Дебют новой дискуссионной площадки: новинки строительства и нормативные «тормоза»
Республиканская конференция «Инновационные материалы и системы для жилищно-гражданского строительства и ЖКХ в Республике Беларусь» стала достойной трибуной для дискуссии между отечественными и зарубежными производителями, теоретиками и практиками строительного дела.
Заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» БНТУ, профессор Анатолий Вавилов – модератор конференции – подчеркнул, что участникам было представлено более 30 инновационных систем и технологий как от известных производителей, так и от небольших организаций, которым необходимо завоевать авторитет на рынке. После вступительной речи слово было передано заместителю министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Дмитрию Семенкевичу.
Справка
По предварительной информации, в конференции приняло участие около 120 специалистов проектных институтов, организаций-заказчиков, предприятий промышленности строительных материалов, министерств и ведомств, отраслевых НИИ, инжиниринговых компаний и других организаций.
Организаторами мероприятия выступают оргкомитет республиканского профессионального конкурса «Лучший строительный продукт года» и Союз Строителей Беларуси совместно с ведущими научно-исследовательскими учреждениями отрасли – РУП «Стройтехнорм», РУП «Институт БелНИИС», ГП «Институт НИИСМ», РУП «Институт НИПТИС имени Атаева С. С.», Национальной Академией наук Беларуси, Белорусским национальным техническим университетом, Белорусским государственным технологическим университетом. Конференция проходит при поддержке Министерства архитектуры и строительства Беларуси.
Инновационные фонды по новым правилам
Замминистра пожелал успешной работы на конференции, а также рассказал о некоторых изменениях в отраслевой нормативной базе: «Политика внедрения инноваций в Беларуси является одной из приоритетных. Сегодня существует два основных направления в государственной политике. Первое – это создание необходимых условий в стране, для того чтобы стимулировать инновационное развитие, и второе – выявление наиболее значимых проектов для оказания финансовой и организационной поддержки.
С этого года изменились некоторые наши подходы. Если раньше все предприятия государственной и коммунальной форм собственности производили отчисления в инновационные фонды развития тех или иных министерств, то сегодня нагрузка с предприятий снята. Инновационные фонды формируются от налога на прибыль (который по сравнению с прошлым годом практически не изменился) в размере 10%».
Дмитрий Семенкевич подчеркнул, что в данной ситуации есть как плюсы, так и минусы. Сегодня средства, которые направлялись в инновационный фонд, могут быть вложены в модернизацию предприятий. Однако минусом является тот факт, что размеры инновационных фондов резко сократились. В то же время увеличились местные инновационные фонды, что не может не радовать. Произошли серьезные изменения в нормативной базе. Еще год назад строительные организации и заказчики постоянно обращались в министерство с просьбами о коррекции правового поля под нужды конкретных проектов. И им пошли навстречу. В августе вышло Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 125 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совмина от 31 декабря 2009 г. № 1748» и внесены изменения в технический регламент Республики Беларусь. Как пояснил заместитель министра, данные изменения затронули вопросы механической безопасности зданий и сооружений.
Правовая база меняется в День смеха
«Гвоздем» обсуждений стали изменения в правовом поле: с 1 апреля произошли корректировки в ТКП и СНБ, тем самым поворачивая строительство на 180 градусов. По новым правилам Беларусь начинает строительство энергоэффективных домов.
«Сегодня действует порядка 1800 нормативов, при том в ТР вошло примерно 103 обязательные нормы. Все остальные несут рекомендательный характер и становятся нужными, если проектировщик использует их в своем проекте. Это открывает большие возможности для проектировщиков: самим нести обоснования и готовить доказательную базу для того или иного решения, которое закладывается в проект.
Третий момент, где нормативная база претерпела изменения, – это вопросы, связанные с определенными льготами для инновационных научных разработок и технологий».
