ДСУ № 14: наши дороги — наша гордость
На счету специалистов дорожно-строительного управления № 14 ОАО «Дорожно-строительный трест № 3» сотни километров построенных и отремонтированных автодорог: за почти 70 лет работы труженики управления приложили руку к многочисленным дорожным объектам как на территории нашей республики, так и за ее пределами. На протяжении десятилетий совершенствовалась производственная база, обновлялся парк машин и механизмов, внедрялись новые технологии, но неизменным оставалось одно: предприятие работает прибыльно, рентабельно, успешно.
Мобильность, качество, дисциплина — эти три слова как нельзя лучше характеризуют стиль работы управления, передают возможности дорожных строителей и их отношение к порученному делу. Сегодня требования к автомобильным дорогам достаточно жесткие. Неровности на покрытии для дорог высшего качества согласно международному индексу IRI допускаются чуть более миллиметра, немногие дорожники могут уложиться в такие параметры, могилевские же специалисты укладывают дорожное полотно с минимальными допусками.
Созданное в августе 1949 года как машинно-дорожная станция, предприятие было призвано восстановить и привести в порядок разрушенные войной дороги. Надо ли говорить, что с поставленной задачей работники управления справились: большинство дорог республиканского и местного значения Могилевской области — на счету ДСУ № 14. В числе объектов могилевчан также строительство мостового перехода через реку Березину и Минской кольцевой дороги в районе урочища Куропаты, реконструкция участка автодороги М5 (Минск-Гомель) на обходе Жлобина и капитальный ремонт автодорог Могилев–Славгород (км 11,7–км 17,2) и Могилев–Чериков–Костюковичи (км 37,5–км 45) и многие другие знаковые объекты. Среди последних, особенно значимых для Беларуси — автодорога М-4 Минск-Могилев, реконструкция которой проводилась работниками предприятия с 2010 по 2013 годы на таких участках, как 140,7-150 км; 167,0-176,0 км; 131, 336-140,7 км; 182,0-188,8 км. Как известно, эта дорога имеет высшую на сегодняшний день первую категорию.
На счету ДСУ № 14 немало автомобильных артерий и в соседних странах. К примеру, в 2003 году дорожники трудились на строительстве взлетно-посадочной полосы российского космодрома в Плесецке Архангельской области, а в 2004 году занимались возведением автодороги «Киев — Одесса» в Украине. Сегодня ДСУ №14 при всей сложности ведения дорожно-строительных работ с уверенностью смотрит в будущее: управление достигло увеличения объемов производства и рентабельности по сравнению с прошлым годом на 177 процентов.
В настоящий момент работники управления готовы к выполнению целого комплекса дорожных работ, который включает такие этапы, как геодезические работы по закреплению трассы на местности, устройство земляного полотна, песчаных и щебеночных оснований и покрытий, приготовление асфальтобетонных смесей и укладка их в покрытие автодорог. Кроме этого дорожники занимаются строительством искусственных сооружений, обустройством дорог – укладывают плитку на пешеходных дорожках и остановочных пунктах, изготавливают и устанавливают павильоны, обустраивают лестничные марши. На реконструируемых участках трассы натягивается защитная сетка от животных, а также сооружается новое, более безопасное и легко восстанавливаемое канатное ограждение.
Коллектив предприятия полностью загружен работой. Могилевские дорожники выполняют весь комплекс работ на участке дороги М-5 Минск-Гомель на 145-160 километрах, ведут строительство обхода города Калуги с мостом через Оку. Управление многое делает того, чтобы родной Могилев стал краше и комфортнее, чтобы и самим можно было гордиться им. Дорожники считают это делом чести. Не так давно они занимались укладкой верхнего слоя дорожного покрытия одной из главных улиц Могилева — Первомайской. Сейчас им поручен один из самых ответственных и сложных объектов – реконструкция главной дорожной артерии, которая связывает две части города по берегам Днепра. Мост давно ждал реконструкции, да и его пропускная способность оставляла желать лучшего. После проведенных специалистами ДСУ № 14 работ дорожное полотно будет состоять из 6 полос. Работы ведутся в сложных условиях: полностью закрыть мост не представляется возможным, поэтому движение транспорта на данном участке ограничено. Но, несмотря на стесненность и неудобства, дорожники обещают точно в срок — к ноябрю 2016 года этот объект сдать.
Работники ДСУ № 14 всегда стремились к передовым методам труда, к применению новых технологий. Активно включается ДСУ № 14 во все проводимые в нашей республике специалистами БелдорНИИ экспериментальные программы: апробирует работу с различными дорожными смесями и составами. В начале 1990-х годов одними из первых в республике специалисты управления внедрили автоматику на асфальтоукладке, позволившую добиться идеальных показателей по профилю, уклонам, толщине слоя. Первопроходцем стало ДСУ № 14 и в применении резинобитумного асфальта.
В настоящее время асфальтобетонный завод ДСУ № 14 имеет 3 установки по выпуску асфальтобетонной смеси — одна из них ДС-168 (производительность более 100 тонн в час), немецкая установка «Teltomat» (производительность 50 тонн в час) и мобильный асфальтосмесительный завод «Lintec» (производительность 200 тонн в час). Особенностью мобильного завода является оперативное перемещение с объекта на объект, так как он выполнен из компактных, быстро устанавливаемых функциональных блоков, благодаря чему достигается высокая скорость монтажа и демонтажа, кроме того, производственный процесс полностью автоматизирован.
Начинало дорожно-строительное управления с десятка бульдозеров. Сегодня же в его распоряжении целый парк суперсовременных машин. Достаточно движения одной руки машиниста, чтобы бульдозер с установленной на нем 3D автоматикой начал выполнять задание. Недавно появился в арсенале специалистов ДСУ № 14 автогрейдер с установленной системой навигации GPS – новое слово в дорожном строительстве. Через связь со спутника навигатору задаются параметры земли, на которой кладется основание, так что погрешность при укладке минимальна.
Сегодня численность работников предприятия — около 300 человек. Залог успеха управления – в согласованной работе всех служб и производственных участков. Руководство ДСУ № 14 уверено, здесь нет случайных людей. Сюда приходят по призванию.
— У строителей-дорожников есть такое обязательное правило, — рассказал главный инженер ДСУ № 14 Юрий Буяков, — молодой специалист обязательно должен пройти через работу на линии, через процесс укладки асфальта. Это делается для того, чтобы не взращивать в кабинетах работников-теоретиков, каждый должен почувствовать, как достается хлеб насущный в нашей системе, обретаются знания и опыт, которые не найдешь ни в одном учебнике.
Такую проверку на прочность, к большому сожалению, в последнее время проходят лишь единицы: трудно справляться с ответственностью и большим объемом работ, так что, отработав положенные год-два, многие уходят в другие сферы деятельности. А вот если специалист проработал на линии несколько лет, месяц за месяцем, можно быть уверенным, что человек пришел не зря, он останется верен выбранной профессии.
Могилевские автодорожники уверены в том, что сегодня каждый построенный ими сантиметр дорожного полотна отвечает требованиям качества, но главными экспертами своей работы считают все-таки пользователей дорог. Ведь именно они, благодаря стараниям строителей-дорожников управления, теперь ездят по могилевским автодорогам с комфортом, преодолевая расстояние с максимальной скоростью движения и минимальными затратами времени.
Лариса КОХАНОВСКАЯ