Букву закона нельзя пошатнуть
Контрольные мероприятия Комитета государственного контроля Гомельской области установили факты затягивания сроков реализации инвестиционных проектов по модернизации крупнопанельного домостроения. Были нарушены параметры, предусмотренные постановлениями Совмина. Средства, выделенные на реализацию проекта, использованы неэффективно. В частности, нарушения действующего законодательства отмечены в работе ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» и ОАО «Светлогорский домостроительный комбинат».
В ходе реализации инвестиционного проекта «Реконструкция завода КПД ОАО «Гомельский ДСК» (создание производства по изготовлению изделий КПД серии 152М мощностью 70 тыс. м2 общей площади жилья в год) был превышен срок ввода объекта в эксплуатацию, что привело к его удорожанию на Br22,9 млрд.
Руководство сформировало портфель заказов на изготовление изделий КПД серии 152М, что вызвало недозагрузку производства в 2010 году на 68,9%, в январе-сентябре 2012 года – на 52%.
Инвестиционный проект «Реконструкция участка КПД-1 (II этап)» (с увеличением мощностей производства модернизированной серии КПД 152М до 210 тыс. м2 общей площади жилья в год) не был выполнен вовремя. Поэтому Совмин перенес сроки его реализации с 2012 на 2013 год. Это привело к увеличению объемов финансирования с Br148,7 млрд до Br513,7 млрд.
Кроме того, в 2007–2008 годах ОАО «Гомельский ДСК» приняло к реализации экономически непроработанный бизнес-план реконструкции Петриковского керамзитового завода, предусматривающий увеличение объема производства используемого для изготовления несущих бетонов конструкционного керамзита с 60 тыс. м3 в год до 120 тыс. м3 в год.
Однако потребность организаций крупнопанельного домостроения в конструкционном керамзите постоянно сокращалась в связи с переходом на использование гранитного щебня. Другие сферы применения конструкционного керамзита не найдены. Поэтому даже действующие производственные мощности Петриковского керамзитового завода не загружены. Так, в 2010 году произведено 53 тыс. м3 или 88,3% от производственной мощности, в 2011 году – 32,4 тыс. м3 или 54%, за январь-ноябрь 2012 года – 11,8 тыс. м3 или 21,5%.
В результате Br9860 млн, затраченных на выкуп печи у обанкротившегося ОАО «Керамзит» и на ее реконструкцию (Br9284 млн – средства инновационного фонда Минстройархитектуры, Br576 млн – собственные средства общества), использованы неэффективно.
До настоящего времени реконструкция вращающейся печи обжига № 1 не завершена. Для осуществления полного переоборудования дополнительно требуется около Br35 млрд.
ОАО «Гомельский ДСК» также неэффективно использовал Br250 млн из инновационного фонда Минстройархитектуры и Br3,8 млн собственных средств, предназначенных для выпуска пигментных материалов. Однако пробные выпуски в марте и мае 2012 года показали невозможность его производства на Петриковском керамзитовом заводе по закупленной технологии.
Проверкой также установлены факты нарушений ОАО «Гомельский ДСК» действующего законодательства:
- несвоевременная выплата заработной платы работникам;
- завышение стоимости строительства объектов, выполненных за счет льготных кредитов ОАО «АСБ Беларусбанк»;
- несвоевременная уплата отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры;
- неуплата за проезд тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых весовых параметров;
- искажение данных государственной статистической отчетности.
ОАО «Светлогорский домостроительный комбинат» не обеспечило эффективное использование введенных в эксплуатацию в 2011 году мощностей (70 тыс. м3 общей площади жилья в год) по производству железобетонных изделий для домов нового поколения на базе серии 90 (СВ90–10Р-01), созданных с государственной поддержкой.
Руководство не сформировало портфель заказов в первом полугодии 2012 года, следовательно, договоры на поставку железобетонных изделий для домов нового поколения не заключались. Поэтому за январь-июль 2012 года выпущено всего 3% от производственной мощности изделий КПД серии 90.
По результатам проверки комитетом области рассматривается вопрос о привлечении ОАО «Гомельский ДСК», а также должностных лиц общества к административной ответственности за допущенные правонарушения.
Помимо того, предложено рассмотреть вопрос о целесообразности реализации инвестиционного проекта по реконструкции Петриковского керамзитового завода, принять меры для завершения инвестиционных проектов по стабилизации деятельности и полной загрузке производственных мощностей домостроительных комбинатов.
Александр АТРОЩЕНКО, председатель Комитета государственного контроля Гомельской области,
Виктор РУНОВ, начальник управления