«Стеклозавод Неман»: новая история старейшего белорусского бренда

0

Настоящие хрустальные бокалы при легком соприкосновении тонко вибрируют в мажорной тональности: ОАО «Стеклозавод Неман» начал поиск своего фирменного звучания еще 130 лет назад. С тех пор коллекции искристых мелодий, созданные талантом и профессиональной интуицией мастеров неманской школы, проникли в лучшие дома Старого и Нового света, служат изысканным украшением помпезных правительственных приемов и скромных семейных застолий. В этом качестве завод занимает уникальное положение в системе предприятия Министерства архитектуры и строительства, где старейший национальный бренд с богатой художественной историей наполняется новым инвестиционным и технологическим содержанием.

Современность быстро меняет обиходное значение некоторых терминов. К примеру, определение интеллектуальный продукт почти монопольно закрепленное за IT-сферой, без всяких натяжек подходит и для определения самых удачных авторских разработок от «Немана», говорит главный художник предприятия Василий Самохвалов:

– Речь идет не только об эксклюзивном дизайнерском замысле, но и об уникальных производственных навыках выдувальшиков, мастеров алмазной резки, других специалистов. Изделия ручной работы всегда были своего рода компромиссом между полетом художественной фантазии и жесткими технологическими ограничениями. Плюс к этому, к процессу создания новых коллекций плотно подключились службы сбыта и маркетинга. Увы, с этим не поспоришь, конечным индикатором качества нашей работы выступают рост или падение объемов продаж.

Секрет производства стекла открыт человечеством более 4 тысяч лет назад и, поверьте, сегодня создать штучный шедевр, яркий выставочный образец гораздо проще, чем разработать новый вариант тривиального стакана для воды.

Сложность и интеллектуальное наполнение задачи в том и заключается, что мы должны не просто следовать массовой моде, но и активно управлять развитием потребительской мотивации. А это уже высший маркетинговый пилотаж. К примеру, недавно на выставке во Франкфурте-на-Майне мы столкнулись с совершенно новой концепцией создания изделий из художественного стекла и хрусталя на основе углубленных психофизиологических исследований, анализа органолептических характеристик продуктов, когда для каждого напитка предусматривается собственная скрупулезно выверенная форма и стилистика бокала. Четверть века назад стандартным набором для серванта средней советской семьи были шесть рюмок, шесть бокалов и шесть фужеров – но это полная архаика. Каждому напитку – свой бокал! Сегодня мы учимся играть с вкусовыми восприятиями человека, стремимся подчеркнуть и повысить его социальный статус, удовлетворить эстетические пристрастия, стараемся учитывать национальные и даже религиозные особенности региональных рынков. Так, азербайджанская коллекция отличается своим восточным колоритом, который при этом мало приемлем для российских партнеров. В принципе, мы готовы выполнить заказ любой сложности, однако конкурировать по себестоимости с потоком низкосортных изделий оказывается весьма непросто. «Неман» находится в высшей ценовой категории, работает на сегменте «hand-made», где ценятся индивидуальные решения, а не поточные технологии.

 

Требования рынка, развитие экспортных программ обусловили создание гибкой системы управления ассортиментом. Заводские художники в 2012 году разработали порядка 300 новых изделий из хрусталя и стекла – это на порядок больше, чем создавалось в советские времена. В среднем от идеи до ее реализации в опытном образце проходит не более недели. К моему глубокому сожалению, далеко не все удачные задумки сразу поступают на прилавки магазинов, сначала они попадают в своеобразную «библиотеку для заказчиков» – на наши выставочные стенды, постоянно пополняя диапазон предложений «Стеклозавода Неман».

«Неман» в сети – товаропроводящей

Рыночная политика предприятия отличается здоровой агрессией и служит важнейшим направлением инвестиций, утверждает заместитель директора по сбыту Зоя Новицкая:

– Конъюнктура последних лет не очень благоприятствовала предприятию, которое специализируется на ручном производстве. Поток недорогой посуды из Юго-Восточной Азии занял многие наши традиционные сбытовые ниши. Впрочем, этот фактор сегодня уже работает против самих импортеров. Потребительская мотивация медленно, но верно меняется в пользу высококачественных изделий. Плюс к этому принесла свои положительные плоды наша целенаправленная деятельность по развитию собственной товаропроводящей сети. Мы создали 25 фирменных магазинов в различных регионах страны, плюс к этому готовится открытие еще двух точек в Минске и одной в Барановичах, оптового склада в Бресте. По этим каналам сейчас обеспечивается до 35% внутренних продаж и, кстати, очень быстрый оборот финансовых средств.

При этом порядка 70% продукции находит покупателей на внешних рынках в ближнем и дальнем зарубежье.Так, существует специальный ассортимент хрусталя для наших представителей в Казахстане, появилось четкое понимание запросов российского рынка, где высоким спросом пользуется бесцветное стекло – мы постоянно корректируем свои продажи на основе оперативной информации, благо она напрямую поступает от десятков дилеров и представителей завода. В целом, в нашем внешнеторговом активе находится порядка 15 стран, включая партнеров из ЕС, Южной и Центральной Америки, Объединенных Арабских Эмиратов, Новой Зеландии.

