Приемка объекта в эксплуатацию без подписи участника комиссии возможна

0 25

Законченные возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом, благоустройством и подготовленные к эксплуатации объекты, в том числе очереди строительства, пусковые комплексы (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Требование об этом содержится в статье 59–1 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Порядок проведения приемки объекта в эксплуатацию и составления соответствующего акта независимо от источников финансирования регламентирован Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 (в ред. от 25.07.2012) (далее – Постановление № 716), а также Техническим кодексом установившейся практики «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» (ТКП 45–1.03‑59‑2008 (02250)).

В соответствии со статьей 59–1 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», а также пунктами 16 и 18 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. Постановлением № 716, приемочные комиссии назначаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией путем принятия соответствующего решения (приказа, постановления, распоряжения), в котором указываются состав приемочной комиссии, ее председатель, назначаемый из числа ее членов, устанавливаются даты начала и окончания работы комиссии.

Приемочные комиссии следует назначать не менее чем за 30 дней до начала приемки объекта в эксплуатацию по объектам, нормативные сроки продолжительности строительства которых составляют менее 30 дней, не менее чем за 15 дней.

В состав приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов включаются:

  • представители застройщика (заказчика и подрядчика – в случае заключения договора строительного подряда);
  • разработчика проектной документации;
  • эксплуатационной организации при ее наличии;
  • местного исполнительного и распорядительного органов;
  • органа государственного пожарного надзора.

В состав приемочных комиссий могут быть включены представители других государственных органов, иных организаций по согласованию с этими органами, организациями. При приемке в эксплуатацию многоквартирных жилых домов организаций застройщиков, товариществ собственников в состав приемочной комиссии включаются председатели правлений указанных организаций (с их согласия).

Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм, обязательный состав приемочной комиссии формируется заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией в одностороннем порядке независимо от желания членов комиссии, участие которых в приемке обязательно.

На членов комиссии возложена обязанность по участию в ее работе. Участие выражается в осмотре объекта завершенного строительством, оценке его по следующим критериям качества:

  • соответствие объекта утвержденной проектной и разрешительной документации;
  • соответствие выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ (далее – строительно-монтажные работы), примененных материалов и изделий требованиям технических нормативных правовых актов;
  • соответствие исполнительной документации выполненным строительно-монтажным работам и требованиям технических нормативных правовых актов;
  • достижение предусмотренных проектной документацией технико-экономических показателей;
  • соответствие проектной документации выданной разрешительной документации (архитектурно-планировочному заданию, заключениям согласующих организаций, техническим условиям на инженерно-техническое обеспечение объекта);
  • соответствие объекта требованиям нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, эксплуатационной надежности и долговечности. Указанные критерии должны быть подтверждены:

а) положительными заключениями государственных органов надзора (их структурных подразделений), иных государственных организаций, осуществляющих государственный надзор в строительстве;

б) испытаниями инженерных систем и сетей;

в) наличием декларации заказчика о соответствии построенного объекта требованиям ТР 2009/013 BY;

  • готовность инженерной инфраструктуры обеспечивать подачу и отведение ресурсов в объемах, предусмотренных проектной документацией (справки эксплуатационных организаций);
  • наличие акта приемки объекта в эксплуатацию с подписями всех членов приемочной комиссии.

При необходимости приемочные комиссии проводят контрольные измерения, назначают контрольные опробования, испытания и проверки.

В случае если объект соответствует установленным в законодательстве критериям качества, согласно пункту 6 Положения акта приемки объекта в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии. На практике возможны случаи отказа члена приемочной комиссии от подписания акта. Подобный отказ должен быть оформлен письменно и мотивированно (указано обоснование отказа) не позднее даты окончания работы приемочной комиссии с обоснованием причин отказа.

