Незаконный сбор металлолома
Телевизионная реклама призывает активно сдавать в заготовительные пункты лом черных и цветных металлов. Многие граждане воспринимают подобные призывы как руководство к действиям по поиску и сбору металлолома для последующей его систематической сдачи в пункты приема. Так ли все безопасно в подобной «предпринимательской» деятельности?
Следует отметить, что Положение «О лицензировании отдельных видов деятельности», утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 в пунктах 3 и 168 относит деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов к лицензируемой деятельности. При этом право на ее осуществление предоставлено заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов, заготовительным организациям потребительской кооперации и организациям, входящими в состав государственного торгово‑производственного объединения «Белресурсы», ООО «Белферумгрупп».
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке закупки лома и отходов черных и цветных металлов у населения (граждан), утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2006 № 1331 «О закупке лома и отходов черных и цветных металлов у населения (граждан)» (далее – Постановление № 1331), закупка металлолома у населения (граждан) осуществляется организациями Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов, Белорусского республиканского союза потребительских обществ и организациями, входящими в состав государственного торгово‑производственного объединения «Белресурсы», имеющими специальные разрешения (лицензии) на этот вид деятельности.
Исключение в приведенном списке представляет деятельность по закупке отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом. При наличии специального разрешения (лицензии) на деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов такая деятельность может производиться организациями, осуществляющими:
- розничную торговлю новыми свинцовыми аккумуляторными батареями с электролитом;
- ремонт или обслуживание автомобильных транспортных средств.
Важно отметить, что существует Перечень предметов из черных и цветных металлов, закупку которых разрешено производить у населения (граждан) в качестве металлолома. Он приведен в приложении 1 к Постановлению № 1331.
Регистрация факта закупки предметов из черных и цветных металлов в качестве металлолома заготовительными предприятиями производится в журналах учета предметов из черных и цветных металлов, принятых от населения (граждан) в качестве металлолома, с указанием данных, удостоверяющих личность сдающего их гражданина и места его проживания, а также наименования этих предметов.
Неоднократная сдача металлолома может быть расценена как предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение дохода. С точки зрения гражданского права, о систематичности действий свидетельствует заключение однородных договоров, направленных на получение прибыли два и более раза. Для осуществления подобной деятельности необходимо получить статус субъекта хозяйствования и лицензию Министерства промышленности Республики Беларусь.
В соответствии с частью 1–1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
Таким образом, в случае неоднократной сдачи металлолома гражданами в заготовительные пункты высок риск привлечения их к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.
Приведем пример.
Хозяйственным судом было рассмотрено дело об административном правонарушении, поступившее из ИМНС по части 1–1 статьи 12.7 КоАП в отношении Г1.
Согласно протоколу об административном правонарушении гражданин Г. в автомобиле «Фольксваген-Транспортер» перевозил лом и отходы черного металла в количестве 740 кг для дальнейшей сдачи на склад вторичного сырья филиала областного потребительского общества с целью получения дохода в размере 522 380 рублей. Средство совершения административного правонарушения, автомобиль «Фольксваген-Транспортер», в соответствии с протоколом описи арестованного и (или) изъятого имущества арестован и передан на хранение гражданину Г. Собственником автомобиля, согласно свидетельству о регистрации, является гражданин А. Лом черных металлов в количестве 740 кг стоимостью 522 380 рублей арестован и изъят у гражданина Г. согласно протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества.
Кроме того, гражданин Г. в период времени с 21.12.2012 по 12.02.2013 осуществил аккумулирование путем личного сбора на свалках лома металла в количестве 1738 кг с последующей сдачей его на склад вторичного сырья филиала областного потребительского общества с получением систематического дохода. Общая сумма установленного дохода, полученного Г. от занятия данным видом деятельности, составила 2 796 500 рублей.
Гражданин Г. в собственноручно написанных пояснениях, поступивших ко дню судебного заседания в суд, указал, что вину признает, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В протоколе опроса Г. указал, что не знал о запрете заниматься сбором металлолома.