Вполне перспективным представляется развитие сотрудничества и с крупнейшими сетями супермаркетов «Корона», «Алми», «Виталюр», операторами розничной торговли в других странах, хотя требования сетевиков касательно упаковки, маркировки, стандартов качества достаточно жесткие и специфичные.

Общая конфигурация сбыта «Стеклозавода Неман» еще далека от завершения, но на настоящем этапе мы уже достигли одной из главных целей: крупным и мелким заказчикам предлагается постоянный выбор из 2–3 тыс. наименований и 8–10 тыс. перспективных разработок. Столь солидный ассортимент позволяет гибко и своевременно реагировать на изменения конъюнктуры, что абсолютно недоступно для большинства импортеров. А под знаком роста интереса к продуктам премиум-класса мы успешно реализовали через фирменную торговлю первую партию авторских работ из 500 наборов. Такие эксклюзивные изделия сегодня после продолжительной демпинговой гонки, устроенной импортерами, просто не имеют конкурентов на внутреннем рынке.

Безусловным приоритетом завода был и остается репрезентативный сегмент – выпуск уникальной сувенирной, коллекционной и выставочной продукции. Это подарки к международным конференциям, юбилеям и другим памятным датам, призы для фестивалей искусств, спортивных и профессиональных состязаний. Не без гордости отмечу, что на днях завод был включен в число трех отечественных предприятий, которым поручено изготовление национальной сувенирной продукции по заказу Администрации Президента.

   

Производственный вектор

Пик программ модернизации основного производства пришелся на вторую половину прошедшего десятилетия, со стороны государства в виде прямых бюджетных субсидий и различных финансовых преференций были направлены значительные средства, позволившие кардинальным образом обновить заводское хозяйство. В результате сегодня предприятие самостоятельно обеспечивает себя электро- и теплоэнергией, действуют три энергетических модуля на базе когенерационныхустановок JANBACHER (Австрия) мощностью 1,063 МВт каждая.

Параллельно проведена модернизация компрессорной станции завода с установкой четырех винтовых компрессоров KAESER (Германия). Единая система управления позволяет равномерно распределить нагрузку между агрегатами и экономить энергию. Производительность – 92 куб. м сжатого воздуха в минуту.

Построенный в 1970 году картонажный цех отметил второе рождение в 2007 году: появилась возможность изготовления качественной упаковки из гофрокартона и микрогофрокартона с флексографической печатью, что особенно ценно для продвижения основной продукции в торговых сетях. Среднемесячная потребность в таре, в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции, достигает 290 тыс. м 2. Также в 2007‑м был усовершенствован участок для изготовления индивидуальной упаковки в производственном корпусе № 4. Здесь установлено современное оборудование «Lamina» (Швеция).

В составном цехе работают две автоматизированные дозировочно-смесительные линии по приготовлению шихты для варки бесцветного (цветного) и хрустального стекла. Инвестиции были направлены на ввод в эксплуатацию современной дозировочно-смесительной линии приготовления шихты «Эталон-Тензо» (Россия) и смесителей шихты «ТЕКА» (Германия). Благодаря автоматизации обеспечивается высокая точность (0,1%) дозирования компонентов шихты, надежность бесперебойной работы линии.

В 2008 году модернизирована стекловаренная печь № 15 (проект НПЦ «Стекло-Газ», г. Гусь-Хрустальный, Россия) с увеличением ее производительности до 14 тонн/сутки и с организацией механизированного производства бесцветного стекла. Агрегат оснащен автоматизированной системой управления с выводом данных на компьютер, что позволяет вести процесс варки в оптимальном режиме.

Отжиг стеклоизделий производится на энергосберегающих печах производства фирмы Antonini (Италия). В 2008 году проведена модернизация участка химической полировки на основе оборудование SAPI IMPIANTI (Италия).

В производственном корпусе № 5 производятся изделия из хрусталя ручного производства. Кстати, работа именно этого цеха попала в объектив нашей камеры.

Первый заместитель директора, заместитель по финансам и информационным технологиям Эдуард Шалль готов был продолжать экскурс в современную историю завода, однако корреспондентов БСГ интересовал прежде всего конкретный результат технического перевооружения:

– Сделано действительно немало, и это как раз тот хрестоматийный случай, когда только технологическая и торговая активность производителя позволила удержаться на рынке в один из самых неблагоприятных периодов его развития. В сырьевом плане мы полностью зависим от импорта, а значит и от мировой конъюнктуры. Я еще помню времена, когда свинцовый сурик, основной ингредиент для выпуска хрусталя, стоил около $300 за тонну, сейчас биржевая цена фиксируется на уровне $2500–3000. В результате этого и многих других факторов некогда высокоразвитая на постсоветском пространстве отрасль впала в депрессию. Обанкротился старейший завод в Гусе-Хрустальном, объявил о банкротстве легендарный «Дятьковский хрустальный завод», один из старейших в отрасли, острый кризис переживают наши коллеги в Борисове. И это общая тенденция для многих стекольных предприятий в мире. Насколько мне известно, знаменитый бренд «Богемское стекло» переживает не лучшие времена, многие предприятия закрылись или разделились на несколько обособленных мелких производств, которые по своему усмотрению дорабатывают заготовки, произведенные механическим способом.

