Соединительные муфты для стыковки арматурных стержней
Быстрорастущие объемы строительства из монолитного железобетона требуют освоения более надежных и скоростных технологий возведения зданий и сооружений. В связи с этим обострилась проблема соединения арматуры.
Наиболее простым способом соединения стержневой арматуры является соединение внахлестку без сварки, когда усилия с одного стыкуемого стержня на другой передаются за счет сил сцепления с окружающим бетоном. Но и этот метод не избавлен от недостатков. Во‑первых, идет перерасход арматуры за счет перепуска стержней и необходимость установки дополнительной поперечной арматуры в зоне соединения. Во‑вторых, затрудняются бетонные работы в густоармированных конструкциях за счет скопления в зоне соединения большого количества арматуры, что в некоторых случаях приводит к увеличению размеров поперечного сечения элемента.
В числе применяемых способов сопряжения арматуры имеются сварные соединения, а именно контактно-стыковые, и ванная сварка. Последний способ считается наиболее надежным и используется в ответственных случаях.
Ванная и ванно-шовная сварка стержней выполняется на стальной скобе-наладке либо в инвентарных формах. При ванной сварке расплавление торцов стержней арматуры происходит за счет тепла ванны расплавленного металла, который формируется и удерживается вспомогательными приспособлениями. В этом качестве используются накладные, остающиеся в конструкции, элементы, а также многоразовые (медные, графитовые) или одноразовые (керамические) инвентарные формы. Данный метод исторически один из первых способов сопряжения арматуры и получения равнопрочного соединения. Однако наряду с этим возникает вероятность негативного влияния процесса сварки на область, прилегающую к соединению. Кроме того, имеются и другие недостатки:
- невозможность использования термоупрочненной арматуры;
- длительность подготовки стыка, затраты на контроль стыка;
- ограничения по ориентации в пространстве при изготовлении стыка;
- высокая стоимость соединения;
- высокая квалификация персонала для выполнения данных работ.
Надежность этих стыков проверена временем, но отстает от современных требований, прежде всего из-за невысоких темпов производства работ.
Новая технология исключает недостатки сварного и соединения внахлестку. Она предусматривает крепление стержней периодического профиля с помощью соединительных муфт. Это достаточно новый технологический прием: его применение на первых объектах датируется рубежом 80–90‑х годов. Муфтовая технология имеет следующие преимущества по сравнению с ванной и ванно-шовной сваркой:
- не требуется привлечение высококвалифицированных сварщиков;
- снижаются материальные затраты на подготовку стыка;
- до 10 раз возрастает скорость соединения арматуры;
- значительно упрощается процедура контроля стыкового соединения.
Изучение зарубежного опыта ведения арматурных работ (ФРГ, Япония, Англия, Китай, Корея, Индия и др.) показало, что разработка и применение новых стыковых соединений динамично развиваются. Равнопрочное соединение арматурных стержней (от англ. full-strength joint) – это соединение арматуры, которое не ослабляет арматурный стержень, имея значение прочности не менее номинального значения прочности цельной арматуры. Этот качественный показатель является одним из ключевых для обеспечения долговечности и надежности в эксплуатации железобетонных сооружений, в особенности на объектах с повышенными требованиями к сейсмостойкости и усталостной прочности (такими объектами являются атомные, гидро- и теплоэлектростанции).
В Республике Беларусь с 01.07.2011 года введен государственный стандарт СТБ 2152–2010 «Муфты с конической резьбой для механического соединения арматуры для железобетонных конструкций. Технические условия», предусматривающий применение стыковых соединений арматуры класса S500 диаметром от 16 до 40 мм. Технология соединения арматуры для железобетонных конструкций при помощи муфт с конической резьбой заключается в следующем: на двух стержнях нарезается резьба при помощи станка, затем на один из стержней накручивается муфта при помощи динамометрического ключа, а второй стержень вкручивается тем же ключом за 4–5 оборотов. Получается готовый стык. РУП «Институт БелНИИС» проводит испытания механических соединений арматуры при помощи муфт с конической резьбой на гидравлической разрывной машине УММ‑200. В результате испытания определяется фактическое временное сопротивление разрыву стыкового муфтового соединения арматуры. В настоящее время ГП «Институт НИИСМ» разработана конструкторская документация на соединительные муфты для арматуры диаметром от 16 до 40 мм, а также изготовлена опытная партия соединительных муфт. Все указанные образцы прошли испытание, результаты испытаний – положительные. На площадях института создан цех по изготовлению соединительных муфт, первые партии которых скоро поступят на стройку.
Необходимо отметить, что наряду с актуальностью темы экономии ресурсов, одной из главных задач применения механических соединений арматуры является повышение надежности ее соединения. Это очень важно при строительстве высотных зданий и промышленных объектов высокого уровня ответственности, поэтому в большинстве стран мира, в том числе в США и Германии, для стыкования арматуры диаметром 25–40 мм применяют механические соединения. В качестве успешного белорусского опыта применения муфт с конической резьбой можно привести работу ОАО «Гродгопромстрой», которое использовало данную технологии на строительстве Гродненской ГЭС. По мнению специалистов СУ‑142 ОАО «Гроднопромстрой», применение муфт с конической резьбой LENTON для соединения продольной арматуры позволило значительно сократить трудозатраты, упростить процедуру контроля стыков соединений, при этом не снижалась несущая способность конструкций. Применение соединения было согласовано в установленном порядке заказчиком и проектной организацией.
Использование механического соединения муфт с конической резьбой для соединения арматуры является реальным инструментом, при помощи которого заказчики и подрядные организации смогут начать процесс снижения на 5% сметной стоимости строительства объектов, согласно распоряжению главы правительства № 67 р от 12 марта 2013 года.
Геннадий СЛОБОДЯНИК, начальник отдела строительных конструкций,
Сергей КОВРЕЙ, главный специалист ПТО РУП «Белнипиэнергопром»