Отечественная мусороперерабатывающая отрасль: повседневно о зловонном

0 8

Первые проекты по организации раздельного сбора мусора в Беларуси датируются еще прошлым столетием, однако каких-либо кардинальных подвижек пока не наблюдается. Не стоит думать, что Западная Европа данную проблему решала быстро и без скандалов. К примеру, в Италии раздельный сбор ТБО был внедрен только благодаря системе весьма чувствительных финансовых санкций к «непонятливым» арендаторам жилья и домовладельцам. В отечественной практике штрафной вариант также не исключается, однако он может быть введен в действие только после изменения массовой проектно-строительной практики и технологий ЖКХ.

В стране продолжается возведение жилых домов со встроенными мусоропроводами, которые, в принципе, не предусматривают раздельный сбор ТБО. В Байнете развернулись целые форумы, посвященные этой теме. На предложение «заварить мусоропровод» резонно парируют: «А где размещать мусорные баки, ведь во дворах нет запланированного места?». Впрочем, причина бурного общественного недовольства, скорее всего, кроется в плохом обслуживании и частом засорении мусоропроводов, что ведет к появлению неприятного запаха, распространению паразитической флоры и фауны. О раздельном сборе промышленного вторсырья говорят на более высоком уровне.

Как отметил начальник управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Эдмунд Гришкевич, для того, чтобы заварить мусоропровод, необходимо согласие всех жильцов дома, чего априори быть не может: всегда найдется тот, кто будет категорически против. А заместитель министра ЖКХ Анатолий Шагун заявил следующее: «По крайней мере мы поддерживаем идею закрытия мусоропроводов. Пока не предлагаем исключить их из проектных решений, люди высказываются сами по этому вопросу».

Уход от использования мусоропровода предполагает создание контейнерной площадки, которую далеко не везде в эксплуатируемом жилье можно разместить с соблюдением санитарных норм. «Площадка хорошо должна содержаться, желательно, быть эстетичной внешне. Все это, конечно, требует денег, поэтому одномоментно достаточно сложно вопрос решить», – продолжает Анатолий Шагун. По его словам, в Беларуси есть города, в частности Гомель, где все мусоропроводы были закрыты достаточно давно, там найдены возможности по установке контейнеров на спецплощадках: «Содержание мусоропроводов требует достаточно частой прочистки, дезинфекции, соблюдения герметичности. В эксплуатируемом жилье, которое построено 30 или 40 лет назад, проблемы с этим есть». Кроме того, ставится задача значительно увеличить количество вторичных материальных ресурсов, собираемых из отходов. Товарность же продукции, прошедшей через мусоропровод, намного ниже. С точки зрения перспективы перехода на раздельный сбор отходов, мусоропровод себя изживет.

 

В свою очередь Минприроды Беларуси продолжает борьбу за раздельный сбор мусора. Эксперты говорят, что это не только улучшит экологию, но и будет иметь положительные финансовые последствия для местных бюджетов. И, похоже, все шансы для этого есть – два пилотных проекта уже успешно запущены, в том числе захоронение и переработка бытовых отходов по современным технологиям.

 

При закладке полигона бытовых отходов в нескольких километрах от Мостов срок его службы рассчитывался на 40 лет. Сегодня, используя новые предложения по переработке и захоронению отходов, проектный размер полигона стал более компактным, а его содержание – безопаснее. Срок эксплуатации продлен до 100 лет. Однако мусор далеко не единственный пункт, на котором сделали акцент в природоохранном ведомстве.

Еще одним новшеством стали так называемые зеленые школы. В ходе экологических образовательных программ школьникам предлагается самостоятельно определять ценность природных ресурсов. Как рассказала руководитель международного экологического проекта Ольга Чабровская, детям предлагаются различного рода задания, например, написать памятку для родителей, как сортировать мусор.

Общая сумма финансирования текущего этапа реализации проекта в Мостах составила порядка 1 млн евро. Эти деньги позволили местному ЖКХ почти полностью обновить собственное оборудование. В том числе приобрести контейнеры для раздельного сбора мусора. В ближайшее время здесь заменят и сортировочную линию.

В борьбу не на шутку вступился и Интернет: стали появляться ролики, призывающие производить раздельный сбор мусора. А слоган пластиковой бутылки: «Я слишком молода, чтобы становиться мусором», – вложенный в уста ребенка, действительно трогает.

С 1 августа 2012 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления», который является своеобразным итогом более чем десятилетнего формирования законодательства, устанавливающего расширенную ответственность производителя. Также вышло Постановление Совмина № 708 о мерах по реализации указа.

