Установка бортового камня и устройство сборного покрытия из тротуарных плит
Бортовые камни устанавливаются для того, чтобы отделить проезжую часть улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, а пешеходные дорожки и тротуары – от газонов.
Бортовой камень, ограждающий тротуар, на магистральных улицах и дорогах должен быть приподнят над проезжей частью на 0,15 м; на второстепенных жилых улицах, в районах коттеджной и усадебной застройки, а также в местах сопряжения тротуаров с проезжей частью, на перекрестках и проездах – не более чем на 0,05 м.
Установка бортового камня
Для устройства профиля сопряжения на перекрестках и проездах необходимо применять въездные бортовые камни в соответствии с проектной документацией, высотой 0,22 м и въездные бортовые камни переменной высоты (аппарель).
Сопряжение пешеходной зоны с проезжей частью в местах пешеходных переходов должно устраиваться с продольным уклоном к проезжей части 60–40‰, на расстоянии 2 м от линии примыкания бортового камня к сборному покрытию, если не имеется других указаний в проектной документации.
Поперечные размеры сопряжения должны обеспечивать проезд тротуароуборочной техники и составлять не менее 3 м.
Применение прямых бортовых камней при устройстве бортового ограждения радиусом 15 м и менее не допускается. При наличии технико-экономического обоснования допускается выполнять бортовое ограждение, имеющее радиус менее 15 м, из прямых бортовых камней, при этом производится их подрезка по раскладке, согласованной с проектной организацией – автором проекта. При выполнении раскладки из прямолинейных бортовых камней величина шва между смежными камнями не должна превышать 10 мм по всей ширине камня, а линия подрезаемого бортового камня должна соответствовать линии окружности заданного проектной документацией радиуса.
Бортовые камни следует устанавливать на бетонное основание, принятое по акту освидетельствования скрытых работ. До начала устройства бетонного основания под бортовой камень должны быть выполнены все работы по устройству слоев основания пешеходной зоны.
Необходимо производить работы по установке бортовых камней в следующем порядке:
1) разбивка и устройство траншеи для установки бортового камня;
2) установка опалубки, устройство бетонного основания и установка бортового камня;
3) закрепление бортового камня бетонной обоймой;
4) обратная засыпка материалом основания или грунтом;
5) заделка швов между отдельными конструктивными элементами.
Бортовой камень должен полностью повторять проектный профиль покрытия. В створе с будущей линией бортового камня по теодолиту необходимо выставить ряд колышков и закрепить шнур, определяющий лицевую линию бортового камня. На разбивочных колышках в точках перелома продольного профиля при помощи нивелира необходимо выставить высотные отметки.
Глубина и ширина траншеи должны строго соответствовать размерам основания под бортовой камень и бетонной обоймы, закрепляющей его положение с учетом двойной толщины опалубки. Профиль траншеи должен повторять проектный профиль и высотные отметки бортового камня. Для устройства основания и бетонной обоймы следует использовать инвентарную опалубку по СТБ 1110.
Бетонная смесь по СТБ 1035 изготавливается на предприятиях стройиндустрии из цемента для дорожного строительства и должна соответствовать требованиям проектной документации. Бетонная смесь должна обеспечивать получение монолитного бетона по ГОСТ 26633, имеющего класс по прочности на сжатие не ниже В15 и морозостойкость не ниже F100. После доставки бетонной смеси на объект ее выгружают на боек. Количество доставляемой бетонной смеси должно соответствовать объему выполняемых работ и обеспечивать ее укладку в течение 3 ч. с момента приготовления. Для увеличения сроков использования бетонной смеси следует применять добавки, замедляющие сроки схватывания бетонной смеси в соответствии с П1 к СНиП 3.09.01. Применение добавок необходимо согласовать с изготовителем. Добавлять воду на месте укладки бетонной смеси для увеличения ее подвижности не допускается.
Бетонную смесь следует укладывать в опалубку вручную, слоем толщиной не менее 0,10 м, без разрывов с уплотнением, обеспечивающим получение бетона с заданными характеристиками.
Установку бортовых камней следует производить через 5–10 мин. после окончания укладки бетонной смеси.
Бортовые рядовые камни следует устанавливать погрузчиком с помощью специальных захватов.
Тротуарные бортовые камни следует устанавливать вручную.
