Ассоциация производителей окон
{mosimage}Практически каждое предприятие, специализирующееся на производстве евроокон или их комплектующих, в той или иной мере ощутило на себе несовершенство нормативной и законодательной базы, регулирующей производство светопрозрачных конструкций. Единичные обращения фирм-производителей в соответствующие инстанции с просьбой внести изменения в нормативную базу ощутимой пользы не принесли. Поэтому идея объединить общие усилия и вместе способствовать повышению качества готовых окон, их грамотному и квалифицированному монтажу оказалась весьма своевременной и востребованной. Два года назад на конференции «Белорусский оконный рынок. Тенденции и перспективы развития на 2008 год» данная идея была впервые озвучена и реализована в виде создания объединения профессиональных участников белорусского оконного рынка. Итоги двухлетней деятельности Ассоциации производителей окон (АПО) подводим вместе со Славомиром Чеславовичем Жуковским, председателем Правления АПО.
Свою деятельность Ассоциация производителей окон ведет в двух направлениях: техническом и информационном. Первое включает работу над такими темами-проблемами, как реализация проекта «Теплое окно», разработка четкой технологической карты по заделке оконных откосов, подготовка проектно-конструкторских рекомендаций по вентиляции и кондиционированию помещений в связи с установкой в них современных окон, принятие мер по установлению единых государственных расценок на проведение одинаковых сертификационных испытаний независимо от региона и формы собственности органа сертификации, унификация рабочих чертежей окон и т.д. Второе подразумевает налаживание контактов и решение различных вопросов с многочисленными ведомствами, учреждениями, организациями и предприятиями, информирование о проводимых ассоциацией мероприятиях, а также о целях и задачах самой организации.
– Весной 2008 года на заседании первой конференции белорусских оконщиков было принято решение о создании организации, в функциональные обязанности которой входило бы решение всех вопросов, касающихся производства и установки евроокон. С тех пор фирмы-изготовители обращаются одновременно в министерство и в АПО. Мы рассматриваем проблему, и если она выходит за рамки частного, то мы от имени ассоциации пишем письма, вносим предложения в те организации, которые вправе решить данную проблему, – рассказывает Славомир Жуковский. – Эффективность создания подобной структуры очевидна: когда мы только создавались, не все понимали цели и назначение АПО, а сегодня нашу ассоциацию знают практически во всех строительных институтах и в Минстройархитектуры.
На момент создания основная задача ассоциации заключалась в согласовании нормативной документации, касающейся производства еврокоон и комплектующих для них, другими словами, упорядочении правил сертификации. Положение дел, при котором фирмы, использующие в своем производстве фурнитуру, профили и стеклопакеты одной марки, вынуждены были каждый раз проходить всю процедуру сертификации изделия, производителям казалось невыгодным.
– Для чистоты эксперимента двадцать фирм взяли у одного поставщика профиль, у другого – стеклопакеты, у третьего – фурнитуру. И все изготовили окно идентичной конструкции, и все сделали полный перечень сертификационных испытаний, стоимость которого составляет порядка 4000-5000 долларов США. На основе полученных результатов и была сформирована идея «типового представителя», то есть признание результатов испытаний, проведенных одним изготовителем (поставщиком) для других производителей окон. В итоге, мы добились того, что производители профиля и стеклопакета производят все испытания, а фирмы-изготовители евроокон просто приобретают у них продукцию вместе с готовыми протоколами испытаний. В этом случае фирма проходит сертификацию только на те виды работ, которые выполняет сама, то есть испытания на прочность угловых соединений, установленной фурнитуры и т.д. Данная мера позволила уменьшить в разы расходы фирмы на сертификацию, тем самым снизив себестоимость евроокна.
Достижением ассоциации стало и то, что при ее содействии в нашей стране стали применять при производстве оконных конструкций тонкостенный профиль ПВХ (класс В).
Еще одна проблема, по мнению оконщиков, состоит в том, что в министерстве нет компетентного человека, который бы занимался только вопросами светопрозрачных конструкций. Если изначально рынок окон считали саморегулирующейся структурой, в которой уровень повышения качества должен обеспечиваться за счет конкуренции производителей, то сегодня это практически неприемлемо.
– В качестве примера можно привести такой факт. Когда в середине 90-х стали возводить социальное жилье, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь были разработаны Указания по определению типовых потребительских качеств жилых помещений – своеобразный конструктор-каталог, в котором было четко указано, какие материалы применять при возведении объектов, строящихся при поддержке государства. В то время стоимость пластиковых окон в 4-5 раз превышала цену деревянных. Ситуация через несколько лет изменилась кардинально: приобретение и установка пластиковых окон стала гораздо выгоднее, чем аналогичных деревянных, а обновление в каталог по евроокнам внесено не было. Дошло даже до того, что ЖСК стали требовать пластик, а им в ответ «не имеем права, в конструкторе его нет». Тогда и встал вопрос о включении еврооокон в каталог. На сегодняшний день в перечне есть и пластиковые, и деревянные окна. И ни один УКС не может исключить желание застройщика перейти на пластиковые окна, более того, вопрос о том, какие окна будут установлены в новом здании, решается еще на стадии проектирования.
Нерешенным пока остался вопрос получения преференций производителям евроокон – членам АПО, в тендерах при прочих равных условиях с другими участниками. К числу актуальных проблем также относится недобросовестная конкуренция производителей евроокон. Не урегулирован и вопрос отношений между государственными органами и профессиональными объединениями – а его приемлемое решение пошло бы на пользу обеим сторонам. Все вышеназванное – это огромный пласт работы, которую просто надо выполнять, чтобы содействовать финансово-экономическому развитию участников белорусского рынка оконных конструкций и повышать уровень качества поставляемой продукции. Данные вопросы станут ключевыми на Третьей конференции оконщиков Беларуси, мероприятие уже стало регулярным и многие фирмы-производители евроокон на практике оценили его эффективность. А самым результативным способом повышения качества выпускаемой продукции является конкурс «Хрустальное окно», проводимый силами АПО, на котором компетентное жюри выбирает победителя по многочисленным критериям: технологичность производства, квалификация персонала, высокое качество материалов.
– Ассоциация производителей окон – это молодая организация, которая всегда рада новым партнерам: и поставщикам, и производителям светопрозрачных конструкций. Вместе мы сможем выработать оптимальные правила производства и монтажа евроокон, выбрать приемлемые варианты функционирования фирм и формы их сотрудничества с государственными органами и потребителями, – с воодушевлением произносит Славомир Жуковский.