Метод антикоррозионной защиты металлоконструкций
Подготовка поверхности
Нанесению защитных материалов в обязательном порядке предшествует тщательная подготовка металлической поверхности. Подготовка подразумевает ее осмотр и специальную очистку. От того, насколько ответственно будет проделана данная работа, зависит качество дальнейшей покраски.
Подготовка поверхности перед нанесением любых лакокрасочных покрытий должна включать следующие операции:
- зачистка сварных швов от брызг расплавленного металла, остатков флюсов, шлака;
- удаление заусенцев и острых кромок;
- обезжиривание замасленных металлических поверхностей перед механической очисткой;
- механическая очистка поверхности от ржавчины и окалины;
- обеспыливание обдувкой сжатым воздухом (или промышленными пылесосами).
Механическую подготовку поверхности конструкций с оцинкованными или алюминиевыми покрытиями, полученными методами газотермического напыления или горячим способом путем погружения в расплав, перед нанесением лакокрасочных материалов не выполняют.
Выбор способа очистки от окалины и ржавчины необходимо производить в зависимости от требуемой степени очистки (таблица 1).
Поверхность конструкций с цинковыми или алюминиевыми покрытиями перед операцией окрашивания должна быть очищена от жировых и других загрязнений. Удаление их следует производить смоченным уайт-спиритом протирочным материалом, не оставляющим на поверхности волокон. Окраска может производиться только после испарения растворителя.
Если нанесение металлических покрытий производит предприятие-изготовитель конструкций, то, во избежание загрязнения поверхности полученного покрытия, окрашивание следует производить сразу после его нанесения.
Типичные дефекты и как их избежать
По мнению ряда специалистов, около 70% причин всех дефектов является неправильная подготовка основания. На появление ошибок также влияют следующие факторы: неправильный выбор системы окраски, несоблюдение технологии нанесения, некачественная краска. В таблице 2 отображены дефекты покраски, которые наиболее часто встречаются на практике.
Жидкость или все же порошок?
За последние годы стал набирать обороты метод порошковой окраски металлоконструкций, позволяющий сократить время работы, сохранив при этом свою эффективность.
Порошковые краски представляют собой дисперсные многокомпонентные системы. Пленкообразующую основу в порошковых лакокрасочных материалах формируют сами твердые частицы, разделяющиеся воздухом. Порошковые краски (ЛКМ) могут быть пигментированными или не содержать в своем составе пигментов.
Главная задача порошковых материалов состоит в способности равномерно распределяться по обрабатываемой поверхности и при отверждении образовывать покрытие с необходимыми свойствами.
Главные достоинства порошковой технологии:
- дисперсной средой является воздух, а не растворитель или вода, поэтому данный вид лакокрасочных материалов экономически, технически и экологически более выгоден по сравнению с традиционными ЛКМ. Если в красках на основе растворителей или воды содержание основного компонента составляет около 50%, то в порошковых материалах эта цифра достигает 100%. Но для их нанесения на поверхность необходимо использовать специальные методы окраски;
- исключены такие сложные операции, как контроль вязкости краски и доводка ее до нужной величины. Они поставляются исключительно в сухом, готовом виде, что обеспечивает как экономию, так и большую стабильность качества получаемых покрытий. Достигается значительная экономия на стоимости растворителей, которые в жидких красках играют роль лишь носителей для пленкообразующих веществ;
- происходит улучшение санитарно-гигиенических условий труда. Технология порошковой окраски является экологически чистой. Почти 100% расходного материала (краски) переносится на изделия. Концентрация летучих веществ, выделяющихся из краски в процессе полимеризации, не достигает предельно допустимых концентраций даже внутри печей полимеризации;
- значительная экономия достигается за счет сокращения времени отверждения покрытий вследствие больших скоростей пленкообразования из расплавов и потому, что сушка однослойного порошкового покрытия производится один раз по сравнению с многократной сушкой в случае многослойных обычных покрытий. Порошковое покрытие отверждается за время от 30 секунд до 30 минут, в зависимости от типа краски и способа нагрева изделия. После остывания изделие готово к эксплуатации или дальнейшей переработке;
Процесс нанесения порошковых покрытий имеет ряд эксплуатационных преимуществ. Одно из них – облегченная чистка распылительного оборудования. Удалять сухой порошок значительно проще, чем слои жидкой краски. Порошковая краска, не осевшая на изделие в процессе нанесения, собирается в рекуператоре, при этом она не теряет своих свойств, и после просеивания и просушки используется вторично. Порошковая технология вообще характеризуется малыми потерями порошковых красок (1–2%) в отличие от жидких лакокрасочных материалов (до 50%).
Наибольшее применение порошковая технология находит при окраске серийных металлоизделий и конструкций в заводских условиях. Например: диски колес и кузова автомобилей, алюминиевый профиль, мебельные каркасы и фурнитура, строительная фурнитура, металлочерепица, трубы и фурнитура для водо- и газопроводов, детали машин и механизмов, электронасосы, электрошкафы, велосипеды, предметы утвари и садовый инвентарь. Перспективные направления для использования технологии порошковой окраски: сельскохозяйственные машины и механизмы, элементы городских подземных коммуникаций, строительные машины и многое другое.
Материал подготовлен при содействии заведующего кафедрой металлических и деревянных конструкций БНТУ, доцента Анатолия Николаевича Жабинского