Компания JCB поднялась на две позиции, обосновавшись на двенадцатом месте. На более низких строчках в рейтинге присутствуют Wacker Neuson, Fayat и Haulotte. При этом ни одна европейская компания не сдала более чем две позиции в рейтинге этого года.
Объективным фактором снижения активности в сфере строительного оборудования специалисты называют цикличность. Бизнес в сфере строительного оборудования – классический пример отрасли, развивающейся в рамках определенных временных циклов (с ростом доходов, когда экономическое развитие стабильно, и с резким падением, когда развитие замедляется). Традиционно после пяти-семи лет бурного роста следует двухлетний период резкого спада. Наглядным примером служат двухтысячные годы, когда стабильный период роста с 2003 по 2008 годы закончился обвалом экономики, и доходы в отрасли сократились примерно до 40 % уже в 2009 году. В 2011 и 2012 годах результаты были примерно одинаковыми. Рейтинг 2012 года стал наглядным отражением стагнации, а результаты 2013 года показали снижение доходов на 10 %. Что касается перспектив на 2014 год, то присутствуют определенные позитивные признаки на рынке и, в частности, оптимизм в отношении роста в Северной Америке, однако давать какие-либо определенные прогнозы на будущее сегодня мало кто возьмется.