Гарантийный фонд как подушка безопасности?
Белорусская универсальная товарная биржа в качестве дополнительных способов обеспечения предполагает внедрение механизма страхования ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам и механизма поручительства биржи.
О намерениях поэтапного перехода на систему допуска к биржевым торгам только при условии предоставления обеспечения по всем совершаемым биржевым сделкам сообщила БУТБ. Уже сейчас биржей поводится ряд мероприятий по расширению перечня инструментов для обеспечения исполнения обязательств по биржевым сделкам. Однако в настоящее время активно используется лишь биржевой задаток.
БУТБ провела анкетирование среди активных участников торгов на предмет усовершенствования гарантийной системы биржи. Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов.
Корреспондент БСГ поинтересовалась, что по данному вопросу думают участники торгов.
Вадим Артюшкевич, ведущий специалист по маркетингу ЗАО «Северстальбел»:
Наша компания сталкивалась со случаями неисполнения обязательств по биржевым сделкам со стороны контрагентов. Чаще всего это была несвоевременная оплата.
На наш взгляд, биржевой задаток для продавца может нести некоторые проблемы. Например, если продавец постоянно присутствует на бирже и кроме этого не занимается продажей «с колес», имея собственный склад, то задаток в 2–3 % – это, прежде всего, замораживание значительного объема денег. Если он продает со склада 7000 тонн, то это он будет делать каждые торги и 2 % от 7000 осядут на счетах биржи на год и более. В этом смысле передоверие подобных сумм банкам под депозиты было бы не самым фантастичным выходом: клиенты биржи как минимум не теряют банковский процент в месяц с подобных сумм. Следующий нюанс, 2–3 % задатка, идущие в качестве компенсации продавцу при неоплате (несвоевременной оплате) покупателем, – незначительная сумма (покупатель планирует закупки, его задаток будет значительно ниже, чем у продавцов), остальное будет по-прежнему взыскиваться в порядке, определенном Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Для покупателей биржевой задаток несет в первую очередь повышение цены на товар, в случае повсеместного введения задатка продавцы будут компенсировать замораживание объемов, вероятные банковские проценты на эти объемы и риски, связанные с национальной валютой. Кроме того, очевидно, что, если покупатель всеми силами старается приобрести товар с отсрочкой платежа, он вряд ли найдет даже 2–3 % от планируемого объема.
В идеальном варианте задаток должен быть для покупателей на случай неоплаты ими приобретенных товаров в размере 100 % – вся сумма контракта хранится на субсчете биржи до поставки. В то же время понятно, что никто из покупателей на это не пойдет.
Также задаток можно использовать для продавцов, не имеющих собственных или арендуемых складских площадок, то есть для тех, кто не может гарантировать поставку наличием выставляемого металла на собственных складах. Для тех же, кто может, вероятно, потребуется ввести механизм сверки остатков либо временной (на время торгов) передачи выставленных остатков на условное хранение бирже.
Система гарантии задатком для продавцов транзитных поставок (поставка в течение более одной недели) также требует отдельного обсуждения из-за таких особенностей, как прямые закупки у комбинатов крупными поставщиками, несущими ответственность за комбинат, но способными в любом случае выплатить оговоренные штрафные санкции даже за счет объемов, хранящихся на складах, а также доставка автотранспортом мелкими частными фирмами в случае просрочек поставки не имеющими никакого финансового обеспечения для погашения пени.
Главным недостатком гарантийного фонда мы видим рост себестоимости продукции, производимой предприятиями, закупающими данный товар на бирже, то есть биржа будет причиной роста цен и снижения конкурентоспособности белорусской продукции вместо обратного. Это произойдет также из-за того, что продавцам придется перекладывать затраты на плечи покупателей – цены на металл вырастут.
Кроме того, среди неплательщиков вряд ли найдется много предприятий, спокойно расстающихся с большим объемом денег, а для предприятий, которые нормально функционируют, вся эта система обеспечения не нужна вовсе.
На наш взгляд, из вышеотмеченных трех вариантов страхование (аналог общегражданского автострахования) наиболее предпочтителен: покупатель страхует собственные неплатежи. Мы видим лишь одну проблему: это очень дорого, никто не пойдет на такие условия. Страхование поставщиков же стоит проводить с учетом обращений в арбитражи: не нужно лишний раз возвращаться к росту затрат, но с «наказанием» ответственностью мы согласны.
Сегодня в Гражданском кодексе существуют вполне рабочие условия, которые позволяют бороться с неисполнением договорных обязательств.
Все, что предлагается выше, первым делом приведет к росту себестоимости продукции, производимой белорусскими предприятиями из металла, проданного через биржу – продавцы включат свои затраты в цену.
Более привлекательной станет закупка напрямую у предприятий-нерезидентов: так биржа станет еще и причиной оттока валюты из страны.
Еще одной интересной особенностью введения подобных заградительных мер будет стимулирование бесконтрольного мелкого частника, который за счет более низкой себестоимости станет конкурентен на рынке Беларуси и за ее пределами, в то время как государственные металлоемкие предприятия, которые обязаны покупать металл на бирже, будут нести все большие убытки.
Если говорить об участии биржи, то, как нам кажется, наиболее предпочтительной будет следующая форма обеспечения:
Более принципиальное отношение к предприятиям, отстраненным от торгов по неисполнению договорных обязательств. Исключить из практики обычные на сегодня допуски отстраненных предприятий без полной проверки (например, актами сверки со всеми должниками). По сути, стоит вообще исключить участие контрагентов в принятии подобных решений, оставив четко формализованное решение только за биржей. Тем самым исчезнет возможность позвонить продавцу и попросить пустить на торги: есть договор, который должен быть исполнен на условиях, указанных в нем, есть и документ подтверждающий отсутствие задолженностей, точка.
Сегодня нет никакого ощущения ответственности у контрагентов: не оплатил – отстранили, подождал полгода – оплатил, опять на торгах, и так до бесконечности. Если еще «горит план», то допуск на торги получается быстрее в разы. При наличии же штрафных санкций, прописанных в договоре и выплачиваемых на счет биржи (можно использовать частично в качестве компенсации потерявшему контрагенту, частично – в пользу биржи), постоянные скачки из состояния «допущен» в состояние «не допущен» и обратно станут накладными для предприятия, что приведет к росту платежной дисциплины для покупателей и дисциплины поставок для продавцов.
Если для государственных покупателей, участвующих в торгах, отстранение – важный фактор улучшения дисциплины платежей, так как им обычно больше негде купить металл, то для коммерческих предприятий отстранение ничего не значит: они могут купить дешевый металл на торгах, нарушить все условия и спокойно продолжить работу, закупая там, где пожелают, оставив продавцу решение только посредством судебных исков. Таким образом, для подобных нарушителей требуется отдельная шкала штрафных санкций как при отстранении от торгов, так и при последующем допуске.
Вадим Артюшкевич, консультант БСГ