Сущность концепции «расширенная ответственность производителя», впервые принятой в Швеции и далее закрепленной в актах ЕС и других странах мира, заключается в том, что производители товаров (импортеры товаров, если осуществляется их ввоз в страну) обязаны нести ответственность за произведенные товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми являются сами товары после их потребления. Виды ответственности производителей товаров различны: физическая – обязаны обеспечить сбор отходов, экономическая – платить кому-либо за сбор и переработку отходов и т. п.

В развитых европейских странах внедрение концепции началось с компаний, выпускающих пластмассовую упаковку, затем производителей бытовой техники, элементов питания и других товаров.

В Беларуси формирование этого специфического законодательства начато с принятия правительственного Постановления от 26.04.2002 № 536 «О совершенствовании оборота стеклянной тары для пищевых продуктов и организации сбора стеклянных отходов».

Далее были приняты Постановления Совмина от 27.02.2003 № 269 «О совершенствовании системы сбора (заготовок) и использования некоторых видов вторичного сырья», от 27.02.2003 № 261 «О некоторых вопросах обращения с отходами пластмасс», Указ от 10.07.2006 № 437 «О некоторых мерах по совершенствованию организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья».

Впоследствии ответственность производителя товаров была урегулирована в налоговом законодательстве (сначала Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 № 1335‑XII «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», затем Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) (далее – ОЧНК)). Параллельно ответственность производителей и импортеров товаров была установлена Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271‑З «Об обращении с отходами» и актами, которые были приняты в его развитие.

На сегодняшний момент все эти акты отменены полностью или частично в части ответственности производителей (импортеров) товаров. Из текста Указа № 313 видно, что его элементы сходны с положениями, действовавшими ранее, а некоторые – являются новацией.

Так, в документе прописан порядок самостоятельного сбора, использования, обезвреживания отходов потребления. Согласно абзацу 2 подпункта 1.2 обязанные лица могут создать собственную систему сбора отходов потребления, использования, обезвреживания. Такой системой будет признаваться, во‑первых, наличие на любом праве собственности, аренды и т. д.:

  • сети стационарных, передвижных приемных заготовительных пунктов для заготовки отходов от населения;
  • сети специальных контейнеров для сбора и удаления отходов потребления;
  • производственной линии (цеха, заводы) для промышленной сортировки на виды отходов потребления.

Главное отличие этого требования от норм, действовавших ранее (Постановление № 261, ОЧНК), состоит в том, что обязанные лица не могут пользоваться услугами по сбору отходов потребления от третьих лиц (например, организаций ЖКХ, частных компаний, оказывающих услуги по удалению отходов потребления). Поэтому отходы потребления, собранные по таким договорам, не будут зачтены в выполнение обязанности, установленной указом.

Также сделано уточнение, что к зачету будут приниматься собранные отходы товаров и тары любых производителей, а не тех, которые фактически производит (поставляет) обязанное лицо. То есть если обязанность по сбору возникла для организации, ввозящей холодильники импортного производителя, то к зачету будут приняты отходы холодильников любых марок, собранных на территории Беларуси от населения.

Во‑вторых, недостаточно только собрать отходы потребления: собранные отходы должны быть использованы или обезврежены (что подлежит использованию, а что подлежит обезвреживанию, зависит от самих отходов товаров и тары). Указом предусмотрено, что использование или обезвреживание может производиться или самостоятельно обязанным лицом, или с привлечением третьих лиц, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и (или) использованию собранных отходов товаров и тары. Получается, что в отличие от аспекта «сбор отходов», где должна быть только своя система, в аспекте «использование, обезвреживание отходов» обязанному лицу предоставлена альтернатива.

Стоит обратить внимание, что ранее в ОЧНК употреблялся термин «переработка» отходов пластмасс. Теперь применяется термин «использование» отходов. Нужно понимать, что не всякая переработка отходов будет свидетельствовать об их использовании в понимании смысла этого термина, установленного в статье 1 Закона «Об обращении с отходами».

Помимо того что должна быть создана система сбора и использования, обезвреживания отходов товаров и тары, посредством этой системы необходимо обязанному лицу фактически собрать и использовать, обезвредить в количестве не менее установленного в указе порога:

30% отходов от общей массы посуды столовой и кухонной из пластмасс, шин и камер резиновых, масел, пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, выпущенных в обращение в Республику Беларусь, и 10% отходов от общего количества, выпущенных в обращение в Республику Беларусь, остальных товаров, названных в приложении 1.

Как и ранее, акцент делается на конечном этапе: использование или обезвреживание. Поэтому в итоге использованию, обезвреживанию должно подлежать не менее установленного процента. Например, обеспечили сбор 40% отходов пластмасс, а фактически направили на использование только 25%. В этом случае требование указа не выполнено.

