Белорусские опалубочные системы:от проблем к перспективам

0 37

Национальный рынок опалубочных систем отдан на откуп зарубежным брендам. Doka, Faresin, PERI и другие авторитетные, а вкупе с ними и совсем малоизвестные марки прочно утвердились на наших стройках, практически вытеснив из обихода отечественные аналоги. Такой порядок решительно выбивается из общей государственной политики импортозамещения. Что это, следствие лоббистской активности иностранных производителей или показатель научно-технической немощи синеокой республики?

За комментарием по данному поводу корреспондент БСГ обратился к крупнейшему белорусскому специалисту в сфере опалубочных технологий Вячеславу Гладкобородову.

– Правильный вопрос, и он, кстати, уже содержит в себе матрицу ответа, если оставить без внимания несколько важных исторических моментов. А именно, тот факт, что разработанная в 90‑е годы прошлого века госпрограмма «Монолитное строительство» к настоящему моменту успешно похоронена. Хотя в рамках этого документа на заводе «Металлист» в Орше трестом № 16 «Нефтестрой» был построен специализированный цех по производству опалубок. На закупки технологического оборудования и полной комплектации как металлическими элементами, так и пластмассовыми расходными материалами было выделено $3 млн. Сегодня, на протяжении уже более 20 лет, этот уникальный объект площадью 7500 м2 стоит в запустении. У истоков проекта стояли опытные руководители отрасли, среди них Пупликов Ю. А., Брыль С. В., Павлюкевич Г. А. Но это не спасло благое начинание. Реанимировать цех можно и, более того, необходимо. И беру на себя смелость утверждать, что инвестиции быстро оправдают себя.

Я с глубочайшим уважением отношусь к иностранным коллегам, их белорусским представителям, нас всех связывают устойчивые профессиональные контакты. Но задача сейчас заключается в том, чтобы оставить добавленную стоимость, которая возникнет в результате разработки, производства и использования белорусских опалубок внутри республики, реинвестировать ее в совершенствование технологий, создание отечественной школы монолитного строительства, развитие экспорта высококачественных строительных услуг и проектных решений. Doka, Faresin, PERI делают достойную опалубку и имеют право продвигать свой товар на рынок всеми легальными способами – путем проведения выставок и перезентаций, прямых контактов со строительными организациями, распространения коммерческих предложений и т. п. Проблема в том, что инофирмы пришли не на конкурентный рынок, а просто заполнили товарный вакуум, который образовался в результате быстрого роста числа объектов монолитного строительства в республике.

Что касается самого понятия «лобби», то еще с советских времен оно несет негативную стилистическую окраску. И суть вопроса здесь даже не в том, что национальный рынок опалубки стал объектом иностранной товарной экспансии. Нельзя оставлять за кадром противостояние двух технологических укладов, а именно устаревших методов крупнопанельного домостроения из сборного железобетона и современного монолитного строительства. Мощности заводов КПД начали формироваться еще при Хрущеве (и прирастали в последующие годы) с целью решения острейшей жилищной проблемы в бывшем СССР. Вот этот производственный монстр – десятки заводов! – как раз и является самым мощным лоббистом своих кровных интересов. Ибо конкурировать на открытой площадке они давно неспособны. Мы неоднократно с цифрами в руках, набором конкретных примеров из отечественной и мировой практики доказывали, что монолитные технологии значительно, иногда кратно, выгоднее. Можно просчитать логистику доставки арматуры, цемента и инертных материалов на стационарный завод, стоимость их переработки с нерациональным использованием дорогостоящей тепловой и электроэнергии, последующей перевозки спецтранспортом и монтажа на объектах. Можно проанализировать число инженерного и рабочего персонала, требующегося для проведения всех указанных производственных процедур. Но проще всего обратиться к рациональному опыту Западной Европы и США, где 85–90% зданий возводится по монолитным технологиям, а значит, с применением эффективных опалубочных систем.

– Сколько квадратных метров опалубок требуется Беларуси для возрождения в первоначальном объеме программы «Монолитное строительство»?

– Современная и перспективная емкость внутреннего рынка детально изучена. Но, да простят меня читатели «Строительной газеты», конкретные цифры я сегодня не называю из соображений сохранения коммерческой тайны. Приведу лишь примерное соотношение цен на импортные и отечественные опалубки при условии их массового производства – это соответственно около 400–460 евро и от 150 евро за квадратный метр.

– Насколько успешными были попытки выпуска отечественных опалубок по мировым стандартам?

– Пионером в данной сфере было малое предприятие «ФОРКОН», а спустя десять лет появилась компания «МОДОСТР». Талантливые отечественные специалисты пошли своим путем. Первоначально опалубочные системы применялись в основном при строительстве промышленных, сельскохозяйственных и гидротехнических сооружений и очень редко при возведении жилья – соотношение составляло примерно девять к одному. Мы взглянули на перспективы монолита по-своему. Название опалубочной системы «МОДОСТР» расшифровывается как монолитное домостроение, и используется она именно при строительстве домов.

