Активный экспорт ССС возможен только в премиум-сегменте

0

Национальный рынок сухих строительных смесей восстанавливается после кризиса, хотя сам термин «кризис» в белорусской реальности имеет, скажем так, собственное прочтение, которое существенно отличается от европейского или российского. Реальный сектор реагирует на финансовые колебания с некоторым опозданием – сказывается влияние государственных преференциальных подушек, активной политики противодействия импорту и целого ряда других факторов. Также вызывает сомнения не совсем адекватный метод оперативного статистического учета, когда показатели отрасли рассчитываются в действующих ценах, а валютные флуктуации откровенно игнорируются.

Тем не менее многолетняя картина вырисовывается достаточно объективная. Основными движущими силами развития рынка ССС являются увеличение объемов строительства и уменьшение использования растворов самостоятельного изготовления, в связи с быстрой сменой технологических укладов в массовом строительстве. Программы импортозамещения планомерно выдавливают зарубежные смеси из промышленного обихода, но этот процесс сопровождается ростом конкурентоспособности местных ССС. Многие мировые бренды в данной ситуации сочли за благо просто получить белорусскую прописку – и не прогадали. Нельзя не упомянуть целенаправленные действия по совершенствованию технического законодательства, направленного на повышение безопасности зданий и сооружений, введение национального технического регламента ТР 2009/013/BY. Серьезно подогревает рынок внедрение энергосберегающих строительных технологий.

По факту можно констатировать, что потребление ССС в республике после обвала в 2009 году на 17% росло со средним темпом 10%. Пик потребления был зафиксирован в 2011 году на уровне 646 тыс. тонн, но в текущем строительном сезоне прогнозируется выход на отметку 685 тыс. тонн. В долларовом выражении объем рынка на протяжении двух прошедших лет рынок стабилизировался на уровне $116 млн с прогнозом роста $124 млн в 2013-ом.

Ограничительные меры в отношении внешнего ввоза ССС предусматривают импорт только при отсутствии белорусских аналогов: ввозятся в основном гипсовые ССС, для производства которых в Беларуси нет сырья. Уже в 2011 году доля импорта в массиве сократилась до скромных 9%, хотя в долларовом эквиваленте занимала порядка 25% с постоянной тенденцией к снижению.

Объемы внешней торговли ССС не очень велики, поэтому увеличение рынка обеспечивается активным посткризисным ростом местного производства.

В Беларуси насчитывается 35 производителей ССС, но около 2/3 рынка приходится на долю всего 5 компаний. Техническое состояние большинства производителей, за исключением лидеров, оставляет желать лучшего. Кризисные явления в экономике и временное замедление роста объемов строительства привели к дальнейшей консолидации рынка ССС за счет вытеснения лидерами более слабых игроков, а также «гаражных производств». Данная тенденция продолжилась и в 2012 году. В конце 2011 года гродненская компания «Тайфун» (которая входит в состав польской группы Atlas) ввела в эксплуатацию новый завод по производству ССС мощностью 350 тыс. тонн в год (более половины всей потребности Республики Беларусь в ССС). Таким образом, «Тайфун» значительно укрепится в качестве лидера на белорусском рынке ССС.

Несмотря на рост рынка, белорусские производители сталкиваются с рядом проблем

Перебои с поставками сырья. Хотя в Беларуси три цемзавода и относительно небольшие внутренние потребности, производители ССС периодически испытывают дефицит цемента. Это обстоятельство неоднократно и достаточно серьезно лихорадило рынок, но с завершением модернизации цементной отрасли проблема должна окончательно уйти в прошлое. Точно также неопределенность с обменным курсом в 2011 году спровоцировала перебои с поставками иностранного сырья (гипса).

Подделка продукции. Многие производители вынуждены тратить значительные средства на борьбу с контрафактной продукцией, которая выпускается от их имени. В случае подделки компании получают двойной ущерб: сокращение продаж, а также удар по имиджу в связи с тем, что поддельная продукция чаще всего значительно уступает по качеству оригиналу.

«Непрозрачные» тендеры. Государственные тендеры часто выигрывают предприятия второго эшелона, к которым в том числе принадлежат цеха, созданные под крышей крупных гособъединений. Часто тендерные комиссии с целью удешевления строительных работ отсекают высокотехнологичные продукты, к которым относятся ССС.

Недостатки правовой базы. Белорусские производители до сих пользуются нормативной базой, разработанной в начале 2000-х годов, что создает проблемы для организации экспортных поставок.

Экспортные ниши

Отечественные сухие строительные смеси могут быть востребованы преимущественно на российском рынке, что обусловлено в первую очередь географической близостью соседнего государства, а также высоким спросом данных продуктов на местных стройках.

Вопрос лишь в поиске сбытовых ниш, которые постоянно сокращаются. Ожидается, что в ближайшие годы российский рынок вернется к докризисным темпам роста, которые составляли 15-20% в год. Увеличение рынка будет связано как с ростом объемов строительства, так и с более активным использованием ССС на объектах. Одна из тенденций рынка – рост доли ССС, потребляемых частными лицами в малоэтажном и коттеджном строительстве. При этом в стоимостном выражении рынок растет не так активно по причине вытеснения российской продукцией более дорогой импортной.

В России около 230 производителей ССС, но около 70% всего производства обеспечивается двадцатью крупнейшими компаниями. При повышении требований потребителей к качеству мелкие производители будут уходить из-за низкого качества своих изделий. Доля импорта на рынке имеет тенденцию к снижению, так как все большее количество ведущих мировых производителей (среди них MC Bauchemie Russia, Knauf, Атлас, Сен-Гобен) запускает новые мощности в России. Фактический ввоз ССС зафиксирован в 2011 году на уровне 6% в тоннаже в совокупном потреблении и 19% в долларовом эквиваленте. Стоит ли в этой ситуации делать ставку на экспорт продуктов эконом-класса?

Материалы предоставила компания EnterInvest

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.