После установки и осадки бортового камня проверяют высотные отметки и его положение. Закрепление бортового камня в проектном положении бетонной обоймой с окончательным уплотнением бетонной смеси следует производить на захватке не более 10 м. Обратную засыпку бетонной обоймы со стороны газона следует производить грунтом, а со стороны пешеходной зоны – материалом основания, с уплотнением до требуемой плотности.
Между отдельными бортовыми камнями допускаются швы шириной до 10 мм, которые заделываются цементным раствором. Раствор для заделки швов должен соответствовать требованиям СТБ 1307, изготавливаться на портландцементе марки по прочности не ниже 400 и иметь подвижность, соответствующую 5–6 см погружения стандартного конуса.
Устройство сборного покрытия из тротуарных плит
После заделки швов между бортовыми камнями приступают к устройству сборного покрытия. Между покрытием и основанием необходимо устраивать технологический выравнивающий слой для того, чтобы сгладить неровности поверхности основания и обеспечить возможность осаживания плит сборного покрытия. В зависимости от материала основания в качестве материала для выравнивающего слоя следует применять песок средний II класса с модулем крупности Мкр = 2–2,5 по ГОСТ 8736 или песок, обработанный цементом, по ГОСТ 23558.
При укладке плит возле цоколей зданий и на участках с крутизной откоса более 1:5 применяют песок, обработанный цементом, по ГОСТ 23558 (марка по прочности М10) или цементно-песчаную смесь, приготовленную на естественной влажности, при соотношении между цементом и песком, аналогичном принимаемому при подборе состава строительного раствора по СТБ 1307 (марка по прочности М50, марка по подвижности Пк2).
Выравнивающий слой толщиной не более 30 мм следует расстилать без уплотнения на спрофилированное уплотненное основание и выравнивать планировочным брусом по выверенным направляющим.
Для плит бетонных тротуарных высотная отметка выравнивающего слоя из рыхлого песка или песка, обработанного цементом, должна учитывать осадку плит после двух проходов по ним виброуплотняющей площадки. Ориентировочно осадка плит составит 10–12 мм.
Для плит из природного камня высотная отметка выравнивающего слоя должна учитывать осадку плит после укладки их обрезиненным молотком. Ориентировочно величина осадки плит из природного камня составит 5–6 мм.
Плиты сборного покрытия следует укладывать вручную на выравнивающий слой, начиная с маячного ряда, располагаемого по оси покрытия или по его краю, в зависимости от направления стока поверхностных вод. Укладку плит следует выполнять в направлении «от себя». По поверхности уложенного покрытия следует устраивать катальный ход из досок, если для подвоза плит применяют тачки. Для обеспечения заданного рисунка, прямолинейности швов и характерных точек следует использовать угловой шаблон или шнур-причалку.
При необходимости следует производить прирезку плит с помощью механической пилы, оснащенной обрезным кругом для резки бетона. При наличии соответствующего обоснования допускается выполнять резку плит в соответствии с раскладкой, согласованной с проектной организацией – автором проекта. Размер обрезаемой плиты должен быть не менее 0,3 габаритного размера изделия и не менее 50 мм. Резка плит вдоль изделия и клиньями запрещается.
Плотное прилегание укладываемых плит сборного покрытия к выравнивающему слою достигается их осадкой при укладке обрезиненным молотком.
После завершения укладки плит бетонных тротуарных на захватке следует производить посадку их в выравнивающий слой двумя проходами по одному следу виброуплотняющей площадки до исчезновения осадок плит. Плита виброуплотняющей площадки должна быть оснащена полиуретановой прокладкой.
После завершения мощения сборного покрытия швы между плитами бетонными должны заполняться песком.
В случае примыкания сборного покрытия из плит бетонных к цоколю зданий на величину отмостки швы между плитами заполняют сухой цементно-песчаной смесью при соотношении долей цемента и песка согласно пункту 4.20 ТКП 45–3.02–6.
Швы между плитами из природного камня следует заполнять сухой цементно-песчаной смесью при соотношении долей цемента и песка, аналогичном принимаемому при подборе состава строительного раствора марки по прочности на сжатие М 50, марки по подвижности Пк2 (СТБ 1307). Цемент для смеси следует применять бездобавочный. Швы между плитами перед заполнением должны быть сухими. Для заполнения швов следует применять песок мелкий по ГОСТ 8736, имеющий модуль крупности Мкр = 1,5–2.
Рекомендуется по окончании устройства сборного покрытия промыть его водой.
По ТКП 45–3.02–7-2005 (02250) МКС 91.200 «Благоустройство территорий. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных. Правила устройства» (Изменение № 1)