О техническом регламенте

Технический регламентТехнический регламент РБ ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» действует на территории РБ с 1 августа 2010 года. В соответствии с духом и буквой документа, строительные материалы, изделия и проектная документация могут размещаться на рынке, а здания и сооружения могут вводиться в эксплуатацию только при их соответствии существенным требованиям безопасности технического регламента.

Несмотря на то, что основные положения ТР проработаны достаточно подробно, при их практическом применении достаточно часто возникают затруднения. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей БСГ подборку наиболее интересных вопросов, ответы на которые дают специалисты РУП «Стройтехнорм».

Какой орган имеет полномочия разъяснять положения технического регламента ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»?

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 года № 1748 право разъяснять вопросы применения технического регламента ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» предоставлено Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Распространяются ли положения ТР 2009/013/BY на железнодорожные станции, морские и речные порты, аэровокзалы, линейные объекты транспортной инфраструктуры?

Технический регламент ТР 2009/013/BY не распространяется только на линейные объекты транспортной инфраструктуры. Железнодорожные станции, морские и речные порты, аэровокзалы, относящиеся к сооружениям I и II уровня ответственности, независимо от вида транспортных путей, являются объектами технического регулирования ТР 2009/013/BY.

Будет ли в перспективе предусмотрено сближение положений технического регламента ТР 2009/013/BY с разрабатываемым техническим регламентом стран Евразийского экономического сообщества?

В настоящее время на основе технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» разрабатывается регламент Таможенного союза с аналогичным названием. Последняя редакция указанного ТНПА гармонизирована с ТР 2009/013/BY в части объектов технического регулирования, а также базовых требований, предъявляемых к этим объектам.

Подлежат ли декларированию результаты инженерно-геологических изысканий?

Ответственность субъектов хозяйствования, осуществляющих инженерно-геологические изыскания, а также требования к этому виду работ определены действующими в Беларуси техническими нормативными правовыми актами. Декларирование результатов инженерно-геологических изысканий техническим регламентом не предусмотрено.

Распространяется ли действие технического регламента ТР 2009/013/BY на внутриквартальные распределительные газопроводы, распределительные сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, связи, управления лифтами и др., а также на дорожные подъезды к зданиям?

Требования технического регламента ТР 2009/013/BY распространяются на все инженерные сети, относящиеся к зданиям и сооружениям I и II уровня ответственности в порядке:

  • для жилых домов – согласно Положению о порядке финансирования проектирования, строительства и реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, утверждённому постановлением Совета Министров от 27 июля 2009 г. № 983;
  • для общественных и производственных зданий – в пределах границ, отведённых для строительства объектов, земельных участков.

Это относится и к подъездам к зданиям и сооружениям.

Распространяется ли действие технического регламента ТР 2009/013/BY на трансформаторные подстанции, водозаборы, канализационные насосные станции, водонапорные башни, ГРП, пожарные резервуары, насосные станции пожаротушения, дизельные электростанции и прочие вспомогательные сооружения? Распространяется ли на них действие регламента, если данные объекты (сооружения) являются самостоятельными и отдельно расположенными?

Технический регламент ТР 2009/013/BY распространяется на перечисленные сооружения (трансформаторные подстанции, водозаборы, водонапорные башни, канализационные насосные станции, газораспределительные пункты, пожарные резервуары, насосные станции пожаротушения, дизельные электростанции и прочие инженерные вспомогательные сооружения), если они входят в состав проектируемых объектов. В случае, если указанные сооружения являются отдельными объектами, то распространение положений технического регламента на них зависит от уровня ответственности, который определяется проектной организацией по согласованию с заказчиком.

В связи с вводом в действие с 01.08.2010 г. технического регламента ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», а также в связи с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2012 г. № 125 в указанный технический регламент прошу дать разъяснение по вопросу применения технического регламента к объектам обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспортировки нефти и газа, располагаемого на территории месторождения.

Технический регламент ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» не распространяется на технологическое оборудование. В этой связи объекты обустройства нефтяных месторождений не относятся к объектам регулирования технического регламента.

Почему объекты транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, мосты, улицы и дороги городов), магистральные инженерные сети не попадают под действие регламента? Данные объекты попадут под действие другого ТР?

Здания автовокзалов, железнодорожных станций, морских и речных портов, аэровокзалов, относящиеся к сооружениям I и II уровня ответственности, независимо от вида транспортных путей, являются объектами технического регулирования ТР 2009/013/BY. Действие технического регламента ТР 2009/013/BY не распространяется только на линейные объекты транспортной инфраструктуры – автомобильные и железные дороги, улицы и дороги городов и населенных пунктов, мосты, в том числе путепроводы, виадуки, эстакады), магистральные инженерные сети. Это связано с особенностями их проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию.

Разработка специализированных технических регламентов для этих объектов в последующем возможна.

