Современные способы восстановления и упрочнения узлов машин

0

Изнашивание отдельных деталей приводит к нарушению посадки в соединении, которая проявляется в увеличении зазоров и уменьшении первоначальных натягов. Следовательно, ремонт и упрочнение соединений должен проводиться с применением технологий, которые не вносят в восстанавливаемую деталь существенных технологических напряжений, в первую очередь – термических.

Посадку соединений наиболее целесообразно восстанавливать и упрочнять следующими методами:

1) применением ремонтно-восстановительных составов;

2) применением деталей ремонтных размеров и постановкой дополнительных деталей;

3) применением деталей, восстановленных до номинальных размеров с применением современных технологий.

Первый и второй способы должны, по возможности, оказывать минимальное воздействие на внутренние напряжения и, соответственно, на геометрические характеристики детали. К таким методам относятся:

  • применение ремонтно-восстановительных составов (РВС) в процессе эксплуатации техники;
  • применение ремонтных размеров, дополнительных деталей при восстановлении работоспособности сочленения;
  • применение современных технологий (холодное пластическое деформирование, гальванические (электролитические) покрытия,
  • нанесение полимерных материалов,
  • газотермическое напыление износо-коррозионностойких покрытий,
  • наплавка порошковых и проволочных материалов,
  • приварка элементов детали.

 

Ремонтно-восстановительные составы – реметаллизаторы – формируют на поверхности трения сервовитную пленку, хемосорбированные и полимерные слои (серфинг-пленки). Применяются следующие вещества:

  • полимерсодержащие добавки, структура которых содержит нановолокна политетрафторэтилена и формирует фрагменты структуры Ленгмюра на поверхностях трения.
  • геомодификаторы на основе минерала серпентина, который имеет слоистую структуру;
  • кондиционеры поверхности – галогенированные производные углеводородов. Это соединения, полученные замещением в структурной формуле углеводорода одного или более атомов галогена (хлора, фтора, брома, йода);
  • слоистые добавки – графит и дисульфид молибдена;
  • нанопрепараты (алмазы, фулерены, рекондиционеры);

Восстановление зазоров в сочетании с применением добавок в смазки приводит к улучшению качества приработки, повышению износостойкости, снижению шума и вибрации узлов. Широкое распространение получили следу­ющие методы восстановления деталей:

  • нанесение композиционных полимерных (двухкомпонентных) материалов,
  • газотермическое напыление (газопламенное, активированная дуговая металлизация),
  • наплавки: традиционные (вибродуговая, в среде углекислого газа, аргонодуговая); лазерная.

По материалам доклада В.С. Ивашко, доктора технических наук, профессора кафедры «Технической эксплуатации автомобилей» БНТУ

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.