Современные способы восстановления и упрочнения узлов машин
Изнашивание отдельных деталей приводит к нарушению посадки в соединении, которая проявляется в увеличении зазоров и уменьшении первоначальных натягов. Следовательно, ремонт и упрочнение соединений должен проводиться с применением технологий, которые не вносят в восстанавливаемую деталь существенных технологических напряжений, в первую очередь – термических.
Посадку соединений наиболее целесообразно восстанавливать и упрочнять следующими методами:
1) применением ремонтно-восстановительных составов;
2) применением деталей ремонтных размеров и постановкой дополнительных деталей;
3) применением деталей, восстановленных до номинальных размеров с применением современных технологий.
Первый и второй способы должны, по возможности, оказывать минимальное воздействие на внутренние напряжения и, соответственно, на геометрические характеристики детали. К таким методам относятся:
- применение ремонтно-восстановительных составов (РВС) в процессе эксплуатации техники;
- применение ремонтных размеров, дополнительных деталей при восстановлении работоспособности сочленения;
- применение современных технологий (холодное пластическое деформирование, гальванические (электролитические) покрытия,
- нанесение полимерных материалов,
- газотермическое напыление износо-коррозионностойких покрытий,
- наплавка порошковых и проволочных материалов,
- приварка элементов детали.
Ремонтно-восстановительные составы – реметаллизаторы – формируют на поверхности трения сервовитную пленку, хемосорбированные и полимерные слои (серфинг-пленки). Применяются следующие вещества:
- полимерсодержащие добавки, структура которых содержит нановолокна политетрафторэтилена и формирует фрагменты структуры Ленгмюра на поверхностях трения.
- геомодификаторы на основе минерала серпентина, который имеет слоистую структуру;
- кондиционеры поверхности – галогенированные производные углеводородов. Это соединения, полученные замещением в структурной формуле углеводорода одного или более атомов галогена (хлора, фтора, брома, йода);
- слоистые добавки – графит и дисульфид молибдена;
- нанопрепараты (алмазы, фулерены, рекондиционеры);
Восстановление зазоров в сочетании с применением добавок в смазки приводит к улучшению качества приработки, повышению износостойкости, снижению шума и вибрации узлов. Широкое распространение получили следующие методы восстановления деталей:
- нанесение композиционных полимерных (двухкомпонентных) материалов,
- газотермическое напыление (газопламенное, активированная дуговая металлизация),
- наплавки: традиционные (вибродуговая, в среде углекислого газа, аргонодуговая); лазерная.
По материалам доклада В.С. Ивашко, доктора технических наук, профессора кафедры «Технической эксплуатации автомобилей» БНТУ