БелСКТ-стандарт – добавки для совершенства дорожных бетонов
Строительство бетонных дорог объявлено в Беларуси приоритетом. Соответствующая норма была прописана Министерством архитектуры и строительства. Сегодня по этой технологии уже строится вторая кольцевая вокруг Минска. Планируется распространить этот опыт на магистральные улицы больших и малых городов, поселков, деревень. Из бетона будут строить парковки, технологические и складские площадки и т.д.
По мнению экспертов, строительство бетонных автомобильных дорог и аэродромных покрытий с использованием технологии укладки жестких бетонов является одним из перспективных направлений применения бетона. Цементобетонные дороги превосходят асфальтобетонные по долговечности, износостойкости и прочности, а также по эксплуатационным и экологическим показателям. Кроме того, тема образования колеи для них практически неактуальна.
По словам Главного технолога компании БелСКТ-стандарт, наиболее рациональным и экономным способом производства бетонных дорог являться укладка малоподвижных бетонных смесей, достигая необходимой гладкости поверхности с помощью специализированных укладчиков. При этом подходящая под укладку подвижность бетона составляет от 1 до 4 см. Такие смеси, в отличие от высокоподвижных, обычно транспортируются к месту укладки самосвалом, без перемешивания.
При данном способе доставки актуализируется вопрос сохранения заданной подвижности бетона, так как строящийся объект обычно достаточно удален от РБУ, а машины для формования дорожного полотна настроены на строго заданные характеристики бетона.
На бетон, применяемый для изготовления дорожных покрытий, существенное влияние оказывают также факторы окружающей среды. Он претерпевает термическое расширение-сжатие в результате температурных колебаний, выдерживает множество циклов замораживания и оттаивания при одновременном воздействии атмосферной влаги, испытывает воздействие солей применяемых в антигололедных реагентах. Не следует забывать об изгибающих нагрузках, возникающих при движении транспорта – бетонная дорога работает на изгиб как плита на упругом основании. Основным качественным показателем в этом случае является прочность бетона на растяжение при изгибе.
Итак, для обеспечения необходимой долговечности бетон должен обладать повышенной прочностью, стойкостью к деформациям, морозостойкостью. Все эти качества создаются путем реализации эффективных технологий укладки, а также являются результатом подбора оптимального состава смеси – применения высококачественных цементов, подходящих инертных материалов, пластифицирующих и воздухововлекающих добавок.
Перед специалистами группы компаний СКТ-Стандрат и БелДорНии была поставлена задача разработать составы бетонных смесей, пригодных для укладки дорожной плиты с использованием формующей машины WIRTGEN. При этом были заданы следующие проектные требования: класс прочности на растяжение при изгибе Btb4.4, класс прочности на сжатие – B35, марка морозостойкости – F200 (по второму базовому методу).
В испытаниях при проектировании состава смеси использовались: портландцемент ПЦ500-Д0-Н, гранитный щебень фракции 5-20, карьерный песок Мк 2.3, воздухововлекающая добавка Хидетал-П-8, пластифицирующая добавка Хидетал-П-1, пластифицирующая добавка для дорожных бетонов, увеличивающая сохраняемость бетонной смеси, Хидетал-ГП-9 бета.
Необходимость применения пластифицирующей и воздухововлекающей добавок связана в первую очередь с высокими требованиями к морозостойкости дорожных бетонов и нормируется ТНПА.
В результате были разработаны и утверждены несколько составов бетонной смеси для дорожных покрытий с применением добавок ХИДЕТАЛ-П-1, ХИДЕТАЛ-П-8 и гиперпластификатора ХИДЕТАЛ-ГП-9 «Бета». Разработанные смеси с запасом отвечают заданным параметрам.
Справка: Хидетал-П-1 пластифицирующая добавка наиболее подходящая для немедленной формовки бетона, а так же при необходимости транспортировке бетона до двух часов, дополнительные свойства добавки увеличивают морозостойкость и водонепроницаемость.
Хидетал-ГП-9 Бета — гиперпластификатор на основе эфиров поликарбоксилатов, позволяющий длительное время сохранять необходимую подвижность бетонных смесей.
Использование добавки Хидетал-П-8 позволяет сохранять стабильное воздухововлечение на протяжении заданного времени. В 2015 году на одном из составов с добавкой ТМ ХИДЕТАЛ , уже построена первая часть Второй Минской кольцевой дороги.
На сегодняшний день, компания БелСКТ-Стандарт не останавливается на достингнутом и активно расширяет горизонты собственных разработок добавок .