Бытовка – от корня «сбыт»

БытовкиЕжегодные обороты столичного рынка строительных бытовок оцениваются в Br12 млрд. В ходе опроса активных операторов данного сегмента, проведенных корреспондентом БСГ в начале октября, выяснилось, что объемы продаж блок-модулей составляют порядка 500 единиц в месяц. Это ниже фактических производственных возможностей профильных компаний, но вполне достаточно для удовлетворения оперативного платежеспособного отраслевого спроса.

Дело в том, что существует спрос, так называемой второй очереди. Подрядные организации формируют его под влиянием штрафных санкций со стороны контролирующих органов и профсоюзов, призванных следить за условиями труда строителей, но чаще закупки планируются под крупные заказы с привлечением большого количества как собственной, так и субподрядной рабочей силы. Новая бытовка явно не тот товар, который приобретается про запас.

В то же время, по словам представителей «БлокМодуль», «Партнерстройконтракт», Стройтреста № 1 и других организаций, в настоящее время наблюдается стабилизация потребительских стандартов выпускаемых блок-модулей. Соответственно, к общему знаменателю пришла и стоимость изделий: независимо от компаний-изготовителей она находится в пределах Br20–40 млн. Цена скорее варьируется от целевого назначения «домика», используемых материалов, размера, технической оснащенности. На итоговую сумму, конечно, влияют также качество и количество окон и дверей, наличие душевой кабины, холодильника, микроволновки, принудительной вентиляции и прочих благ цивилизации. Каркас любой типовой бытовки представляет собой сварную конструкцию из швеллера, наружная обшивка – оцинкованный профиль либо древесина (но уже гораздо реже). Сэндвич ограждающей конструкции включает в себя теплоизоляционный материал и внутреннюю обшивку из гипсокартона, ламинированной ДВП или пластика. Особая тема – гидроизоляция кровли, на этом заказчики сегодня стараются не экономить, так как небесная влага является одной из причин износа бытовок.

Спрос третьей очереди

Главной причиной выхода из строя бытовок служат повреждения при транспортировке с одной стройплощадки на другую. В этой связи на рынке практически отсутствуют предложения аренды: проще и надежнее купить новый блок-модуль или произвести косметический ремонт старого.

Крупные стройтресты обычно самостоятельно обеспечивают свои объекты душевыми, сушилками, столовыми, постами охраны и прочим. Их сооружают из излишков и сэкономленных материалов, но время от времени генподрядные организации тем не менее вынуждены обращаться к частным производителям блок-модулей. Солидный заказчик в этом случае требует неукоснительного соблюдения государственных стандартов по теплоизоляции, энергоэффективности и безопасности, что положительно сказывается на общем качестве исполнения бытовок.

Что касается совсем обветшавших «домиков», то и они легко находят покупателей: спрос третей очереди формируют дачники, небольшие коммерческие предприятия, гаражные кооперативы. Примечательно, что цена предложения на подержанном сегменте иногда мало отличается от новых изделий.

БытовкаВахта здесь больше не живет

В последнее время большая часть строителей привлекается к работе именно вахтовым методом, но в бытовках они не живут – это аксиома современного законодательства. За ее четким исполнением следит санстанция. Постоянные и временные рабочие, не имеющие собственных квартир, размещаются в общежитиях. Государственные строительные организации иностранных рабочих практически не привлекают. У крупных трестов есть женские и мужские общежития, а поскольку слабый пол на стройки уже не стремится, места есть всегда.

Частные компании, приглашая иностранных строителей, также размещают их не в бытовках, а в специально оборудованных помещениях, например, бывших пионерских лагерях или домах отдыха. Обойти этот закон невозможно: санстанция хорошо знает свое дело, и любые попытки нарушить правила проживания рабочих немедленно пресекаются.

На волне строительного бума конца прошлого десятилетия разрабатывались проекты возведения в столице специально оборудованных гостиниц для иногородних строителей на основе двухъярусных модулей с соответствующими стандартами комфорта.

