Технологическая высота подземных уровней
ОАО «Минскметропроект» в минувшем году было признано одним из ведущих экспортеров отрасли: внушительный портфель реализованных и перспективных внешнеторговых заказов института формируется исключительно за счет собственных наукоемких продуктов – проектных решений, которые организуют и приводят в движение технику, финансовые и людские ресурсы на десятках зарубежных объектов. Результатом этой деятельности стали километры тоннелей и других сложнейших сооружений. Только в 2012 году рост проектно-изыскательских работ, выполненных собственными силами, составил 209,5 %. В том числе 85,5 % от общего финансового объема – по экспортным договорам.
Авторитет белорусской школы проектирования подземных сооружений начал складываться во второй половине прошлого века, когда в 1977 году был образован Минский филиал всесоюзного государственного проектно-изыскательского института «Метрогипротранс» – он работал исключительно в интересах Минского метрополитена, но со временем предприятие значительно расширило сферы своих профессиональных и коммерческих интересов.
В качестве открытого акционерного общества «Минскметропроект» выступает начиная с 2000 года и в этот период заявило о себе при создании многих знаковых объектов в разных странах мира. Из недавних заказов особый интерес с инженерной точки зрения представляет создание подземных ярусов зданий вблизи бывшего Музея Великой отечественной войны и огромного жилого комплекса по улице Сторожевской в Минске – работы были успешно запроектированы и реализованы среди плотной городской застройки, в неблагоприятных грунтовых условиях.
Но главным приоритетом института, разумеется, остается наша столичная подземка, которая принимает на себя более трети пассажиропотока Минска, а по показателям комфортности и безопасности признана одной из лучших в мире. Сегодня протяженность двух действующих линий превысила 36 километров, введены 28 станций, два электродепо, инженерные коммуникации, развитая инфраструктура в виде подземных переходов, торговых павильонов. Станции «Михалово», «Грушевка», «Петровщина», которые были введены в эксплуатацию в ноябре минувшего года, получили высокую оценку профессионального сообщества и рядовых пользователей.
Кроме пускового объекта «Малиновка» (1,8 км, первая линия), который планируется сдать в эксплуатацию в нынешнем году, проектируется также участок продления первой линии в микрорайон «Щемыслица» – он вступит в строй в 2014 году. Но эти проекты явно уступают по масштабам проекту строительства третьей линии Минского метрополитена протяженностью 17 км с 14 станциями и электродепо, которая соединит микрорайоны «Курасовщина» и «Зеленый луг». На ней предусмотрены две пересадочные станции на вторую и первую линии. Разработано инвестиционное обоснование участка от ст. «Юбилейная площадь» до ст. «Слуцкий Гостинец» (более 7 км). Ввод первого пускового участка от ст. «Жуковского» до ст. «Юбилейная площадь» намечен на 2017 год. В настоящее время заканчивается разработка архитектурного проекта.
Стоит отметить, что новые станции в техническом плане отнюдь не копируют своих предшественниц. Для каждого объекта разрабатывался комплекс уникальных проектных решений. В их числе стоит упомянуть первый опыт применения технологии «стена в грунте» не только для крепления котлована, но и в качестве постоянной несущей конструкции станций, успешное использование буронабивных свай (ст. «Могилевская»). С целью экономии материалов и сокращения сроков строительства разработана многоуровневая планировка станций. Так, мало кто знает, что ст. «Автозаводская» выполнена в четырех уровнях.
В 2012 году снижение материало- и энергоемкости, а также стоимости строительства оставалось важнейшим направлением деятельности института – разумеется, при соблюдении требований эксплуатационной безопасности и комфорта для пассажиров. Это достигается за счет оптимизации объемно-планировочных и унификации конструктивных решений, применения новых материалов и оборудования. К примеру, системы автономного теплоснабжения в метрополитене с утилизацией тепла, выделяемого работающим оборудованием, подвижным составом, пассажирами, позволят экономить по 65 тонн условного топлива в год.
Что является источником инновационного роста «Минскметропроекта»: белорусская или зарубежная практика? Сегодня этот вопрос переходит скорее в область стратегического строительного маркетинга.
