Как взыскать убытки в случае незаконного подключения к электросетям подрядчика
Незаконное подключение электроэнергии от линий электропередач является одной из основных проблем как для энергетиков, так и для абонентов. Ведь самовольное подключение часто выполняется без соблюдения соответствующих норм и правил, что может привести к пожару или поражению пользователя электрическим током.
Государство вполне справедливо считает несанкционированное подключение к электросети административным правонарушением. В ст. 20.10 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) установлена ответственность за самовольное подключение приемников электрической или тепловой энергии, либо безучетное потребление такой энергии, либо повреждение расчетных приборов учета расхода такой энергии или нарушение схем их подключения, либо самовольный забор сетевой воды из систем теплоснабжения, а равно за иные нарушения правил пользования электрической или тепловой энергией в виде штрафа в пятикратном размере суммы причиненного ущерба.
Для того чтобы не стать жертвой обстоятельств и избежать несанкционированного подключения к линиям электропередач, необходимо воспользоваться поддержкой специалистов энергосбыта.
Потребители электрической и тепловой энергии подразделяются на две категории: абоненты и субабоненты.
В соответствии с Правилами пользования электрической энергией, утвержденными приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 30 апреля 1996 г. № 28 (далее – Правила пользования электрической энергией), потребителем электрической энергии является физическое или юридическое лицо, электрические сети и электроустановки которого присоединены к сетям энергоснабжающей организации.
Абонентом энергоснабжающей организации является потребитель, электрические сети и электроустановки которого непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации, имеющий границу балансовой принадлежности электрических сетей и заключенный договор на энергоснабжение (для бытовых потребителей это квартира, строение или группа территориально объединенных строений личной собственности).
Субабонентом энергоснабжающей организации является потребитель, электрические сети и электроустановки которого непосредственно присоединены к электрическим сетям абонента энергоснабжающей организации и имеющий с ним договор на снабжение электрической энергией.
Таким образом, для того чтобы лицо было признано субабонентом, у абонента должен быть заключен с ним соответствующий договор энергоснабжения. Если такого договора нет, данное лицо может считаться только потребителем электрической энергии.
В практике хозяйствования, особенно в строительстве, возможны случаи, когда к внутренним сетям абонента без его ведома и заключенного договора подключаются другие потребители. Как поступить абоненту в данной ситуации?
Согласно п. 1.4. Правил пользования электрической энергией основным правовым документом, регулирующим взаимоотношение сторон при снабжении электроэнергией, является договор между потребителем (абонентом) и энергоснабжающей организацией, заключаемый на началах добровольности и равноправия сторон с учетом требований законодательных и иных нормативных актов, действующих на момент заключения договора.
Потребитель, осуществляющий снабжение электрической энергией через свою сеть других потребителей и осуществляющий расчеты с ними, пользуется в отношении таких потребителей в части расчетов правами энергоснабжающей организации.
Согласно п. 2.1. Положения «О присоединении электроустановок потребителей к электрическим сетям энергосистемы», утвержденного приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 30 апреля 1996 г. № 28 (далее – Положение о присоединении электроустановок), границы ответственности между потребителями и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание электроустановок определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Обязательным условием заключения договора на снабжение электроэнергией является наличие у потребителя следующего:
1) акта границ балансовой принадлежности и ответственности сторон между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом);
2) установленных и готовых к эксплуатации в соответствии с «Инструкцией по организации учета электрической энергии», утвержденной приказом Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 30 апреля 1996 г. № 28 (далее – Инструкция по организации учета электрической энергии).
В соответствии со ст. 514 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и иных нарушениях, возникающих при использовании энергии.
Пунктом 4.8. Положения о присоединении электроустановок предусмотрено, что ответственность за сохранность и целостность технических средств коммерческого учета возлагается на организацию, в помещении которой установлены указанные средства, независимо от их ведомственной принадлежности.
Кроме того, п. п. 5.7.1. и 5.7.5. Положения о присоединении электроустановок, в частности, предусмотрено, что потребитель обязан производить проверку состояния, профилактические испытания и ремонт принадлежащих ему электроустановок и защитных средств, обеспечивать необходимый учет электроэнергии и мощности в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок и Инструкции по организации учета электрической энергии и сохранность информации о потреблении электроэнергии и мощности в течение срока исковой давности. В соответствии с п. 5.9.1. потребитель обязан немедленно сообщить в электроснабжающую организацию и органы Госэнергонадзора обо всех нарушениях схемы учета и неисправностях в работе расчетных приборов учета.
Согласно п. 5.8. Положения о присоединении электроустановок осуществление надзора энергоснабжающей организацией и органами государственного энергонадзора не снимает ответственности с потребителей, независимо от их хозяйственной деятельности и форм собственности, за соблюдение Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и других директивных документов.