По окончании работы приемочной комиссии ее председатель представляет акт приемки объекта в эксплуатацию лицу (в орган), назначившему приемочную комиссию для его утверждения. Если же один из членов приемочной комиссии письменно отказался от подписания акта приемки, председатель комиссии должен принять решение о завершении приемки и предоставить акт лицу (в орган), назначившему приемочную комиссию, либо же составить мотивированное заключение о неготовности объекта к эксплуатации в зависимости от мотивов отказа от подписания и с учетом каждой конкретной ситуации.

Таким образом, приемка объекта в эксплуатацию без подписи кого-либо из членов приемочной комиссии возможна, однако отказ от подписания при этом должен быть письменным и мотивированным (содержать обоснование причин отказа). Подтверждением этого является содержание пункта 7 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. Постановлением № 716. Как следует из его содержания, утверждение акта приемки объекта в эксплуатацию допускается при отсутствии в данном акте подписи кого-либо из членов приемочной комиссии, но при наличии письменного отказа члена приемочной комиссии от его подписания.

Акт приемки объекта в эксплуатацию утверждается решением (приказом, постановлением, распоряжением) лица (органа), назначившего приемочную комиссию, в течение 15 дней со дня его подписания членами комиссии (с учетом необходимости соблюдения сроков для выдачи утвержденного акта приемки объекта в эксплуатацию местными исполнительными и распорядительными органами).

Понудить подписать акт приемки члена комиссии, отказавшегося от подписания в судебном порядке невозможно, поскольку подобные требования не подлежат рассмотрению в суде. Такой способ защиты нарушенных гражданских прав не предусмотрен статьей 11 ГК Республики Беларусь. Предусмотренный статьей 11 ГК Республики Беларусь способ защиты нарушенных гражданских прав как присуждение к исполнению обязанности в натуре может быть использован заинтересованным лицом именно при возможности заявления требований о реальном исполнении обязательств в отношении индивидуально-определенных вещей (статья 369 ГК Республики Беларусь). Акт приемки объекта в эксплуатацию подобной вещью не является.

Если же член комиссии не только не подписывает акт приемки объекта в эксплуатацию, но и отказывается составить письменный ответ об этом, возникает проблема, поскольку в пункте 7 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. Постановлением № 716 содержится прямой запрет на утверждение акта в подобной ситуации.

Привлечение к административной ответственности такого члена комиссии может поспособствовать получению «заветной» подписи на акте или отказе от подписания акта.

Отказ члена комиссии от возложенных законом на него обязанностей в соответствии с пунктом 10 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства и разделом 5 ТКП 45–1.03‑59‑2008 является нарушением порядка приемки объекта в эксплуатацию, за что несут ответственность согласно законодательству не только председатель приемочной комиссии, но и члены комиссии.

Административная ответственность за отказ от подписания акта приемки или письменного отказа от подписания установлена в части 1 статьи 21.6 КоАП Республики Беларусь. В соответствии с ней нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка или правил приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. Вместе с тем представляется, что данная мера является недостаточно эффективной и наказание за подобное правонарушение с учетом огромной капиталоемкости подрядной деятельности должно быть существенно увеличено. О данной необходимости свидетельствуют многочисленные обращения в суды терпящих убытки заказчиков с вопросами, как поступать им в данной ситуации. С этим мнением соглашаются многие специалисты-правоведы в сфере строительства (см., например, Бобков, А. В. Правовое регулирование строительной деятельности / А. В. Бобков // Налоги Беларуси: научно-практический журнал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2008. – № 39. – С. 74–77). Размер штрафа должен быть как минимум равным санкциям, установленным в части 3 статьи 21.6. КоАП Республики Беларусь для принимающего в эксплуатацию объект лица, т. е. до 200 базовых величин.

Кроме того, непринятие в эксплуатацию объекта завершенного строительством влечет возникновение убытков у заказчика строительства, которые могут быть взысканы с виновного в их возникновении члена приемочной комиссии в случае доказательства его вины в соответствии со статьей 14 ГК Республики Беларусь.

Следует предостеречь заказчиков, застройщиков либо уполномоченных ими организации от приемки в эксплуатацию объектов в отсутствие подписи в приведенной ситуации. Подобная поспешность также влечет административную ответственность согласно части 3 статьи 21.6. КоАП Республики Беларусь. В соответствии с ней эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию влекут наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 200 базовых величин.

