Реформирование системы управления водопроводно-канализационным хозяйством Беларуси

0 10

Водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ) по масштабу решаемых целевых задач наряду с энергоемкими отраслями – электроснабжением, газоснабжением, теплоснабжением, является стратегическим комплексом страны и требует совершенствования системы ее управления.

Действующая система управления ВКХ не охватывает проблемы ее стратегического развития и базируется на административно-ведомственном механизме (например, установлении предельного норматива рентабельности). В ней нет учета основных экономических рычагов, направленных на снижение себестоимости за счет сокращения непроизводственных потерь энергетических, водных и материально-технических ресурсов, повышения качества оказываемых потребителям продукции и услуг водоснабжения и канализации (ВиК). Система управления эксплуатацией объектов ВиК на предприятиях ВКХ основывается, главным образом, на решении текущих технических задач (проведение аварийно-восстановительных работ), то есть на краткосрочном планировании без учета стратегических целей развития (например, снижение количества аварий на 1 км инженерной сети водопровода до определенного уровня). Руководство предприятий не имеет мотивации в долгосрочном и среднесрочном планировании программы по развитию и модернизации систем ВиК из-за отсутствия экономической заинтересованности в сокращении издержек производства.

Основным этапом разработки стратегии реформирования системы управления ВКХ является оценка возможных вариантов институциональных преобразований в городском водном хозяйстве, направленных на решение существующих водохозяйственных задач. Проведенный анализ реформирования системы управления в странах дальнего и ближнего зарубежья позволил выделить следующую группу факторов, влияющих на выбор того или иного варианта развития ВКХ.

Одним из основных факторов является экономический потенциал города, уровень доходов и собираемости платежей населения, объем бюджетного финансирования модернизации систем ВиК (таблица 1).

 

В Беларуси в условиях возмещения предприятиям ВКХ доходов, недополученных от населения местным органом власти, стратегия развития городского водного хозяйства во многом зависит от конъюнктурных решений городской администрации. Так, в компетенцию местного органа власти входит:

  • назначение на должность руководителя предприятия ВКХ;
  • изменение устава;
  • планирование объема капитальных вложений на модернизацию инженерной инфраструктуры;
  • передача на баланс убыточных объектов социально-бытового назначения;
  • перераспределение прибыли, остающейся в распоряжении водоканала на покрытие убытков, полученных от других видов коммунальных услуг (ритуальные, благоустройство и т. д.).

Повсеместная установка приборов учета воды в ближайшее время будет способствовать к переходу от фиксированной оплаты к многоступенчатым тарифам, основанным на реальном водопотреблении, что приведет к созданию эффективной тарифной системы.

Реализация водохозяйственных задач, установленных в государственной программе «Чистая вода» с учетом воздействий внешней среды (особенно роста цен на топливно-энергетические ресурсы), поставит перед необходимостью местные органы власти при определении стратегических направлений реформирования городского водного хозяйства и тарифной политики сделать акцент на установление и достижение целевых показателей развития ВКХ (таблица 2).

 

Выбор того или иного варианта стратегии реформирования будет зависеть от политической воли местного органа власти, как правило, основного инвестора в реконструкцию (развитие) инженерной инфраструктуры объектов ВиК. Таким образом, на финансовое состояние предприятия ВКХ напрямую влияет кредитоспособность администрации данного города или населенного пункта, которая определяет схему финансовых и юридических взаимоотношений между потребителями и поставщиком услуг ВиК.

В настоящее время деятельность предприятий ВКХ в результате недостатка бюджетных инвестиций характеризуется:

  • высокой фондоемкостью и энергоемкостью (на долю энергозатрат в среднем в структуре эксплуатационных издержек приходится от 30 до 40%);
  • отсутствием экономических стимулов снижения себестоимости воды и услуг канализации при затратном способе ценообразования;
  • наличием перекрестного субсидирования (средний тариф для промышленных предприятий с учетом роста энергозатрат в 10 раз превосходит фиксированный тариф для населения).