Таким образом, абонент сам обязан обеспечить надлежащее содержание внутренних электрических сетей и предотвратить несанкционированное подключение к его электрическим сетям. Расчеты с энергоснабжающей организацией за всю потребленную абонентом и третьими лицами электроэнергию обязан осуществить абонент, если иное не установлено в договоре между третьими лицами и энергоснабжающей организацией (абонентом).
Как в последующем взыскать данные суммы с третьих лиц? Согласно ст. 14 и 971 ГК абонент имеет такую возможность. Существуют два варианта определения предмета и основания исковых требований:
1. Взыскание убытков в виде реального ущерба от оплаты стоимости излишней электроэнергии, потребленной третьими лицами на основании статьи 14 ГК;
2. Взыскание стоимости неосновательного обогащения с третьих лиц, произошедшего вследствие потребления ими электроэнергии абонента без договорных на то оснований на основании статьи 971 ГК.
В первом случае важным моментов является наличие самого факта понесения ущерба, то есть осуществления абонентом оплаты перерасхода электроэнергии энергоснабжающей организации.
Основная проблема, с которой столкнется в хозяйственном суде истец – пострадавший абонент, – это доказывание самого факта незаконного потребления электрической энергии и размера ущерба. Поскольку у третьих лиц по определению отсутствовали приборы учета электрической энергии, рассчитать объем потребленного ими электричества проблематично. Кроме того, просто «поймать за руку» в данном случае недостаточно. В суде потребуются соответствующие доказательства в соответствии с принципом допустимости доказательств. Выходом является лишь предварительное (до обращения в суд) обращение с соответствующим заявлением в уполномоченную государственную энергетическую организацию – «Энергонадзор». Кроме того, нелишним будет инициирование вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по статье 20.10 КоАП.
Согласно пунктам 3–5 Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26, органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами контролируют следующее:
-
соблюдение потребителями правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации;
-
соблюдение потребителями и энергоснабжающими организациями правил пользования электрической и тепловой энергией по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного энергетического надзора;
Органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются следующие организации:
1) управление государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики;
2) управление государственного энергетического надзора государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
3) филиалы «Энергонадзор» республиканских унитарных предприятий электроэнергетики, входящих в состав этого объединения.
Последние вправе составить акт о самовольном подключении оборудования, устройств и приборов третьих лиц к сети энергоснабжения, указав наименование, мощность и другие необходимые сведения. Акт действителен и при отказе юридического или физического лица либо их совершеннолетнего представителя от подписи. В последующем такой документ может являться доказательством факта незаконного подключения. Кроме того, используя содержащиеся в акте сведения об энергопотребляющих установках третьих лиц можно произвести расчет объема незаконного потребления электроэнергии.
Методика расчета содержится в Методических указаниях Белорусского государственного энергетического концерна от 14 мая 1998 г. по применению Порядка определения размера ущерба, причиненного при нарушениях в использовании электрической и тепловой энергии, согласованного Минюстом, Минфином и Минэкономики и утвержденного 17 апреля 1997 г. заместителем Министра Минтопэнерго Республики Беларусь (далее – Методические указания). Методические указания являются пособием для персонала государственного энергетического надзора Республики Беларусь, оформляющего акты на потребителей по выявленным фактам следующих нарушений порядка:
- безучетного потребления (хищения) электрической энергии;
- самовольного подключения к электрическим сетям электроустановок потребителей, жилых домов, коттеджей и других объектов;
- увеличения мощности сверх величины, разрешенной по техническим условиям;
- повреждения приборов учета, нарушения схем их подключения,
- срыва пломб энергоснабжающей организации и метрологических лабораторий с приборов и систем учета электроэнергии.
Сумма причиненного энергоснабжающей организации ущерба определяется как стоимость электрической энергии, которая рассчитывается исходя из ее потребления в течение документально подтвержденного срока фактического присоединения оборудования, устройств, приборов и их мощности в пределах срока исковой давности. При отсутствии документального подтверждения даты фактического присоединения к сети энергоснабжения размер причиненного ущерба определяется как стоимость энергии, потребление которой рассчитывается исходя из присоединенной мощности оборудования устройств и приборов в течение одного года. Нормативы потребления электрической энергии различными приборами приведены в приложении к Методическим указаниям. Стоимость потребленной с нарушениями энергии определяется по тарифам, действующим на момент составления энергоснабжающей организацией соответствующего акта.
Факт незаконного подключения и объем потребленной энергии могут быть доказаны в хозяйственном суде при наличии соответствующего акта, а также отражения данного обстоятельства в постановлении по административному делу, если оно было инициировано абонентом. Факты, отраженные в постановлении по административному делу, будут в последующем иметь преюдициальное значение для хозяйственного суда.
С. Ч. Белявский, cудья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения ОО «Белорусский республиканский Союз юристов»