Пояснения к новой редакции Закона «О техническом нормировании и стандартизации»

 

24 октября 2016 года Президент Республики Беларусь подписал новую редакцию Закона «О техническом нормировании и стандартизации», разработка которого велась в течение трех лет. Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС) – один из разработчиков данного законодательного акта – проводит ряд семинаров по разъяснению нововведений и мер по их реализации.

О техническом нормировании и стандартизации

фото: БелГИСС

Новая редакция Закона была разработана для приведения действующего в стране законодательства в соответствие с нормами Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в данной сфере. Как и предыдущая редакция, она базируется на соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле и по санитарным и фитосанитарным мерам, учитывает принципы региональной, в том числе европейской, стандартизации и подходы к техническому регулированию в Европейском союзе. Помимо этого, новая редакция Закона предполагает более гармоничное согласование с иными законодательными актами. При ее разработке учли накопленную правоприменительную практику и необходимость комплексного и системного регулирования отношений в сфере техническогонормирования и стандартизации. О том, какие ключевые изменения вступят в силу через 2,5 месяца, рассказали 11 мая на семинаре в БелГИCС.

Среди основных изменений в Законе можно выделить следующее.

Новая терминология

В новой редакции Закона внесли, скорректировали и разграничили ряд понятий. Основные изменения коснулись следующих терминов.

 Объект технического нормирования – продукция или продукция и связанные с требованиями к продукции процессы разработки (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

Объект стандартизации – продукция, связанные с требованиями к продукции процессы; выполнение работ; оказание услуг; испытания (исследования) и измерения, отбор образцов; терминология; символика, упаковка, маркировка или этикетки и их нанесение; системы управления (менеджмента); компетентность персонала; иные объекты, обеспечивающие достижение целей стандартизации.

Таким образом, обязательные требования (посредством разработки технических регламентов) могут быть установлены только в отношении продукции или продукции и связанных с жизненным циклом продукции процессами. А вот стандарты, являющиеся по своей сути добровольными для применения документами, могут быть разработаны на практически неограниченный перечень объектов.

Было скорректировано понятие «технические требования». В новой редакции Закона это количественные и/или качественные требования (словесные и/или цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам технического нормирования или объектам стандартизации, носящие технический характер.

В настоящий Закон также внесли 3 основных новых понятия.

Продукция  - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Услуга – деятельность, результаты которой могут не иметь материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей юридических и/или физических лиц

Правовое регулирование в области действия Закона

Был расширен перечень источников правового регулирования отношений в области технического нормирования и стандартизации. В то же время в сферу деятельности Закона по-прежнему не попадают: национальные стандарты бухгалтерского учета, образовательные стандарты, государственные минимальные социальные стандарты, государственные социальные стандарты по обслуживанию населения, единый правовой классификатор Республики Беларусь и классификаторы, не являющиеся общегосударственными.

Применение технических кодексов установившейся практики (ТКП)

В предыдущей версии Закона была правовая неопределенность ввиду неурегулированного вопроса об обязательности или добровольности применения  ТКП.

На сегодня четко установлено, что ТКП являются добровольными для применения, за исключением случаев установления в техническом регламенте Республики Беларусь или в постановлении Совета Министров Республики Беларусь конкретной нормативной ссылки на ТКП, и в случаях, когда субъект в добровольном порядке заявил о соблюдении кодекса или своим решением установил обязательность соблюдения ТКП для подчиненных ему либо входящих в его состав иных субъектов.

Важно отметить, что государственные стандарты по-прежнему являются добровольными для применения, за исключением случаев:
- если в техническом регламенте Беларуси дана ссылка на стандарт,
- если субъект в добровольном порядке заявил о соблюдении стандарта,
- если требования стандартаустановлены в отношении объектов в военной сфере.

Обязательными для соблюдения, как и прежде, являются технические регламенты Республики Беларусь. Новой редакцией Закона вводятся еще одни обязательные для соблюдения документы - общегосударственные классификаторы. Однако этот вид документов не устанавливает обязательных требований к продукции, а применяется при создании государственных информационных систем и ресурсов.

Технические комитеты по стандартизации

В отличие от предыдущей версии Закона, где была лишь описана возможность создания технических комитетов по стандартизации (ТК), в новой версии Закона данный субъект наделен определенным правовым статусом в сфере стандартизации.

ТК отводится ведущая роль в процессе технического нормирования и стандартизации, ведь разработка ТКП, государственных стандартов должна вестись компетентными специалистами, обладающими знаниями и опытом, включая потребителей, изготовителей, научно-исследовательские организации. Кроме того, ТК могут участвовать в работе технических комитетов международных и региональных организаций по стандартизации.

В новой редакции также установлены положения о Национальном институте по стандартизации, который будет определен Госстандартом из числа подчиненных ему государственных организаций.

Надзор за соблюдением обязательных требований ТНПА

В новой редакции Закона существенно расширены положения, связанные с осуществлением надзора за соблюдением обязательных требований ТНПА. Определены полномочия надзорных органов Госстандарта. Инспекторы имею право:

- привлекать технические средства и специалистов проверяемых субъектов (по согласованию с ними),
- проводить отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия обязательным требованиям,
- направлять проверяемым объектам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений,
- выносить предписания о приостановлении/запрете реализации продукции, выполнения каких-либо работ, оказания услуг, не соответствующих обязательным для соблюдения требованиям.

Для перехода на новую законодательную основу в сфере технического нормирования и стандартизации реализуется соответствующий план мероприятий, предусматривающий анализ действующих указов, законов, постановлений на предмет внесения в них изменений. Разрабатывается и ряд новых нормативных правовых актов.

С целью оказания информационно-консультационной помощи организациями Госстандарта проводятся разъясняющие семинары как в Минске, так и в регионах страны. Следующий аналогичный семинар БелГИСС, например, проведет 29 июня.

 

Подготовила Татьяна Матусевич

 

 

Читайте также

Создана межведомственная группа для решения вопросов, связанных с добычей и реализацией недропользователями полезных ископаемых

К осени 2018 года организации должны осуществить переход на новую версию «Системы менеджмента качества»

МССПиР: за газоснабжающими организациями необходимо оставить только транспортировку газа

blog comments powered by Disqus

Вверх