Утверждение акта приемки обусловливает период времени, с которого объект недвижимости ставится на учет как основное средство.

Приведем пример.

Кассационной коллегией ВХС Республики Беларусь была рассмотрена кассационная жалоба ОДО «П» на решение хозяйственного суда постановление апелляционной инстанции по заявлению ОДО «П» к ИМНС о признании недействительным решения1.

Решением хозяйственного суда требования заявителя ОДО «П» удовлетворены частично, признано недействительным решение в части доначисления налога на недвижимость принятое ИМНС. В остальной части заявителю ОДО «П» отказано.

Постановлением апелляционной инстанции решение хозяйственного суда первой инстанции оставлено без изменения.

Как следует из содержания кассационной жалобы, по поручению органа уголовного преследования и на основании предписания ИМНС проведена внеплановая налоговая проверка ОДО «П» по вопросам соблюдения налогового законодательства, иным вопросам, входящим в компетенцию налоговых органов, по результатам которой составлен акт проверки о нарушении плательщиком законодательства.

Согласно акту проверяющими были сделаны выводы о неправомерном отнесении на затратную часть амортизации, начисленной в 2008 году, январе-сентябре 2009 года по объектам «Головная станция в городе Д.» и «Кабельная магистраль в городе Д.», принятым на учет в качестве основных средств в 2007 году в отсутствие оформленного акта приемки объекта в эксплуатацию, что явилось нарушением пункта 85 Инструкции № 187 и пункта 47 Инструкции № 37.

В акте проверки изложены также иные нарушения плательщиком налогового законодательства.

На основании материалов проверки ИМНС принято решение о доначислении налогов, сборов (пошлин), иных платежей и пени.

Как было отмечено в постановлении кассационной инстанции, хозяйственный суд первой и, в последующем, апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным решения ИМНС о доначислении налога на недвижимость и пени, исходя из положений пунктов 17, 18 Инструкции № 182, пришел к выводу о том, что поскольку приказами ОДО «П» соответственно утверждены акты ввода формы ОС-1а, подписанные созданной на основании приказа комиссией, опираясь на которые на бухгалтерский учет были приняты объекты «Головная станция в городе Д.» и «Кабельная магистраль в городе Д.», и в результате использования указанных объектов плательщиком была получена выручка от реализации услуг (услуг кабельного телевидения), то начисленная по указанным объектам как основным средствам амортизация правомерно была отнесена плательщиком на затратную часть.

Кассационная коллегия признала указанные в этой части выводы хозяйственного суда первой и апелляционной инстанций неправомерными исходя из следующего.

Пунктом 85 Инструкции № 187 (утратила силу с 01.07.2009) и пунктом 47 Инструкции № 37 предусмотрено, что по неоконченным строительством или неоформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, фактически эксплуатируемым организациями, которым они будут переданы в состав основных средств, амортизация начисляется на основании справки о стоимости указанных объектов или их частей по данным учета капитальных вложений исходя из нормативного срока службы, установленного комиссией линейным способом, и учитывается в составе расходов будущих периодов. При оформлении актами ввода в действие этих объектов и зачислении их в состав основных средств производится уточнение ранее начисленной суммы амортизационных отчислений в составе расходов будущих периодов с учетом стоимости введенного объекта основных средств и включение в состав затрат текущего периода уточненной суммы амортизационных отчислений.

В соответствии с подпунктом 3.6 пункта 3 ТКП 45–1.03‑59‑2008, утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2008 № 433 (далее – ТКП 45–1.03–59–2008) (является техническим нормативным правовым актом согласно абзацу 26 статьи 1 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и доводится до всеобщего сведения на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов»), под термином «объект строительства» с соответствующим определением понимается здание, сооружение, инженерные и транспортные коммуникации, на строительство (реконструкцию, реставрацию, благоустройство или ремонт) которых разрабатывается проектная документация.