Д. Семенкевич рассказал о трех группах льгот, которые сегодня действуют, подчеркнув, что в момент проведения конференции идет и заседание Президиума Совмина, на котором рассматриваются программы инновационного развития страны на 2013 год.
«Данная программа включает три проекта. Первая группа попадает под 100% инвестиции государственного бюджета. К сожалению, ни один из проектов строительной отрасли в эту группу не попал, – отметил замминистра. – Вторая группа – те проекты, где предусматривается получение кредита, но государство берет на себя обязательство о погашении процентной ставки банков в 100% размере».
Дмитрий Семенкевич рассказал, что в данную группу уже вошло три строительных проекта, еще три ждут одобрения, но основная масса проектов попала в третью группу, где правительство обеспечивает погашение 50% банковских ставок.
Представитель отраслевого министерства рассказал и о переходе на евронормы: «Сегодня уже действует 58 евронорм, более 600 стандартов могут использоваться в Беларуси, 31 организация строительной отрасли производит европейскую маркировку и поставляет свой товар в Западную Европу».
Однако существуют и определенные трудности по данному направлению. Несмотря на то, что промышленная отрасль показывает прекрасные результаты по внедрению евронорм, намного хуже обстоят дела в строительном сегменте. А по сдвигам данного вопроса в сфере проектирования Дмитрий Семенкевич и вовсе затруднился привести пример: «Статистика за 2012 год показала, что лишь восемь проектов в Беларуси было реализовано по европейским нормам при том, что все они были представлены иностранными инвесторами. Наши проектировщики не спешат переходить на стандарты ЕС. Наверное, существуют проблемы. Новая программа предусматривает переход строительных организаций на евронормы к 2017 году».
Когда спикер стал рассказывать о проектировании энергоэффективным жилых домов, которое запущено с 1 апреля текущего года, присутствующие сначала внимательно слушали, после чего поднялся «лес рук» с вопросами. Один из слушателей грустно пошутил, что введение данной программы совпало с Днем смеха.
«Все договорные отношения, которые заключены с 1 апреля, должны касаться проектирования энергоэффективным домов. Здесь идет речь о потреблении энергоресурсов на отопление. Установлен предел в 40 кВт/ч на 1 м2. Обсуждение, какой показатель установить при реконструкции и модернизации домов, еще продолжается. Однако, скорее всего, остановимся на 80 кВт/ч на 1 м2. Уже внесены изменения и дополнения в ТКП и СНБ, которые касаются теплотехнических характеристик и проектирования жилых зданий, – те основы, с которыми проектировщик должен работать. НИПТИС им. Атаева С.С. разработал методические рекомендации.
Что касается ценообразования, то мы понимаем, что это дополнительная нагрузка на проектные организации. Поэтому сегодня документы не содержат конкретного коэффициента удорожания.
Организациям дается шесть месяцев, чтобы самостоятельно определить уровень затрат. Потом данный опыт будет подвержен изучению, после чего будет выведен общий знаменатель».
Перечень нормативных актов, связанных с ТР 2009/13/BY
«Здания и сооружения. Строительные материалы и изделия. Безопасность»:
ТКП 17.02–01–2006 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Правила по обеспечению экологической безопасности автозаправочных станций» статья 5 пункты 4.2, 4.4.
ТКП 17.02–06–2011 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Правила по обеспечению экологической безопасности при проектировании при проектировании предприятий, зданий и сооружений автомобильного транспорта» статья 5 пункты 4.2, 4.4.
ТКП 17.11–02–2009 (02120/02030) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Обращение с коммунальными отходами» статья 5 пункты 4.2, 4.4.
ТКП 17.11–03–2009 (02120/02030) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Обращение с коммунальными отходами. Правила эксплуатации объектов обезвреживания коммунальных отходов».
Количество национальных документов гармонизированных со стандартами EN и ISO‑679 (34,9%).
Как «внедрить» отечественные инновации белорусским проектировщикам?