Аббревиатура «ФОРКОН» также говорящая: Forward Constraction – передовые конструкции. Опалубки «ФОРКОН» во многом уникальны, более десятка примененных в них решений защищены патентами на изобретения.

В мелкощитовых опалубках «ФОРКОН» были построены уникальные промышленные объекты калийного комбината, крупнейшие в Европе сахарные заводы в Слуцке и Городее. А также несколько компрессорных станций для российского РАО «Газпром», нефтегиганты в Новополоцке и Мозыре, ледовые дворцы в Барановичах и Солигорске. Строители-железнодорожники реконструировали с их помощью вокзал в Бресте, подземные переходы на станции Ждановичи, причем без остановки движения поездов, а также железнодорожное депо в Могилеве. В 2012 году опалубки были поставлены на строительство производственной базы Белорусской АЭС, где получили высокую оценку российских специалистов, контролирующих качество работ.

Опалубки «ФОРКОН» и «МОДОСТР» включены Министройархитектуры в нормативные документы для применения проектными институтами. Кроме того, были разработаны компьютерные программы TIPOS и концепция «Монолитное строительство», которая стала настольной книгой руководителей строительных фирм и организаций Минстройархитектуры.

Опалубка «ФОРКОН» имеет также хороший экспортный потенциал – ее уже смогли оценить строители Литвы, Швейцарии и России. Отечественная опалубочная система хорошо зарекомендовала себя на строительстве стекольного завода в Твери, нефтеперерабатывающего завода в Ярославле, жилых домов в Подмосковье и Пскове.

Деловые отношения сложились с коллегами из Омска, возводившими основные Олимпийские объекты в Сочи, строившими инфраструктуру к Саммиту руководителей Большой двадцатки на Дальнем Востоке. Это очень крупная компания – 21 тысяча сотрудников, но даже им импортные опалубки показались неподъемными по цене. В Минске омичи будут строить транспортную развязку на перекрестке ул. Филимонова в районе строительства нового офиса Газпрома.

Месяц назад в Минск приезжали владельцы строительных компаний из Нигерии, выигравших тендер на строительство крупного микрорайона в столице страны Лагосе (население 19 млн человек). Проект состоит из 1750 монолитных домов малой этажности. Гостей интересовал опыт монолитного строительства в Беларуси и, конечно же, в этой связи отечественные конкурентные опалубочные системы.

Белорусские производители поддерживают дружеские отношения с руководством крупнейших зарубежных опалубочных фирм – владельцами компании MEVA господином Динглером и компании DOKA – госпожой Умдаш.

– Учитывая проблемный посыл, с которого вы начали интервью, рискнем предположить, что деятельность двух отечественных брендов «ФОРКОН» и «МОДОСТР», сколь бы успешной она не была, пока явно не управляет «погодой» на внутреннем рынке?

– Увы, это так. Кризис 2011 года нанес серьезнейший урон отечественному бизнесу. Мы сохраняем научную школу, практические инженерные разработки, немалый авторитет среди заказчиков и партнеров, но реализовать этот потенциал мешает острая финансовая недостаточность. Поэтому мы выдвигаем программу неотложных мер, которые в кратчайшие сроки позволят реанимировать программу «Монолитного строительства» в республике.

Во‑первых, необходимо вернуться на площади оршанского завода «Металлист» и создать наконец первое специализированное белорусское производство опалубок в объеме 100 000 кв. м. По нашим расчетам, частные, государственные или смешанные инвестиции в этот проект окупятся в срок до 12 месяцев после выхода на промышленные объемы. Параллельно мы должны в сжатые сроки перепрофилировать сеть предприятий панельного домостроения, а с целью прекращения неоправданного перерасхода тепловой и электрической энергии, других материальных ресурсов нормативно запретить производство бетонных блоков для фундаментов и плит перекрытий.

Новый завод, помимо удовлетворения внутренних потребностей, сможет быстро наладить экспорт опалубок, например, в Венгрию, Чехию или Болгарию. Поверьте, я совсем неслучайно называю именно эти страны. По результатам наших исследований, в данных государствах Евросоюза собственные опалубочные производства отсутствуют. Соответственно белорусский продукт по конкурентной цене имеет неплохие шансы.

Отдельная тема – установление пошлин на ввозимую импортную ламинированную фанеру на фенол-формальдегидных смолах. Использование такой фанеры в опалубочных конструкциях как в процессе эксплуатации, так и утилизации несет немалую экологическую угрозу. К тому же на рынке нет недостатка предложений качественной и безопасной влагостойкой многослойной фанеры.

Комплекс первоочередных действий логично завершает создание системы обучения монолитному строительству в средних и высших учебных заведениях. Уверен, и в настоящее время, и в будущем – это весьма востребованная профессия.

Беседовал Владислав Платун

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.