Почему исключили понятие «система производственного контроль проектировщика»? Установлено только, что проектировщик должен иметь «сертификат соответствия системы управления качеством» и то с оговоркой «при наличии». Каким образом тогда обеспечивается стабильность качества проектных работ?

Положениями технического кодекса установившейся практики ТКП 45.1.01–221–2010 «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» установлено, что при выполнении субъектом хозяйствования работ в строительстве осуществление процедур производственного контроля (операционного, приёмо-сдаточного контроля) предусматривается с использованием средств измерений.

Проектные организации организуют свою систему производственного контроля исходя из утверждённого на предприятии порядка прохождения согласования и утверждения проектной документации и вида выполняемых проектных работ. При этом соблюдается выполнение требований п. 5.5 СНБ 1.03.02–96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве», в части записи ГИПа/ГАПа о соответствии документации требованиям действующих ТНПА.

Многие проектные организации внедрили у себя систему менеджмента качества выполнения проектных работ с включением в неё элементов процедур производственного контроля. Проведение процедуры оценки соответствия системы управления качеством проектных работ требованиям СТБ ISO 2009 является добровольным и получение сертификата соответствия Госстандарта свидетельствует о стабильности качества проектных работ в проектной организации.

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение требований TP2009/013/BY?

Ответственность, предусмотренная за несоблюдение требований законодательства, отражена в главе 21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденном 21.04.2003 г. N 194-З:

Статья 21.3. Нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Статья 23.11. Нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Статья 23.12. Нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации.

Распространяется ли действие технического регламента ТР 2009/013/BY на текущий ремонт объектов I и II уровня ответственности?

Работы в строительстве, выполняемые при текущем ремонте зданий и сооружений, не подлежат обязательной сертификации в случае, если перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений соответствует перечню, указанному в Приложении К ТКП 45–1.04–78–2007 «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения» и в Приложении А ТКП 45–1.04–206–2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию».

Распространяется ли действие ТР на модернизацию зданий и сооружений?

Требования ТР 2009/013/BY распространяются на завершенные строительством (возведенные, реконструированные, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированные, благоустроенные) и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения I и II уровней ответственности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Согласно ТКП 445–1.01–4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» модернизация является видом реконструкции, проводимой в существующих габаритах зданий, сооружений, коммуникаций.

Как маркируются соответствующие существенным требованиям безопасности сооружения, материалы и изделия, проектная документация и работы в строительстве?

Заказчик (застройщик) или его уполномоченный представитель после завершения строительства до приемки сооружения в эксплуатацию составляет декларацию о соответствии сооружения и наносит знак соответствия на титульный лист эксплуатационно-технического паспорта сооружения. Нанесение знака соответствия осуществляется заказчиком (застройщиком) после регистрации декларации о соответствии сооружения в аккредитованном органе по сертификации.

Проектировщик или его уполномоченный представитель составляет декларацию о соответствии проектной документации и наносит знак соответствия на титульный лист общей пояснительной записки и на листы общих данных комплектов рабочих чертежей каждой марки стадии «Строительный проект», предназначенных для производства строительно-монтажных работ.

Исполнитель работ в строительстве в части работ, указанных в приложении к техническому регламенту, получает сертификат соответствия и наносит знак соответствия на акты приемки выполненных работ (форма С-2, установленная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 29 апреля 2011 г. N 13 «Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве») по конкретным объектам согласно статье 8 технического регламента.

Изготовитель (импортер) или его уполномоченный представитель в части строительных материалов и изделий, указанных в приложении к настоящему техническому регламенту, составляет декларацию о соответствии, в том числе на основании технической оценки пригодности строительных материалов и изделий, или получает сертификат соответствия и маркирует их знаком соответствия согласно статье 8 технического регламента. Допускается нанесение знака соответствия строительных материалов и изделий только на упаковку (при наличии) и (или) прилагаемые к ним товаросопроводительную документацию и эксплуатационные документы.

Объясните, пожалуйста, на основании каких приложений (указанных в приложении к приказу Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь) заполняется эксплуатационно-технический паспорт здания (сооружения)?

Приложением к приказу № 233 от 19.07.2012 г. является форма эксплуатационно-технического паспорта. Эксплуатационно-технический паспорт разрабатывается проектировщиком в составе проектной документации и является её составной частью. Эксплуатационно-технический паспорт оформляется проектировщиком в случае разработки проектной документации на сооружение в целом. При внесении изменений в проектную документацию (затрагивающих существенные требования безопасности), проектировщик обязан провести актуализацию эксплуатационно-технического паспорта.

При разработке эксплуатационно-технического паспорта проектная организация вправе затребовать у заказчика (застройщика) необходимую информацию для его заполнения.

Оплата работ по разработке эксплуатационно-технического паспорта осуществляется заказчиком (застройщиком) на договорной основе. Ведение эксплуатационно-технического паспорта в процессе эксплуатации здания (сооружения) осуществляет эксплуатирующая организация, которой передан объект на баланс.

blog comments powered by Disqus

Вверх