Порядок установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в водные объекты
Нормирование в области охраны окружающей среды и природопользования позволяет обеспечить государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующее ее сохранение и экологическую безопасность. Цель нормирования отведения сточных вод – предотвратить с помощью научно обоснованных нормативов вредное воздействие на водные ресурсы хозяйственной и иной деятельности.
Вопросы нормирования водоотведения в Республике Беларусь регламентированы Законом «Об охране окружающей среды», Водным кодексом Республики Беларусь и Инструкцией о порядке установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в водные объекты.
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является ограничительным природоохранным актом, которым устанавливаются основы лицензионной и разрешительной деятельности в области природопользования и воздействия на окружающую среду.
Водный кодекс Республики Беларусь более подробно регулирует отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении водами. Он направлен на создание условий для рационального использования и охраны вод, восстановления водных объектов, сохранения и улучшения водных экосистем. Согласно статье 14–1 Водного кодекса Республики Беларусь порядок установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в водные объекты определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Сегодня в республике основным документом, которым устанавливается порядок и процедура нормирования отведения сточных вод в водные объекты, является Инструкция о порядке установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в водные объекты, утвержденная постановлением Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды от 29 апреля 2008 г. № 43 (далее – Инструкция).
В Инструкции основу методического подхода к нормированию сбросов химических и иных веществ в водные объекты составляет оценка ассимилирующей способности водного объекта, то есть его способности принимать определенную массу загрязняющих веществ в единицу времени без нарушения нормативов качества воды в контрольном створе (на расстоянии 500 м ниже выпуска сточных вод). При этом расчет величин допустимых концентраций загрязняющих веществ в отводимых сточных водах выполняется с учетом их смешения и разбавления речной водой. Допустимыми считаются сбросы, при которых в контрольном створе не превышены величины ПДК водного объекта. Исключением являются загрязняющие вещества в составе отводимых в водотоки городских сточных вод и близких к ним по составу производственных сточных вод по показателю биохимического потребления кислорода в течение пяти суток (БПК5), показателю химического потребления кислорода, взвешенным веществам, аммоний-иону (в пересчете на азот), азоту общему (в пересчете на азот), фосфору общему (в пересчете на фосфор). Нормативы допустимых сбросов таких веществ устанавливаются независимо от фоновой концентрации и запаса ассимилирующей способности водотока, на основании допустимых концентраций согласно приложению 5.
Практика исследований, проведенных на реальных объектах, показывает, что во многих случаях из-за низких фоновых концентраций расчетное допустимое содержание минеральных солей в отводимых водах в несколько раз превышает ПДК для объектов рыбохозяйственного использования. При этом фактические значения концентраций в общегородских сточных водах, поступающих на очистные сооружения, значительно ниже ПДК. Что касается нормирования проблемных показателей, в частности БПК5, биогенных элементов и некоторых других, то определить их допустимое содержание в отводимых водах с учетом смешения и разбавления с водой водного объекта в большинстве случаев не представляется возможным из-за высокого фонового содержания в реке.
Для действующих предприятий допустимо применение существующего метода нормирования водоотведения (его основой является ассимилирующая способность водного объекта).
Для вводимых в эксплуатацию новых предприятий целесообразно применение иных методов нормирования отведения сточных вод. Такие подходы ориентированы на гармонизацию законодательства Республики Беларусь с законодательством стран ЕС и основаны на использовании наилучших доступных технических методов (при наличии соответствующих справочных руководств по НДТМ в Республике Беларусь) и проектных данных по качеству сточных вод на выходе с очистных сооружений.
В настоящее время в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы нормирования водоотведения, имеются следующие недостатки:
1. Отсутствие законодательно установленного деления водных объектов и их участков по видам водопользования. В результате затрудняется процедура нормирования, так как его основу составляют нормативы качества воды водоприемника в виде предельно допустимых концентраций;
2. Отсутствие обоснованного и законодательно закрепленного перечня ингредиентов, необходимых для анализа эффективности работы очистных сооружений и нормирования поступления загрязняющих веществ в водные объекты и в подземные воды в составе отводимых сточных вод;
3. Неоднородность имеющихся нормативных правовых и методических актов в части терминологии, целей, задач и подходов. Терминология, применяемая в нормативных правовых актах Минжилкомхоза, существенно отличается от терминологии, применяемой Минприроды, что затрудняет трактовку документов.
Вышеуказанные недостатки свидетельствуют о необходимости совершенствования существующей в Республике Беларусь нормативной правовой и технической нормативной правовой базы в области нормирования отведения сточных вод. В связи с этим в текущем году начата разработка ТКП «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в водные объекты». Предполагается, что данный правовой акт будет содержать следующие нормы:
- сформулированные основные положения по установлению нормативов допустимых сбросов поверхностных сточных вод, а также перечень показателей, нормируемых для данной категории сточных вод в зависимости от наличия или отсутствия очистных сооружений;
- сформулированные основные положения по установлению нормативов допустимых сбросов для различных категорий сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, смешанных) и различного приемника сточных вод (мелиоративный канал, река) с учетом требований Водной рамочной Директивы и на основании подходов действующих Директив ЕС по сточным водам;
- сформулированные основные подходы по установлению нормативов допустимых сбросов для очистных сооружений в зависимости от их технического состояния (новые очистные сооружения, реконструированные, на период реконструкции), а также перечень показателей для нормирования;
- сформулированные основные подходы по установлению нормативов допустимых сбросов при проектировании очистных сооружений поверхностных и производственных (хозяйственно-бытовых) сточных вод;
- исходные данные и расчет нормативов допустимых сбросов и допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе отводимых (поверхностных, производственных, хозяйственно-бытовых, смешанных) сточных вод в водные объекты.
Основой методического подхода к нормированию водоотведения станет оценка ассимилирующей способности водного объекта, то есть его способности принимать определенную массу загрязняющих веществ в единицу времени без нарушения нормативов качества воды в контрольном створе.
Кроме того, будут введены обоснованные ограничения по использованию ассимилирующей способности водного объекта при расчете ПДС и ограничения по применению метода расчета кратности смешения (разбавления) при расчете ПДС (по аналогии с проектом Методики ВОДГЕО).
Для действующих предприятий будет применяться подход на основе ассимилирующей способности водного объекта.
Для вводимых в эксплуатацию новых предприятий целесообразно применение иных методических подходов к нормированию отведения сточных вод, основанных на использовании наилучших доступных технических методов (при наличии соответствующих справочных руководств по НДТМ в Республике Беларусь) и проектных данных по качеству сточных вод на выходе с очистных сооружений. Нормативы качества сточных вод, отводимых в водные объекты и системы канализации, для новых предприятий должны соответствовать показателям качества сточных вод на уровне НДТМ и технологических возможностей проектируемых очистных сооружений.
По материалам доклада Т. В. Слиж, начальника отдела использования и охраны вод Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
![]() |