Строительный лизинг: правила диктуют крупные игроки

0

Главными двигателями рынка строительного лизинга были и остаются два фактора: угрожающая степень износа основных фондов и отсутствие у большинства предприятий отрасли собственных оборотных средств для обновления парка спецтехники и оборудования. В ряду инструментов для решения этих проблем (покупка за счет заемных средств, аренда) именно лизинг представляется наиболее привлекательным.

В мае Ассоциация лизингодателей, подводя итоги минувшего года, сделала оптимистичный вывод о том, что данный сегмент наконец вытянул отложенный спрос кризисного 2011 года, когда заключение лизинговых договоров практически было приостановлено.

Однако развитие рынка тормозили высокие банковские ставки: весь 2012 год стоимость кредитных ресурсов в рублях не опускалась ниже 40% годовых, что слабо привлекало потенциальных лизингополучателей. Работали в основном компании, номинировавшие лизинговые платежи в валюте с оплатой белорусскими рублями по курсу Нацбанка.

Несмотря на сложные условия, рынок лизинга вырос и в рублях, и в валюте. Объем нового бизнеса, или стоимость заключенных за год договоров лизинга, составил Br10,6 трлн рублей, или 983,5 млн евро. В рублевом эквиваленте прирост к 2011 году составил 54%, в валютном – 15%. Но до результата 2010 года – 1,014 млрд евро – дотянуться так и не удалось. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал в прошлом году снизилась на 0,6 процентных пункта – до 7%.

В ассоциации отметили, что в последние три года высокими темпами рос объем международного лизинга. В 2012 году он увеличился на 66%. В том числе 55,7% договоров заключено с резидентами СНГ и 44,3% – с резидентами дальнего зарубежья.

Эксперты обратили внимание на снижение уровня просроченной задолженности с 13% в 2009 году до 8% в 2011‑м и 4,8% в 2012 году. Основная масса задолженности приходится на лизинг сельскохозяйственной техники по госпрограммам.

Сохранилась сложившаяся в 2011 году структура предметов лизинга. Доля лизинга транспортных средств составила 59,0% рынка, машины и оборудование – 33,7%, здания и сооружения – 6,6%, прочее – 0,7%. К сожалению, Ассоциация не ведет специальной статистики по строительной технике и оборудованию, но руководствуясь общим трендом, можно предположить, что и здесь наблюдается оживление процесса.

Если на протяжении последних десяти лет устойчивой тенденцией было снижение доли банков‑лизингодателей в общем объеме лизинговых операций, то 2012 год стал исключением. В 1990‑е годы банки-лизингодатели контролировали около 75% рынка лизинга, в 2007‑м – 39%, в 2011‑м – 4%. В 2012 году банки нарастили объемы на 983% и заняли на рынке лизинга нишу в 25,5%, что свидетельствует о возрастающем интересе банков к лизингу как одному из наиболее эффективных и безопасных способов инвестирования в основные фонды. В связи с увеличением доли банков на рынке лизинга несколько изменилась и структура источников финансирования лизинговых операций: 60% составили заемные средства и 40% – собственные.

По просьбе корреспондента БСГ ситуацию комментирует начальник отдела лизинговых операций Департамента корпоративного бизнеса ЗАО «Альфа-банк» Надежда Кушнерева:

– В структуре объектов лизинга, переданных «Альфа-Банком», лидирует грузовая автомобильная техника, коммерческие автомобили и оборудование. Тем не менее доля непосредственно строительной техники (самосвалы, катки, бульдозеры, экскаваторы и пр.) заметна и составляет около 15–20% от всего портфеля лизинговых сделок «Альфа-Банка». Данная услуга всегда пользовалась и продолжает пользоваться стабильным спросом.

– Насколько изменилось положение дел на рынке за последние годы?

– Лизинг как форма финансирования все шире применяется белорусскими предприятиями. Если десять лет назад почти каждые переговоры по заключению лизинговой сделки начинались с объяснения того, что такое лизинг и какие у него преимущества перед кредитованием, то сейчас объяснять ничего не нужно: большинство клиентов уже не раз приобретали имущество по лизинговым схемам. Это подтверждается и данными Белорусского союза лизингодателей. Объем нового бизнеса лизинговых компаний Беларуси после некоторого снижения в 2011 году неуклонно растет. Только за 2012 год данный показатель в валютном эквиваленте возрос на 15% по сравнению с 2011.

Кроме того, тенденцией последних лет стало активное сотрудничество с продавцами той или иной техники. Многие клиенты, которые хотят приобрести технику в лизинг, интересуются прежде всего у своего поставщика (особенно если это официальный дилер), какую лизинговую компанию или банк он может посоветовать. Это заставляет продавцов техники постоянно «держать руку на пульсе» и проводить мониторинг предложений по лизингу на рынке. Во многих крупных компаниях-поставщиках даже есть специальные сотрудники, в чьи обязанности входит подобный мониторинг, а также разработка совместных программ с лизингодателями.