Требование об обязательном количественном сборе отходов всегда присутствовало в законодательстве: в Постановлении № 261, ОЧНК, Инструкции № 5. Однако количественные значения этого требования были различны.

Как и ранее, установлено, что затраты обязанных лиц на организацию и функционирование собственной системы сбора отходов потребления включаются в затраты этих лиц, учитываемых при их налогообложении (подпункт 1.8 Указа № 313). Только сделана существенная оговорка: кроме затрат на приобретение и создание амортизируемого имущества. Например, если будут приобретены специальный автомобиль для перевозки отходов или оборудование для прессования отходов (амортизируемое имущество), то стоимость этого автомобиля или оборудования не включается в затраты, учитываемые при их налогообложении.

В качестве альтернативы самостоятельному сбору отходов товаров и тары обязанные лица должны перечислить плату на счет специальной организации, названной «оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами». После внесения платы производители и поставщики полностью освобождаются от своих обязанностей по сбору и обезвреживанию, использованию отходов товаров и тары (подпункт 1.4 Указа № 313).

Плата как альтернатива самостоятельному сбору отходов обязанным лицом была впервые установлена Постановлением № 536 (уточнена в Постановлениях № 261 и № 269), а затем трансформировалась в объект экологического налога. Отличия были в плательщиках и фондах, куда поступала плата, ответственности за невнесение платы и др.

Указ устанавливает на территории Беларуси специальную плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – плата), которая не является налогом (сбором), пошлиной. Установленная плата – это инструмент отношений между оператором и обязанными лицами. По сути, плата – эквивалент затратам на самостоятельный сбор и использование, обезвреживание 1 тонны отходов товара или тары.

Специальным субъектом с особым статусом и полномочиями является оператор в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами. Указ обязывает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь создать специальную некоммерческую государственную организацию, которая будет осуществлять координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.

Ранее такую функцию выполняло ГО «Белресурсы». Новацией является то, что согласно указу будет создано новое юридическое лицо с одной-единственной целью – проведение координирующих действий. Такое лицо не будет самостоятельно осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию отходов (некоммерческая организация), а лишь будет посредником между обязанными лицами и организациями, специализирующимися на сборе, использовании, обезвреживании отходов.

Аналогичный подход принят в ЕС для выполнения требований директив в части расширенной ответственности производителя. Только одно отличие: создаваемые операторы являются негосударственными организациями. Их, как правило, создают сами обязанные лица – производители, поставщики товаров. Например, в Швеции компания «Р» создана ассоциацией пивоваренных заводов и розничных торговцев. Именно она обеспечивает сбор и переработку отходов тары в рамках залоговой системы, установленной в Швеции на тару, применяемую для упаковки напитков.

Важно, что согласно положениям Указа № 313 производитель и поставщик не несут никакой ответственности за неправильное использование оператором или иными лицами средств из фонда, сформированного за счет платы от производителей и поставщиков.

Обстановка с отходами потребления в стране сложная: в 2011 году их объем превысил 3,5 млн т, в текущем году достигнет 4 млн. При этом правительство требует к 2015–2020 годам обеспечить переработку 75% таких отходов для дальнейшего использования.

Для решения этой задачи Указом Президента от 22.06.2009 № 329 была утверждена Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009–2015 годы. Однако реализация ее идет не лучшим образом. Поэтому планируется внести серьезные коррективы, в том числе увеличив задания по заготовке макулатуры, полимеров, других вторичных ресурсов. Новым координатором программы вместо Минторга должен стать Минжилкомхоз, в системе которого предстоит создать новые производства по переработке батареек, упаковок «тетра-пак», полиэтиленов и полипропиленов, а также модернизировать действующие предприятия.

Сегодня на рынке Беларуси встречается ряд компаний, которые предлагают контейнеры для раздельного сбора мусора. Современные емкости имеют эстетичный внешний вид, компактны, проходят противопожарную обработку, чаще всего в характеристиках значится их устойчивость к климатическим условиям. Плюсом выступает тот факт, что обслуживаются контейнеры одним работником – водителем.

И тем не менее тот факт, что в последние годы раздельный сбор отходов внедряется в столице Беларуси, был замечен российскими экспертами: наблюдается появление контейнеров на улицах, приемных пунктов как стационарных, так и передвижных.

Имеются предприятия, которые могут перерабатывать отдельные виды бытовых отходов. Например, в Могилеве действует завод по переработке ПЭТФ-бутылок мощностью 28 тыс. т в год, принимающий эти отходы в прессованном виде. Стекло для переработки принимают Гомельский и Елизовский стеклозаводы. В планах строительство сортировочных станций.