Слушатели спрашивали и о методиках, которые необходимо применять, чтобы достичь указанного показателя энергоэффективности, а также как убедить организации, что применять инновационный отечественный продукт намного выгоднее. «Сегодня когда приходишь в проектные организации с презентацией нового продукта, то встречаешь стену непонимания. Проектировщики давно работают «по накатанной колее» и внедрять что-то новое не спешат. Может на законодательном уровне существует стимулирование для использования отечественного инновационного продукта?» – задала вопрос индивидуальный предприниматель.
На что был дан совет вести разговор с заказчиком. «Семинары, конференции, выставки, форумы – отличная площадка для продвижения своего продукта», – отметил замминистра. Однако с этим мнением не все были согласны. Директор по маркетингу группы компаний «Алютех» Владимир Рыбаков отметил, что выставки сегодня посещает «со стыдом»: «Кому интересно выставлять свой стенд на полупустой выставке? Лучше бы их было меньше, одна-две в год, но был выше уровень».
Дмитрий Семенкевич также рассказал, что сейчас на рассмотрении правительства лежит проект указа, по которому будет определяться, на какой стадии проектирования должны быть решены вопросы по определению оборудования, закладываемого проектировщиками: «В существующем законодательстве данный вопрос – «черная кошка». В настоящих изменениях будет указано, что для промышленных предприятий оборудование закладывается на стадии обоснования инвестирования, а также на стадии архитектурного проекта должны быть решены вопросы выбора как подрядной организации, так и оборудования. Таким образом, на стадии строительства появится полная ясность по данному вопросу».
Однако многих больше всего интересовал вопрос, какие именно изменения были внесены с 1 апреля.
«Внесены изменения в ТКП 45–2.04–43–2006 (02250) «Строительная теплотехника. Строительные нормы проектирования»; ТКП 45–2-04–196–2010 (02250) «Тепловая защита зданий. Теплоэнергетические характеристики. Правила определения» и СНБ 3.02.04–03 «Жилые здания». Также разработаны методические рекомендации».
Уверенным, но тихим голосом кто-то из зала задал вопрос о наболевшем: «Где нам ознакомиться с документами? Где прочесть все изменения?». Д. Семенкевича вопрос удивил, так как он был уверен в том, что документы в свободном пользовании, и пообещал сегодня же лично проверить их наличие на сайте. Начальник Центра технического нормирования и стандартизации РУП «Стройтехнорм» Ольга Кудревич также уверила публику, что данные изменения уже готовы: «Если смогли разработать изменения за несколько дней, то в базу внести не составит труда».
«… Что будет после наступившего Дня смеха сложно представить»
Оппонентом Дмитрия Семенкевича выступил директор ОАО «Институт «Минскгражданпроект» Олег Быковский: «Позиция института весьма осторожна в тех инновациях, которые вы сегодня освещаете. Мы изучили все вопросы. Однако ведь не зря наши коллеги-россияне на внедрение новых технологий взяли 10 лет. Сегодня в Беларуси отсутствует база для производства продукции, которой можно было бы обеспечить прогнозируемые уровни теплопотерь (40 кВт/ч на 1 м2).
Сомнительным в этом деле становится вопрос, связанный с экономикой. Например, ваша квартира стоит $100 тыс. Если брать за основу 7%, о которых говорилось ранее, удорожание составит $7 тыс. Рекуператор потребляет в среднем от 50 до 150 кВт. При нормированном энергопотреблении порядка 150 кВт – это дополнительная нагрузка. И сразу возникает вопрос: во имя чего потребителю идти на эти затраты? При том что экономию на тепловую энергию весьма трудно рассчитать.
Когда этот вопрос рассматривался у вице-премьера Анатолия Калинина, я привел пример из собственной практики. Мною в свое время осветительные приборы были заменены на энергосберегающие лампы. Я достиг того, что мои затраты связанные с заменой ламп, увеличились в десять раз. Эти лампочки вышли из строя быстрее обычных, ведь они не рассчитаны на такое количество включения и выключения: они эффективны, когда работают постоянно. Безусловно, я не призываю возвращаться в каменный век. Однако все вопросы необходимо детально изучить, прежде чем принимать судьбоносное решение. И что будет после наступившего Дня смеха сложно представить».
