Технический регламент в вопросах и ответах

Игорь Леонидович Лишай, директор РУП «Стройтехнорм» Актуальные практические вопросы, связанные с применением новой редакции технического регламента ТР 2009/013/BY (далее – Регламент), комментирует директор РУП «Стройтехнорм» Игорь Леонидович Лишай.

Чем было обусловлено расширение области применения Регламента на работы в строительстве?

Введение обязательной сертификации работ в строительстве определено необходимостью выполнения положения законодательных актов Республики Беларусь в части обеспечения потребителей качественными, а главное, безопасными в эксплуатации зданиями и сооружениями. При этом обязательному подтверждению соответствия подлежат строительные работы по устройству наиболее ответственных конструкций, влияющих на надежность, устойчивость строящихся зданий и сооружений.

Намечается ли в дальнейшей перспективе сближение положений Регламента с разрабатываемым техническим регламентом стран евразийского экономического сообщества?

На базе технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» разрабатывается регламент Таможенного союза с аналогичным названием. Последняя редакция указанного ТНПА гармонизирована с Регламентом в части объектов технического регулирования и распространяется на инженерные системы зданий и сооружений, влияющие на безопасность, за исключением технологического оборудования.

Распространяются ли положения Регламента на железнодорожные станции, морские и речные порты, аэровокзалы, линейные объекты транспортной инфраструктуры?

Регламент не распространяется только на линейные объекты транспортной инфраструктуры. Железнодорожные станции, морские и речные порты, аэровокзалы, относящиеся к сооружениям I и II уровня ответственности, независимо от вида транспортных путей, являются объектами технического регулирования Регламента.

Будет ли распространяться действие Регламента на работы в строительстве, выполняемые юридическими лицами, в том числе иностранными, и индивидуальными предпринимателями по персональным заказам физических лиц?

Регламент распространяется на деятельность всех субъектов хозяйствования, в том числе и на иностранных юрлиц. Соблюдение положений Регламента, в случае выполнения строительных работ на объектах I и II уровня ответственности, для индивидуальных предпринимателей является обязательным. Услуги, оказываемые ИП по заказам физических лиц, под действие положений Регламента не попадают.

Будет ли достаточно двух органов по подтверждению соответствия сооружений существенным требованиям Регламента?

Количество уполномоченных органов по подтверждению соответствия сооружений существенным требованиям безопасности должно обеспечивать возможность проведения процедур регистрации деклараций с минимумом затрат времени и финансовых средств со стороны субъектов хозяйствования. Согласно плану мероприятий по введению в действие изменения Регламента, осуществляется разработка положения о порядке регистрации деклараций о соответствии сооружений по заявительному принципу, после чего предполагается расширить перечень уполномоченных органов.

Имеет ли право уполномоченное лицо заказчика (например, инженерная организация) подписывать заявку на регистрацию декларации о соответствии сооружения требованиям Регламента? Или данную функцию заказчик не имеет права передавать третьему лицу, как утверждение проектно-сметной документации и регистрацию прав собственности на объект?

Исходя из раздела Регламента «Термины и их определения», установлено, что уполномоченный представитель изготовителя – юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, уполномоченные изготовителем на основании договора на осуществление действий от его имени при подтверждении соответствия и выпуске в обращение строительных материалов и изделий, проектной документации, работ в строительстве. Это позволяет на основании договора уполномочить инжиниринговую компанию для выполнения требований Регламента, в том числе и на действия касательно процедур декларирования соответствия сооружения.

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение требований Регламента?

Ответственность, преду­смотренная за несоблюдение требований законодательства, отражена в главе 21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденном 21.04.2003 г. № 194‑З.

Статья 21.3. Нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Статья 23.11. Нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Статья 23.12. Нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации.

Какой организацией осуществляется контроль за наличием/отсутствием сертификата на работы в строительстве, и кто вправе налагать штрафные санкции?