При сохранении существующей системы управления городским водным хозяйством (включение предприятий, оказывающих услуги ВиК в структуру управлений ЖКХ в крупных и средних городах в Беларуси) дирекция предприятия ВКХ при решении водохозяйственных задач будет постоянно испытывать высокий уровень вмешательства со стороны городской администрации и руководства вышестоящего коммунального предприятия ЖКХ. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации выбранной стратегии реформирования должна проводиться на основе разработанной системы индикаторов (критериев) производственно-хозяйственной деятельности предприятий ВКХ, что позволит оценить ее результаты в целом на сектор водоснабжения и водоотведения Беларуси.

При формировании стратегии управления ВКХ города или населенного пункта Беларуси необходимо проанализировать существующее состояние коммунального водного хозяйства по указанным факторам:

  • сумма накопленной амортизации (износа) инженерных сетей и оборудования;
  • численность населения, подключенного к централизованным системам ВиК;
  • платежеспособность населения;
  • бюджетный потенциал территориально-административной единицы и уровня развития промышленности.

Для небольших территориальных единиц, особенно в сельской местности, интересен будет опыт общественного управления инженерной инфраструктурой, то есть создание социально-ориентированного предприятия. Деятельность коммунального кооператива водопользователей будет направлена на удовлетворение потребностей потребителей, а не максимизацию прибыли. По этой причине услуги водоснабжения будут реализовываться сельскохозяйственным организациям и перерабатывающим предприятиям по себестоимости.

В настоящее время при поддержке республиканских органов государственного управления, облисполкомов и местных органов власти при финансировании из бюджетных средств технической инвентаризации существующей инфраструктуры планируется создание АО на базе унитарных предприятий ВКХ в Минске и крупных промышленных городах Беларуси численностью свыше 100 тыс. населения (областные центры, Бобруйск, Барановичи, Борисов и другие). Государственные компании также могут оказывать услуги водоснабжения и канализации, если они недороги и легко управляемы. Частные компании привлекаются в том случае, когда необходимы крупные инвестиции в инфраструктуру, технические знания и опыт, которые редко могут быть предоставлены государственными учреждениями. Это в конечном итоге повысит финансовую стабильность водоканалов и улучшит качество оказываемых услуг.

Важным аспектом управления ВКХ города является не столько выбор организационной модели, а именно распределение рисков и ответственности между собственником инфраструктуры и управляющей системы ВиК компанией через обязательное соглашение (сервисный договор) и установление регулирующих механизмов, определяющих принципы установления обоснованных тарифов и соблюдения соответствующих стандартов качества и безопасности оказываемых услуг ВиК. Достичь этого можно лишь при полной самостоятельности хозяйственной деятельности предприятий ВКХ. Только в этом случае возможен постепенный переход сектора водоснабжения и водоотведения на рыночные отношения и привлечение частной инициативы и капитала. Без этого дальнейшее самофинансирование и развитие ВКХ в Беларуси невозможно.

Только специализированные предприятия ВКХ, действующие как юридически самостоятельные, ориентируясь на выполнение поставленных стратегических целей, могут повысить эффективность своей производственно-хозяйственной деятельности через достижение установленных в сервисном контракте (договоре на управление) индикаторов (целевых показателей) по качеству, надежности, цене и объему оказываемых услуг ВиК.

Следует отметить, что разработанные принципы управления ВКХ были использованы в Минтрансе, где с 2004 года создано и эффективно функционирует Республиканское производственное унитарное предприятие «Дорводоканал».

Кроме того, в системе Минсельхозпрода существует четкая система управления водохозяйственными системами мелиорации. Это департамент по мелиорации и водному хозяйству и РУП «Белмелиоводхоз», которые по объему решаемых задач значительно меньше, чем в ВКХ. В России на тех же принципах, на которых был создан в 1999 году Концерн «Белводоканал», функционирует холдинг «Росводоканал».

По материалам А. Д. Гуриновича, профессора, доктора технических наук, председателя Белорусского регионального Комитета Международной водной ассоциации (IWA)

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.