Как итог появляется все больше и больше совместных программ лизингодателей и продавцов автотехники. В «Альфа-Банке» примером успешного сотрудничества стали совместные программы с Энергией ГмбХ (дилер марки «Мерседес») и «Турботраксбел» (дилер DAF), а также совместная программа с Белорусской ассоциацией автомобильных перевозчиков, в рамках которой осуществляются поставки автотехники марки MAN, Scania, Kogel и KRONE.

– С какими проблемами сталкиваются лизингодатели при проникновении в строительный сегмент? Как они решаются в вашей компании?

– Деятельность строительных компаний сезонная, кроме того, зачастую у них нет выручки в валюте, тогда как потребность заключить договор лизинга в валюте под соответствующую ставку есть. Однако оба вопроса легко решаются. Первый – за счет предоставления отсрочек по лизинговым платежам, установления сезонности платежей по лизингу (летом платежи больше, зимой – меньше). Второй – за счет заключения договоров так называемого «псевдовалютного лизинга», когда график платежей составляется в валюте под валютную ставку, а платит клиент белорусскими рублями в соответствии с порядком, прописанном в договоре лизинга.

– Что необходимо менять для улучшения ситуации, и каковы прогнозы на будущее?

– Уверена, что объемы лизинговых сделок в Беларуси будут в дальнейшем только расти. Вместе с тем будет нарастать и специализация лизинговых компаний. Уже сейчас многие производители техники мирового уровня открыли в Беларуси представительства своих финансовых компаний, призванных финансировать приобретение техники через лизинговые схемы. При этом белорусские банки уже сегодня предпочитают не создавать дополнительную конкуренцию своим дочерним лизинговым компаниям, предоставляя кредиты сторонним лизингодателям. Некоторые из белорусских банков пошли по пути заключения лизинговых сделок от имени самого банка, без создания отдельных юридических лиц. Такой подход позволяет сохранить низкий уровень ставок для клиентов. И именно его выбрал для себя «Альфа-Банк» в Беларуси.

Перспектива видится такая: количество независимых частных компаний-лизингодателей будет сокращаться, уступая место на рынке банкам-лизингодателям, дочерним компаниям банков и лизинговым компаниям, связанным с крупными производителями техники.

ТОП‑5 белорусских лизингодателей

По результатам исследования, проведенного Ассоциацией лизингодателей, составлен рейтинг лизинговых компаний. В нем учитывались количественные результаты и эффективность лизинговой деятельности, а также показатели финансовой устойчивости лизинговых компаний.

В первой пятерке лизинговых компаний четыре относятся к категории банковских, в первой десятке их всего пять. К категории независимых в первой десятке могут быть отнесены три компании, что в целом соответствует общеевропейским показателям, где наиболее крупные лизингодатели относятся либо к банковскому сектору, либо являются подразделениями крупных промышленных и финансово‑инвестиционных холдингов. Все это повторяет расклад рейтингов предыдущих лет.

В 2012 г. по сравнению с 2011 г. состав компаний первой пятерки остался прежним.

На первые две компании рейтинга приходится 44,13% совокупного объема нового бизнеса и 47,18% совокупного лизингового портфеля, почти столько же на компании с третьей по десятую строчку – 44,79% и 47,49% соответственно. Остальные 23 участника рейтинга обеспечивают 11,08% совокупного объема нового бизнеса и 5,33% совокупного лизингового портфеля. Эти цифры свидетельствуют о существенном перераспределении в 2012 г. долей рынка между компаниями первой десятки и сохранении разрыва между ними и остальными участниками рейтинга, а также указывают на увеличение конкуренции между лидерами рейтинга.

Лидерами рынка по итогам рейтинга за 2012 г. стали:

  • Частное унитарное предприятие «АСБ Лизинг».
  • Открытое акционерное общество «ВТБ Лизинг».
  • Открытое акционерное общество «Агролизинг».
  • Совместное общество с ограниченной ответственностью «Райффайзен-Лизинг».
  • Открытое акционерное общество «Промагролизинг».

Лидерами рынка по итогам рейтинга за 2012 г. по показателю финансовой устойчивости стали:

  • Открытое акционерное общество «Промагролизинг».
  • Совместное общество с ограниченной ответственностью «Интерконсалтлизинг».
  • Общество с ограниченной ответственностью «Агрофинанс».

Исследование также показало, что из ранжированного списка лизинговых компаний лишь 33,4% не имеют проблем с клиентами в части расчетов: просроченная задолженность по платежам с ними отсутствует. В 2011 г. этот показатель равнялся 28,6%.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.