В соответствии со статьей 23.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до двукратной стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Как заказчик будет подтверждать соответствие требованиям Регламента выпускаемых в обращение объектов? После подписания акта приемки или после получения подтверждения соответствия ТР?

Сооружения, проектная документация, строительные материалы и изделия, а также работы в строительстве, соответствующие существенным требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку знаком соответствия, нанесенную в установленном порядке. Маркировка знаком соответствия осуществляется до ввода в эксплуатацию сооружений и размещения проектной документации, строительных материалов и изделий, работ в строительстве на рынке.

Подлежат ли декларированию результаты инженерно-геологических изысканий?

Ответственность субъектов хозяйствования, осуществляющих инженерно-геологические изыскания, а также требования к этому виду работ определены действующими в Беларуси техническими нормативными правовыми актами. Декларирование результатов инженерно-геологических изысканий техническим Регламентом не предусмотрено.

Распространяется ли действие Регламента на модернизацию?

Требования распространяются на завершенные строительством (возведенные, реконструированные, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированные, благоустроенные) и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения I и II уровней ответственности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Распространяется ли действие Регламента на трансформаторные подстанции, водозаборы, ГРП, пожарные резервуары, дизельные электростанции и прочие вспомогательные сооружения, если данные объекты (сооружения) являются самостоятельными и отдельно расположенными?

Регламент распространяется на перечисленные сооружения, если они входят в состав проектируемых объектов. В случае если указанные сооружения являются отдельными объектами, то распространение положений Регламента на них зависит от уровня ответственности, который определяется проектной организацией по согласованию с заказчиком.

В каком случае импортные стройматериалы, требующие подтверждения соответствия посредством декларирования, попадают под него на основании оценки пригодности?

В соответствии с требованиями Регламента технической оценке пригодности подлежат строительные материалы и изделия, свойства и условия применения которых оказывают влияние на соблюдение обязательных требований по надежности и безопасности сооружений, строительных конструкций, их частей и элементов внутренних инженерных систем для обеспечения защиты жизни и здоровья людей, имущества и охраны окружающей среды, в том числе изготовленные по зарубежным нормам и стандартам, не введенным на территории республики.

Подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия на основании технической оценки пригодности проводится для строительных материалов и изделий, включенных в соответствующий раздел перечня строительных материалов и изделий, работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности Регламента.

Обязательно ли индивидуальному предпринимателю проходить сертификацию строительных работ, а именно на монтаж легких ограждающих конструкций?

Согласно Перечню строительных материалов и изделий, работ в строительстве, подлежащих обязательному подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности Регламента, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2012 г. № 125, вступившим в силу с 21.08.2012 года, с учетом внесенных изменений и дополнений, работы по монтажу легких ограждающих конструкций подлежат обязательной сертификации.

Необходима ли юридическому лицу сертификация работ в строительстве при исполнении договора подряда с физическим лицом на строительство индивидуального жилого дома?

Исходя из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2012 г. № 125, с учетом внесенных изменений и дополнений, требования технического регламента распространяются на:

  • завершенные строительством (возведенные, реконструированные, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированные, благоустроенные) и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения I и II уровней ответственности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
  • работы в строительстве, подлежащие подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности Регламента, согласно Перечню строительных материалов и изделий, работ в строительстве, подлежащих обязательному подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности Регламента, услуги в строительстве, оказываемые населению, обязательной сертификации не подлежат.

Нужно ли сертифицировать работы по проектированию, монтажу и наладке автоматизированной системы учета и контроля электроэнергии (АСКУЭ)?

Согласно Перечню строительных материалов и изделий, работ в строительстве, подлежащих обязательному подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности Регламента, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 года № 1748 об утверждении технического регламента Республики Беларусь ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2012 г. № 125, с учетом внесенных изменений и дополнений, работы по монтажу и наладке автоматизированной системы учета и контроля электроэнергии обязательной сертификации не подлежат.

blog comments powered by Disqus

Вверх