Прочность с запасом
Каждую пятницу над карьером «Микашевичи» повисает тишина. Останавливаются механизмы, котлован покидают люди. После томительного отсчета секунд технический взрыв поднимает в воздух сотни тысяч тонн породы. Стартует очередной недельный производственный цикл РУПП «Гранит».
Самая большая открытая горная выработка в Центральной Европе по добыче строительного камня эксплуатируется с 1973 года. Геологическая экспертиза показывает, что запасов строительного камня, представленного диоритами, гранодиоритами, гранитам, при заданных темпах добычи хватит более чем на три десятка лет.
В настоящее время предприятие выпускает более 21 млн. тонн нерудных строительных материалов в год. По сути, без этой продукции не обходится ни одна национальная транспортная инфраструктура. Щебень востребован в гражданском и дорожном строительстве, при создании аэродромных покрытий и стоянок для автомобильного транспорта, в гидротехническом строительстве, незаменим для балластного слоя железнодорожного полотна.
Однако монополия предприятия в своей специфической нише рынка стройматериалов достаточно условна и вовсе не гарантирует постоянных масштабных заказов. За них приходится сражаться. Маркетинговая политика РУПП «Гранит» предполагает равную активность как на внутреннем, так и на внешних рынках. Заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности, маркетингу и сбыту Александр ВОЙТКУС не без удовлетворения перечисляет перспективные проекты внутреннего рынка, где предприятие заняло прочные позиции.
Традиционно холдинг «Белавтодор» является крупнейшими заказчиками продукции РУПП «Гранит». Только строительство автомагистрали М-6 (Минск — Гродно — погранпереход с Польшей) обеспечило предприятию в 2018 году сбыт около 1 300 000 тонннерудных строительных материалов. В текущем году закончена реконструкция взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта «Минск». Постоянный канал сбыта дает продолжающееся строительство Белорусской АЭС. Стройплощадка крупнейшего мультимодального промышленно-логистического комплекса «Бремино-Орша» в поселке Болбасово становится стабильным потребителем щебня до 2024 года. Город-герой Брест готовится широко отмечать свой 1000-летний юбилей в 2019 году, в связи с чем открыто финансирование ряда проектов гражданского и дорожного строительства. И здесь не обойдется без продукции из карьера «Микашевичи».
Реконструкция участка автодороги Р-80, который входит в состав второй кольцевой автодороги белорусской столицы, будет завершена в 2019 году. Таким образом, вся вторая кольцевая автодорога вокруг Минска станет четырехполосной. Помимо решения транспортных потребностей самой столицы, это еще и транзит из России в страны Балтии. Соответствующее кредитное соглашение подписано между Беларусью и Европейским банком реконструкции и развития. Среди поставщиков проекта также РУПП «Гранит».
Экспортная доля в объеме сбыта «Гранита» достигла 40% и на предприятии считают, что эту планку снижать нельзя. Стратегия строится на удержании уже занятых рыночных ниш. Как и для всей отрасли производства стройматериалов, здесь существует транспортное плечо рентабельности. Эти семьсот-восемьсот километров и определяют радиус бизнес–интересов РУПП «Гранит»: Россия, Польша, страны Балтии. Крупнейшим внешним потребителем все еще остается РФ, но с некоторых пор в Микашевичах крайне внимательно отслеживают европейские новости.