В конце 2012 года Беларусь стала участницей европейского проекта по переработке отходов. Как в свое время рассказал научный сотрудник отдела электродуговой плазмы Института тепло- и массообмена имени Лыкова НАН Беларуси Игорь Хведчин, сегодня в мире идет активное развитие плазменных технологий. «В частности, сейчас мы участвуем в двух крупных европейских проектах. Один из них реализуется во Франции и основывается на переработке резины. На границе Франции и Германии строится завод производительностью 2 т в час, а это 15 тыс. т в годовом исчислении».

Главные разработчики будущего предприятия планируют использовать плазменные технологии, разработкой которых занимается институт. Сегодня это самый масштабный валютный контракт академии.

Второй крупный проект касается переработки отходов, у которых отсортирована горючая часть. «Под Прагой строится первый экспериментальный реактор. Мы сюда вовлечены как поставщики основного мотора для этого процесса – электрогазовых плазматронов, которые и создадут плазменную атмосферу, необходимую для перевода органической части отходов в синтетический газ», – рассказал Игорь Хведчин.

Однако как отмечают некоторые специалисты, сегодня многим производителям проще заплатить штраф, чем наладить переработку вторичного сырья. Либо государственные инспекторы слишком лояльны, либо уровень финансовых санкций еще не создает критической массы для внедрения раздельного сбора ТБО и их переработки.

Согласно приложению 1 к Постановлению № 708 размер платы составляет:

  • для пластмассовой тары, посуды столовой и кухонной из пластмасс – Br500 000 за тонну;
  • тары из бумаги, картона – Br70 000 за тонну или Br20 000 за тысячу м2;
  • тары из стекла – Br250 000 за тонну или Br200 за условный литр;
  • для масел смазочных равен 3% от их стоимости (без учета НДС), шин, покрышек, элементов питания, термометров, ламп – 1,5%, остальных товаров (бытовая техника, мобильные телефоны и др.) – 0,3% от их стоимости (без учета НДС).

Размер платы зависит от количества товаров и тары, определяемых согласно требованиям Указа № 313. Плата рассчитывается исходя из количества:

  • произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь товаров, названных в приложении 1;
  • ввезенных на территорию Республики Беларусь товаров, названных в приложении 1;
  • ввезенной на территорию Республики Беларусь тары в качестве упаковки потребительских товаров.

Беларусь закупает за границей мусор?

Под Минском простаивает завод по переработке стеклотары, а отечественные предприятия в Год бережливости вынуждены импортировать стеклобой.

Новый завод по переработке стекла под Минском не имеет аналогов в стране и ближнем зарубежье. Денег на австрийское оборудование потратили немало – почти $9 млн, но оно того стоило. Здесь бывший мусор превращают в товар, причем техника почти все делает сама. Засыпают отходы стекла, а на выходе получают качественный материал.

Идеальный бизнес, ведь битого стекла в Беларуси достаточно. Только вот найти его не так-то просто. В идеале ангары завода должны быть заполнены сырьем, но только в одном отсеке осталось совсем немного стеклобоя, все остальные уже пустые. Но даже если бы все ангары были заполнены, этого бы хватило предприятию всего на две недели работы. Завод может работать в три смены, но стеклотары даже на одну не хватает. При этом белорусы за год оставляют 200 тысяч тонн битого стекла. Но вместо того, чтобы дать осколкам вторую жизнь, эту гигантскую массу просто хоронят с остальным мусором в земле, превращая равнинную Беларусь в горно-мусорный край.

Стекло приносят скорее из экологических побуждений – подзаработать вряд ли удастся. За килограмм боя дают – всего Br200. Килограмм стекла – это примерно три бутылки. То есть 50 битых бутылок даже на хлеб не хватит. А ведь их сюда еще нужно донести или довезти. Есть вариант бросить битое стекло возле дома в специальный контейнер, но их пока не так много, да и не привыкли еще наши люди сортировать мусор. Что белорусу в диковинку, то для немца уже традиция. В Германии никому и в голову не придет бросить стекло или пластмассу вместе с пищевыми отходами. За год немцы собирают 1,5 млн тонн стекла, а Беларусь в 2012 едва осилила 65 тысяч.

В итоге средняя немецкая бутылка на 90% состоит из бывшего мусора – фактически безотходное производство. В США существуют мебельные магазины, где все товары сделаны из переработанного мусора. Причем мебель недешевая и экологически чистая. Перерабатывать научились и в Беларуси, только для этого приходится покупать мусор за границей. В прошлом году Беларусь импортировала стеклобоя на $2 млн. Минские городские власти приняли решение приобрести для столицы 1100 контейнеров для сбора стекла.

При подготовке материала использовались комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» А. Н. Гнедова, эколога, консультанта по вопросам обращения с отходами и информация из интернет-источников

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.