Ленточный конвейер – «стационарный» транспорт с новой степенью мобильности

0

Ленточный конвейер существенно облегчает основные производственные операции в строительстве, промышленности и других сферах. Стандартный агрегатный комплекс включает в себя грузонесущую ленту, приводной и натяжной барабаны, раму, роликоопоры боковые и холостой ветви, натяжное устройство. Недостаток стационарной системы в ее габаритах: для поворота необходим большой радиус, что отнимает немалую площадь.

Поэтому конвейеры, как правило, делают прямыми, ограничивая тем самым область их применения. Кроме того, обычный ленточный конвейер практически бесполезен, если необходимо поднимать грузы даже под небольшим углом. Если доставка производится на значительное расстояние, его не всегда удается обеспечить крышей для защиты от дождя и ветра, а это существенно усложняет транспортировку и делает ее дороже. Если же трасса длинная, то так или иначе она вынуждена петлять, а широкий конвейер ограничивает эту возможность и вызывает необходимость пристраивать дополнительные ленты. А это опять же дорого и непрактично.

Ленточный конвейер нового поколения

Главное отличие ленточного конвейера, который предлагается запустить в производство, в его практичности, простоте монтажа и возможности использования на сложных трассах. Он даст возможность транспортировать грузы при существенно меньшей себестоимости, поскольку в конструкции и кинематической схеме этого конвейера будет использовано несколько ноу-хау. Более того, в отличие от стационарных, новый конвейер мобилен и его можно использовать в местах, куда невозможно подогнать грузовой транспорт. К примеру, труднодоступные лесные вырубки, которые окружает болотистая местность, глубокие карьеры и разработки полезных ископаемых. Если теперь для ввоза сырья строятся специальные серпантины, по которым может пройти тяжеловесный транспорт, то с введением ленточного конвейера нового типа проблема автоматически снимается. Легкость и компактность конвейера позволит доставлять грузы даже под значительным углом наклона, не говоря уж о маневренности.

Конвейер содержит ограждающий элемент, выполненный в виде ленты, и опорные элементы разной геометрии, в том числе с приводом. Имеется короб для размещения в нем рабочей и холостой ветвей конвейера с каретками, содержащими беговые ролики и перемещающиеся по полкам. В средней части короба может быть устроена секция для размещения на ее днище трубопроводов с питьевой и технологической водой либо для размещения силового кабеля. Лента холостой ветви может располагаться в виде дуги вне короба, охватывая короб за счет своей частичной жесткости.

Замкнутый профиль ленты позволяет использовать конвейер при сложной трассе, под открытым небом. Компактность поперечного сечения ленты с грузом и легкость его получения и поддержания снижает материалоемкость и затраты энергии на перемещение грузов, а частичная гибкость получаемой трубы с грузом позволяет выполнить конвейер существенно более извилистым, чем ленточный, особенно при не подвесной, а опорной с многоточечным приводом рабочей ветви.

Плоская лента с крепежными элементами позволяет на ее базе создавать экономичные конвейеры с компактным поперечным сечением, непылящие и исключающие просыпание груза при извилистых трассах с круто идущими участками.

Подвесы в конвейере снабжены беговыми роликами, а если рабочая ветвь опирается на опорные ролики, то последние расположены по 2–3 на дуге окружности или по три на одной оси или валу. При использовании подвесов с беговыми роликами увеличивается скорость перемещения грузов или конвейер может иметь при той же скорости более сложную трассу. Краевые опорные ролики конической формы или с вогнутым профилем хорошо удерживают ленту с круговым сечением и снижают износ ленты, если средний ролик сделать цилиндрической формы за счет меньшей разности линейной скорости ленты и ролика на участках ролика с минимальным и максимальным диаметром.

Разнообразие трасс

Трасса конвейера при гладкой рабочей поверхности ленты имеет участки, идущие под углом до 70 градусов к горизонту (например, в карьере с крутыми стенками). А лента, снабженная в центральной части мини-рифами или мини-полками, может двигаться под углом 90 градусов. Конструкция конвейера позволяет построить трассу с участками радиусом, выбранным в диапазоне 8–15 ширин заполненной грузом кольцевой ленты.

При работе под водой ветви конвейера могут располагаться в герметичном подводном несущем коробе либо негерметичном коробе, либо на открытых опорах. Замкнутое сечение ленты обеспечивает ее обтекаемость, исключает вымывание частиц груза. Частичное подмокание груза или заполнение водой рабочей ветви возможно. Одно из ноу-хау позволит исключить попадание воды в полость кольцевой ленты при прохождении ею подводного участка. При прочном кусковом грузе, не загрязняющем воду, и подводном участке большой длины ленту можно делать перфорированной либо из сетки.

Конвейер на определенном отрезке снабжен коробом, который на подвесной рабочей ветви выполнен разборным, а в средней части снабжен тубопроводом для одновременной подачи воды по трассе конвейера в карьер, из которого транспортируется груз. Выполнение короба разборным упрощает монтаж трассы, особенно в стесненных условиях, а также позволяет монтировать внутри короба (в полости, необходимой для создания элемента жесткости) полимерного или металлического трубопровода, например, для подачи технологической и/или питьевой воды.

Кроме того, на части трассы присутствуют дополнительные системы загрузки/разгрузки холостой/рабочей ветви для одновременного возврата пустой породы после отсева или обогащения руды и балластного груза по трассе конвейера в карьер, из которого транспортируется исходная руда. В отдельных случаях это решает дополнительные производственные задачи, снимает необходимость прокладывания трасс для новых конвейеров или дорог для подвижного состава.

Использование конвейера нового типа позволит не только производить работы на сложных участках, но и рационально осуществлять переброску строительных материалов из одной точки большой стройплощадки в другую без привлечения наземного транспорта. Кроме того, такой способ доставки значительно улучшает экономику производства, уменьшает энергозатраты, практически сводит на «нет» потерю, порчу или хищение материалов. Конструкция конвейера позволяет загружать его максимально, что дает возможность одновременно доставлять грузы разной фактуры (к примеру, бревна и древесную щепу). Что касается привода, то энергию для конвейера, расположенного в труднодоступных местах, можно брать от дизельного генератора.

Воздушный участок конвейера содержит анкерные подвесы блоков опорных роликов. Имеются дуги для закрепления роликов, на которые наброшена с перегибом холостая ветвь ленты. Силовой кабель или маслопровод (при гидроприводе) закреплен на подвесах.

Словом, стремление к простоте конструкции в этом случае абсолютно оправдано.

Изобретение относится к средствам транспортирования грузов, преимущественно сыпучих, в том числе пылящих, мелко- и среднекусковых, а также мелкоштучных и может использоваться:

  • в строительстве (цемент, известь, песок, глина, щебень, гравий, сухие строительные смеси, керамзит, штучные изделия и т. д.);
  • в добывающей промышленности (мелко- и среднекусковые: руда, уголь, гипс, соль, торф и т. д.);
  • в сельском хозяйстве и пищевой промышленности (зерно, мука, овощи, отдельные виды фруктов, комбикорм, сапропель, почва);
  • на складах, железнодорожных станциях, портах и т. д.

Михаил ДЕНИСЕНКО, начальник отдела трансфера технологий РЦТТ

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.