Ответ со стороны заместителя министра не заставил себя ждать: «Вы показали сейчас позицию «типичного института», который твердит: «не готов», «не хочу», «не могу». Во‑первых, программа энергоэффективного строительства существует с 2010 года и никто не мешал в течение трех лет изучать примеры решений задач для различных проектов. И во‑вторых, я все же верю в проектные организации, что они смогут изучить европейский опыт, так как мыслить по-другому они уже не имеют права. Конечно, по энергозатратам в нормативной базе на сегодняшний момент отражены не все аспекты. Необходимо менять тарифную политику по эноргопотреблению, возможно введение льготного тарифа для данных домов. Все будем решать, но назад дороги нет. Включайте свои мозги и ресурсы. Лучше говорите, чего не хватает сегодня для реализации данной программы. Мы всегда открыты для диалога», – резюмировал Д. Семенкевич.
Подготовила Людмила КОНОПАЦКАЯ
Президиум Совмина об инновациях
Президиум Совета Министров Республики Беларусь под председательством Первого заместителя премьер-министра Владимира Семашко рассмотрел ход реализации Государственной программы инновационного развития на 2011–2015 годы.
Как проинформировал председатель Государственного комитета по науке и технологиям Игорь Войтов, общие инвестиционные затраты на проекты госпрограммы в прошлом году составили Br18 трлн, создано 3,3 тыс. рабочих мест, новые производства введены в эксплуатацию по 79 инновационным проектам, из них 33 важнейшие. На проектную мощность выведены производства по 58 инновационным проектам, из которых 21 важнейший.
Освоена инновационная продукция в машиностроении, металлургии, нефтехимии, медицине и фармацевтике, легкой промышленности и других отраслях. Объем производства инновационной продукции, полученной в результате реализации проектов госпрограммы, за прошлый год достиг Br30,6 трлн.
Вместе с тем в прошлом году не обеспечен ввод в строй объектов по шести важнейшим проектам и четырем проектам планов развития. По различным причинам сроки их выполнения перенесены на нынешний год, отметил Игорь Войтов.
В 2012 году для развития системы нормативного правового регулирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности подготовлено и принято 40 нормативных правовых актов. В нынешнем году работа по совершенствованию законодательной базы в этой сфере будет продолжена.
Особое внимание сегодня уделяется увеличению экспорта научно-технической продукции. В прошлом году подписаны новые соглашения о научно-техническом сотрудничестве с Кубой, Бангладеш, Израилем, Китаем и другими странами. «Мы в 2 раза увеличили объем заключенных научно-технических договоров – с $32 млн до $65 млн. Прогноз на 2013 год – $75 млн», – рассказал Игорь Войтов.
В нынешнем году в рамках госпрограммы инновационного развития в стране планируется ввести в строй новые производства по 126 инновационным проектам, из которых 68 важнейшие. Кроме этого, будут выведены на проектную мощность производства по 85 проектам, в том числе 44 важнейшим.
Владимир Семашко отметил, что в прошлом году по основным показателям программа выполнена. «Мы недавно в очередной раз рассмотрели подходы и перечни проектов программы, определились с суммами, – напомнил он. – Сегодня очевидно, что некоторые министерства не используют заявленные суммы инновационных фондов, в то время как другие не вкладываются в те суммы, которые формируются в этих фондах. Поэтому нужно решить вопрос перераспределения этих средств – от тех, кто их не использует в этом году, к тем, кто их действительно должен освоить в рамках инновационных проектов».
На заседании рассмотрены также итоги реализации Государственной программы развития транзитного потенциала на 2011–2015.
По материалам пресс-службы Совета Министров Республики Беларусь