По-домашнему, но с промышленным размахом
В 2013 году доля ООО «СпецЕвроТех» на белорусском рынке выросла с 3 до 12,5%, об этом сообщил директор компании Дмитрий Кастюкевич в ходе недавней выставки дорожно-строительной техники.
Выставка проходила в так называемом «домашнем» формате – на ней экспонировались брэнды из собственного портфеля предложений «СпецЕвроТех». Благо этот портфель вновь расширился, теперь за счет относительно новых для нашей страны китайских машин SDLG и SHEHWA. Почетные гости из КНР и представители белорусских строительных и дорожно-строительных организаций получили на демонстрационной площадке весьма полезную информацию, образно говоря, из первыхрук.
Как известно, флагманской маркой для компании – организатора презентации является Volvo. Дмитрий Кастюкевич положительно оценил перспективы шведской техники на местном рынке: «У всех сложилась стойкая ассоциация между «СпецЕвроТех» и Volvo. Но, начиная с текущего года, мы продвигаем бульдозеры SHEHWA, эта ниша нами не была закрыта. И уже два года мы предлагаем рынку технику нашего партнера китайской компании SDLG, принадлежащей Volvo Group. С середины 2012 г. пошли первые реальные продажи техники данного бренда, и несколько десятков машин уже работают в Беларуси.
Сегмент спецтехники остается достаточно закрытым для исследования, отрасль имеет свою специфику. Поэтому отследить рыночные доли внутри страны довольно сложно. Наш анализ строится на статистике импорта: сопоставляются сведения Белстата, ГТК и непосредственно данные Volvo Construction. Общую долю стараемся не оценивать, так как мы делим технику на определенные сегменты и стараемся оценить наше присутствие по конкретным моделям в каждом из них. На август 2013 г. доля нашей техники составляла 7,7%. В дорожном строительстве мы занимаем 5–6% (лидируют асфальтоукладчики). Общий результат по строительной технике на конец августа 2013 г. – 8,1% от общей емкости рынка».
Комментируя выбор формата мероприятия в пользу «домашней» презентации, директор отметил, что компания принципиально отказывается от участия в республиканских выставках, так как они не предоставляют достаточных возможностей для предметной демонстрации всего имеющегося в наличии модельного ряда.
Дмитрий Кастюкевич рассказал также о премиум-сегменте спецтехники: «Здесь не очень много игроков: Volvo, Caterpillar, Liebherг, Komatsu. По мнению наших экспертов, верхние строчки в этом списке по соотношению цена и качество занимает Volvo. В принципе у всех лидеров качество машин находится на одном уровне, однако Volvo предлагает более привлекательные цены».
Касаясь более демократичных ценовых сегментов и, в частности, рынка китайской техники, директор рекомендовал четко разграничивать специфику продаж «белыми» и «серыми» дилерами.
В целом же бесспорным лидером на отечественном рынке строительной техники выступает холдинг «АМКОДОР», хотя его доля за последние годы существенно снизилась: с 80 до 60%.
Разумеется, более всего участников выставки волновал достоверный прогноз развития ситуации. «Основные инвестпроекты были заявлены еще в 2010–2011 гг., тогда просчитывалось необходимое количество машин. Реальная их поставка на стройплощадки началась в 2013 году. Ведь после кризисного 2011‑го фактический спрос отнюдь не снизился. Сегодня износ техники нередко достигает 80% (особенно это касается бульдозеров). Завершается модернизация парка и в лесной промышленности. Осталось лишь три предприятия, которые не обновили свою базу, но к 2014 году процесс будет завершен», – резюмировал Дмитрий Кастюкевич.