Комфортная безопасность

БытовкаПожары в бытовках на строительных объектах Минска не такая уж редкость. Происходит это в основном из-за неправильной эксплуатации электроприборов. Если бытовка сделана из металлического профиля, данное помещение необходимо заземлять. Чаще всего возгорание возникает в сторожевых будках в качестве «гарнира» к позднему ужину сонного охранника, но это, скорее, влияние пресловутого человеческого фактора.

Каждая бытовка на объекте ставится на строго определенное планом работ место, которое в свою очередь согласовывается несколькими службами (строительной организацией, санитарной службой, МЧС).

Бытовой городок в обязательном порядке оборудуется выводным электрощитом с автоматическими выключателями. Сейчас набирают популярность модульные городки, в которых несколько бытовок соединяются под общей крышей. Такая практика распространена на крупных объектах, куда бригады заселяются надолго. Бытовки ставятся буквой «П», а между ними создается крытая зона отдыха. Каждый городок должен быть оборудован биотуалетами, местом складирования мусора и промышленных отходов.

Косвенным, но от этого не менее действенным стимулом к развитию рынка бытовок, служит деятельность технической инспекции Минского горкома отраслевого профсоюза. Материальной заинтересованности инспекторы не имеют, организация стоит на страже интересов рабочих, следит за безопасностью и соблюдением санитарно-бытовых условий. Регулярно, три-четыре раза в месяц, проводятся выборочные проверки строительных объектов и, если обнаруживаются какие-либо нарушения (отсутствие комнаты подогрева и приема пищи, использование помещения не по назначению, оголенные провода или щели в полу), генподрядчик получает рекомендации по исправлению недочетов. Как правило, ввязываться в спор строительные организации не хотят. Расходы на покупку новой или ремонт старой бытовки гораздо ниже, чем суммы возможных штрафных санкций.

«Гомельпромстрой» крупно оштрафован

Деятельность ОАО «Гомельпромстрой» попала в поле зрения Комитета государственного контроля Гомельской области. В результате в республиканский бюджет было взыскано Br356,4 млн, уменьшена стоимость возводимых предприятием объектов на Br951,4 млн, а к административной ответственности привлечены пять должностных лиц.

Проверкой, в частности, установлены факты завышения стоимости выполненных строительно-монтажных работ, несвоевременной уплаты отчислений в инновационный фонд Министрой­архитектуры, нарушения законодательства об аренде и трудового законодательства, искажения статистической отчетности.

Так, филиалом СУ‑139 ОАО «Гомельпромстрой» стоимость строительства социально-значимого объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс» в н. п. Тихиничи Рогачевского района, финансируемого за счет кредитных средств ОАО «Тихиничи» и средств бюджета, была завышена на Br881,8 млн. Указанное завышение образовалось в результате необоснованного включения в расчеты отчислений в отраслевой инновационный фонд.

В то же время ОАО «Гомельпромстрой» производил отчисления в фонд с просрочкой от 1 до 77 дней. В результате была начислена пеня в общей сумме Br288,1 млн.

По-прежнему выявляются факты необоснованного завышения стоимости строительства жилья с привлечением средств льготных кредитов, субсидий и собственных средств участников долевого строительства. При возведении 9‑и этажного жилого дома в микрорайоне № 20 Гомеля СУ‑107 ОАО «Гомельпромстрой» стоимость работ завысило на Br69,6 млн в результате предъявления для оплаты заказчику (УКП «УКС Гомельского горисполкома») строительных материалов, не числящихся по бухгалтерскому учету, а также завышения фактически выполненных объемов работ.

В нарушение требований законодательства ОАО «Гомельпромстрой» в 2010 – январе 2011 года осуществило 621 перевозку грузов с превышением допустимых весовых параметров без специального разрешения и без внесения платы в бюджет. Как известно, для сохранения автомобильных дорог общего пользования в надлежащем состоянии введены законодательные ограничения нагрузки на оси транспортных средств. Для перевозки тяжеловесных грузов сверх допустимых весовых параметров предусмотрено получение специального разрешения и внесение соответствующей платы.

По результатам проверки за осуществление перевозок тяжеловесных грузов в бюджет дочислено более 9 тыс. долл.

blog comments powered by Disqus

Вверх