Однако в Беларуси уникальные традиции ручного производства решено было сохранить и приумножить – пока основу инвестиционного плана составляет государственная поддержка, но поиск стратегического инвестора постоянно продолжается, благо предприятие в целом уже поставлено на новые индустриальные рельсы.

Сила традиции

Все наши собеседники старательно обходили одну тему – возможность производства изделий из хрусталя и стекла под зарубежными брендами, хотя такой возможностью быстрого и относительно беспроблемного заработка отнюдь не брезговали другие производители. Причина отказа от иностранной франшизы, с нашей точки зрения, кроется не в экономических расчетах, а в патриотизме работников «Стеклозавода Неман». Марка, пришедшая к нам из глубины столетий, сама по себе заслуживает право на звание национального символа – яркого свидетельства таланта, бесконечной производственной энергии, творческого богатства белорусских мастеров.

Игорь Батян, директор ОАО «Стеклозавод Неман»

В дни, когда завод принимает поздравление со 130‑летием, я от лица своих коллег, прежде всего, хочу выразить искреннюю благодарность Правительству Республики Беларусь, нашим многочисленным друзьям и деловым партнерам за поддержку в период модернизации. Эта помощь стала важнейшим залогом успешного развития для крупнейшего в СНГ производителя изделий из хрусталя и стекла. Сегодня мы располагаем главным – чувством перспективы, материальными и интеллектуальными ресурсами для быстрого роста как промышленных, так и финансовых показателей. В стадию практической реализации входит крупный инвестиционный проект по выпуску теплоизоляционных материалов производственной мощностью до 16 250 тонн в год. Однако самой наглядной характеристикой роста является выработка на одного сотрудника – 300 тысяч евро в год. Это полностью соответствует европейским критериям эффективного рабочего места и нашему пониманию направления и целей развития. Поэтому данный инвестпроект должен стать первым, но далеко не единственным в новой истории «Стеклозавода Неман».

19 сентября 1883 года в урочище Коско Гончаровской волости Лидского уезда Виленской губернии помещиком Зеноном Ленским была построена гута. В 1891 году стесненный в средствах собственник сдал предприятие в аренду главному инженеру Дятьковского стеклозавода Вильгельму Краевскому и руководителю художественной мастерской завода Юлиусу Столле. В 1893 году арендаторы расширяют производство, устанавливают десятисильный локомобиль, выпускают ламповое стекло, аптекарскую и хозяйственную посуду, начинают варить хрусталь.

В 1896 году арендаторы в 4 км от завода Ленского на земле Анны Смольян в имении Могодино построили новый паровой стекольный завод, его стали именовать «Неман-Б» или «Новая гута». В это же время надворный советник Андрей Фелицианович Квецинский готовится к строительству стекольного завода в своем имении Островня в урочище Березовка. Завод ориентировался на выпуск листового стекла и столовой посуды. Каплинский, Брокер и Трубович, вложившие средства в его строительство, выступали в роли арендаторов. Уже первые месяцы работы показали, что ожидаемых прибылей не будет. Их решение о строительстве стекольного завода вблизи уже набравших силу предприятий было ошибочным. Поэтому уже в 1900 году Каплинский, Брокер и Трубович через Андрея Квецинского продают завод Краевскому и Столле. Последние к этому моменту уже выкупили завод Ленского и таким образом сконцентрировали в своих руках все стекольное производство в округе.

Как крупное промышленное предприятие завод сформировался к 1910 году, на нем выпускалось ламповое стекло, стаканы и аптечная посуда. Предприятие постоянно совершенствовалось и расширяло ассортимент выпускаемой продукции, что наряду с высоким качеством сделало торговую марку «Неман» престижной и узнаваемой не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Чего тут только не делали! И вазу с портретом Леонида Брежнева, и сервизы с гербом Республики Беларусь для наших посольств в разных странах мира, и даже венецианское стекло, тайна которого была разгадана выдувальщиком А. Федорковым.

Многочисленные документы, воспоминания старожилов и очевидцев рассказывают, как с годами менял свой облик завод, становясь крупным современным предприятием. Вместе с заводом росли и мужали люди. Одни достигали невиданных ранее вершин профессионального мастерства, другие овладевали теоретическими знаниями и становились инженерами, технологами, командирами производства. Завод явился для них своего рода испытанием на прочность, особенно для организаторов и руководителей, ведь от их умения работать с людьми, личной инициативы, смекалки, компетентности во многом зависит успех дела. Огромный вклад в развитие стекольного производства внесли династии мастеров выдувальщиков: Багинские, Брили, Валевские, Германовичи, Козаки, Клюкевичи, Кисляки, Коломыцкие, Михалькевичи, Иванюки, Павловские, Шевчики, Шиманские.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.