Подпунктами 4.16, 4.18 пункта 4 ТКП 45–1.03‑59‑2008 установлено, что приемка в эксплуатацию очередей, пусковых комплексов, входящих в состав объекта, производится в порядке, определенном для приемки объекта в целом. Датой приемки объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной комиссией.

Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной комиссией в силу положений абзаца 1 пункта 7 Положения о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1991 № 452 (с изменениями и дополнениями) (утратило силу с 09.06.2011 в связи с принятием Постановления № 716).

Согласно материалам дела строительство объекта «Крупная система кабельного телевидения в городе Д.» осуществлялось по проектной документации ОДО «П» собственными силами.

Объект «Крупная система кабельного телевидения в городе Д.» был предъявлен к приемке в эксплуатацию, и приемочной комиссией, назначенной приказом директора ОДО «П» от 19.10.2009, указанный объект был принят на основании акта приемки объекта, законченного строительством, реконструкцией, реставрацией, от 19.10.2009.

В соответствии с абзацем 15 части 2 пункта 4 Инструкции № 118 к основным средствам не относятся неоконченные строительством или неоформленные актами ввода в эксплуатацию объекты капитального строительства и иные вложения во внеоборотные активы до их ввода в эксплуатацию.

Из вышеизложенного следует, что основанием для принятия на учет основных средств служит акт приемки объекта (акт ввода объекта в эксплуатацию), принятый в установленном порядке и по установленной форме, который имел место только от 19.10.2009.

Вывод хозяйственного суда первой и апелляционной инстанций о том, что начисленная в 2008 году и январе-сентябре 2009 года амортизация по основным средствам обоснованно была отнесена плательщиком на затратную часть в связи с тем, что объекты «Головная станция в городе Д.» и «Кабельная магистраль в городе Д.» были приняты на учет в 2007 году в качестве основных средств на основании первичных учетных документов, а именно актов ввода формы ­ОС-1,­­ несостоятелен по той причине, что акт формы ОС-1 и акт формы ОС-1а оформляется на основании акта ввода объекта в эксплуатацию.

В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Инструкции о порядке заполнения бланков типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 № 168 (далее – Инструкция № 168), акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма ОС-1), акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (форма ­ОС-1а)­ применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, – в момент приобретения; для объектов, требующих монтажа, – после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших путем ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений).

Таким образом, после ввода объекта в эксплуатацию и принятия объектов в состав основных средств производится уточнение периодов с учетом стоимости введенного в эксплуатацию объекта и уточненная сумма амортизационных отчислений включается в состав затрат текущего периода.

Согласно акту проверки суммы амортизационных отчислений учтены в составе затрат, принятых в расчет при налогообложении, в октябре 2009 года после подписания приемочной комиссией акта приема объекта, законченного строительством, реконструкцией, реставрацией, от 19.10.2009.

Применение хозяйственным судом первой и апелляционной инстанций Инструкции № 182 к спорной ситуации неправомерно, поскольку предметом регулирования данной Инструкции является определение правил организации и ведения бухгалтерского учета расходов, в то время как Инструкцией № 187 и Инструкцией № 37 устанавливается особый порядок отражения в бухгалтерском учете эксплуатируемых основных средств, не введенных в эксплуатацию в установленном порядке.

При вышеизложенных обстоятельствах судебные постановления подлежат отмене в части признания недействительным решения ИМНС о доначислении налога на недвижимость и пени, в связи с чем ОДО «П» надлежит отказать в удовлетворении заявления в этой части.

В остальной части судебные постановления признаны не подлежащими отмене (изменению), поскольку изложенные в них выводы основаны на материалах и обстоятельствах дела и нормах материального права, в связи с чем оснований, предусмотренных статьей 297 ХПК, для отмены (изменения) судебных постановлений не имеется.

Сергей БЕЛЯВСКИЙ, Судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения Союза юристов

1 Постановление Кассационной коллегии ВХС Республики Беларусь от 21.02.2012 по делу № 153–3/2011/67/68К.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.