Так, планы расширения Московского метрополитена превосходят минские сразу на несколько порядков – к 2020 году российская столица предполагает продлить сеть подземных пассажирских коммуникаций на 150 км со строительством сразу 70 новых станций. Небольшая деталь: в июле УП «Дирекция по строительству Минского метрополитена» сообщило о формировании строительного отряда в составе 40 студентов факультета транспортных коммуникаций БНТУ и переброске 80 человек с других строек столицы для своевременного завершения работ на ст. «Малиновка». Так вот, в Москве на каждой площадке занято до полутора тысяч человек, действует 14 механизированных проходческих комплексов. Тендер на закупку первого такого комплекса также планируется провести и в Минске, но пока московский стандарт проходки составляет 250–300 м в месяц (рекорд – 540 м), а минский – порядка 60 метров.
Впрочем, сегодня львиную долю трудозатрат и ресурсов отнимают не тоннели, а сооружение самих станций. Но повышение скорости проходки подстегнет динамику обоих этих процессов. В «Минскметропроекте» особо подчеркивают, что столичные власти не ограничивают подземку в финансировании. Но широкий «оперативный простор» открывают именно зарубежные подряды.
Так, в 2012 году по проектной документации, разработанной ОАО «Метропроект», в Российской Федерации введено пять объектов:
- «Замоскворецкая линия метрополитена на участке от станции «Красногвардейская» до ст. «Алма-Атинская»;
- «Расширение электродепо «Печатники» для отстоя и технического ремонта электроподвижного состава Московского метрополитена»;
- «Автомобильная дорога Алагир (автомобильная дорога «Кавказ») – Нижний Зарамаг до границы с Республикой Грузия. Республика Северная Осетия-Алания. Тоннель км 86+300»;
- «Реконструкция автодороги Георгиевск – Новопавловск от автодороги Кочубей – Зеленокумск – Минеральные Воды (1‑я очередь). Два автодорожных тоннеля под главными путями СКЖД на перегоне Виноградная – Георгиевск»;
- «Реконструкция автомобильной дороги Алагир (автомобильная дорога «Кавказ») – Нижний Зарамаг до границы с Республикой Грузия. Республика Северная Осетия – Алания. Тоннель км 93+300, 2‑й этап».
Традиционно сильны позиции «Минскметропроекта» также в Сочинском регионе, где начиная с конца 90‑х годов прошлого века запроектировано много объектов. Среди них проект инженерной защиты от камнепадов на участке 22–24 км автодороги Адлер – Красная Поляна, автомобильная дорога Алагир (трасса «Кавказ») – Нижний Зарамаг в Северной Осетии до границы с Грузией с двумя тоннелями (2‑й и 3‑й этапы), реконструкция автодороги Георгиевск – Новопавловск от автодороги Кочубей – Зеленокумск – Минеральные Воды (1‑я очередь), два тоннеля под главными путями СКЖД на перегоне Виноградная – Георгиевск. Все работы института отличают внедрение современных системы безопасности, обслуживания и управления тоннелями, применение эффективных технических решений по их строительству. Проекты сопровождаются эффективным авторским надзором, а это обеспечивает своевременное введение объектов в эксплуатацию, их качество и соответствие проектно-сметной документации.
На международной выставке «Подземный город‑2012» Тоннельная ассоциация России определила ОАО «Минскметропроект» победителем конкурса «За внедрение передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений» сразу в трех номинациях: «Безопасность при строительстве и эксплуатации подземных сооружений»; «Технологии при проходке тоннелей и строительстве подземных сооружений открытым способом»; «Временные и постоянные конструкции для крепления выработок котлованов, различных сооружений».
Такое весомое признание заслуг «Минскметропроекта» со стороны международных экспертов давно вошло в традицию. Авторитет белорусской тоннельной школы на внешних рынках исключительно высок, и это тот счастливый случай, когда сплав опыта и профессионализма реализуется в виде реальных экономических дивидендов.
Генеральный директор ОАО «Минскметропроект» Валерий Владимирович Чеканов:
Проектирование тоннелей, станций метро, лавинозащитных сооружений – это только часть нашей работы. Мы вкладываем в свои проекты не только надежность, практичность и комфортность – мы ищем в них инженерный смысл и красоту, отражая ее в выразительных архитектурных формах.