В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании отдельных видов деятельности», утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450, является незаконным и запрещается осуществление видов деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих виды деятельности, указанных в приложении 1 к настоящему Положению, без лицензий. Согласно пункту 9 приложения 1 и пункту 166 Положения, деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов лицензируется Министерством промышленности Республики Беларусь
При этом в соответствии с пунктом 168 Положения, лицензируемая деятельность осуществляется заготовительными организациями Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов, заготовительными организациями потребительской кооперации и организациями, входящими в состав государственного торгово‑производственного объединения «Белресурсы», обществом с ограниченной ответственностью «Белферумгрупп».
В соответствии со статьями 1 и 22 ГК Республики Беларусь предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами.
Порядок государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица регламентирован Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1.
Согласно сведениям, полученным из ЕГР, гражданин Г. в качестве субъекта хозяйствования не зарегистрирован.
Изучив все полученные по делу доказательства в их совокупности, в действиях Г. усматривается состав правонарушения, предусмотренного частью 1–1 статьи 12.7 КоАП.
Гражданином Г. нарушены требования: подпункта 1.2. пункта 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», пункта 1 статьи 1, статьи 22 ГК Республики Беларусь, абзаца 2 пункта 3, пункта 168 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 2 Постановления № 1331.
Виновные действия Г. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколом опроса, справкой областного потребительского общества, иными доказательствами.
При наложении административного взыскания судом учитывается характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения, руководствуясь принципами справедливости и гуманизма административной ответственности, степени вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, с учетом достаточности примененного наказания для достижения целей наложения административного взыскания, перечисленных в статье 6.1 КоАП, отсутствия каких-либо негативных последствий от совершенного правонарушения, необходимым и достаточным для цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим административное правонарушение, так и другими лицами, будет административное наказание в виде штрафа с конфискацией лома металла.
Учитывая первичное привлечение Г. к административной ответственности, наличие изъятого металлолома, а также 5 фактов сдачи металлолома в период времени с 21.12.2012 по 12.02.2013, за совершенное административное правонарушение суд полагает необходимым применить административную ответственность, установленную частью 1–1 статьи 12.7 КоАП в виде штрафа в размере 28 базовых величин в сумме 2 800 000 рублей с конфискацией предмета совершения административного правонарушения – лома черных металлов в количестве 740 кг стоимостью 522 380 рублей, указанного в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества. В целях исключения вовлечения в дальнейшем металлолома в незаконный оборот, без конфискации орудия совершения правонарушения (транспортного средства), а также без конфискации дохода, поскольку доход был получен в результате легальной сдачи металлолома, собранного Г. на свалках, в заготовительную организацию (т. е. без цели сокрытия данного факта). В то же время при определении размера штрафа суд принимает во внимание размер дохода, полученного от сдачи металлолома.
В соответствии с частью 12 статьи 8.7 ПИКоАП наложение ареста на имущество отменяется постановлением суда, органа, ведущего административный процесс, когда в этой мере отпадает необходимость.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что суд не конфискует транспортное средство, наложенный арест на имущество – автомобиль «Фольксваген-Транспортер» – согласно протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества на основании статьи 8.7 ПИКоАП следует сохранить до исполнения постановления о наложении административного взыскания.
Завершая, следует порекомендовать следовать рекламным советам лишь в случае однократной сдачи лома и отходов металлов, полученных в ходе собственной жизнедеятельности. Проходя рядом с бесхозным металлом, лучше пройти мимо, в противном случае можно со временем быть сильно озадаченным необходимостью уплаты штрафа и конфискацией дохода, полученного от неоднократной сдачи государству подобранных железок.
Приведенный пример явно указывает на наличие определенной законодательной проблемы в части отнесения к предпринимательской деятельности сбора бесхозного металлолома и отходов черных и цветных металлов на свалках. Вероятно, необходимы определенные коррективы в части квалификации как систематической деятельности сбора бесхозного металлолома с последующей его официальной сдачей гражданами в государственные заготовительные пункты (выделено автором). В противном случае отечественная металлургическая отрасль рискует потерять существенный объем сырья для металлопроката, а остовы брошенного металлолома будут вызывать у белорусов и туристов лишь удивление масштабам бесхозяйственности.
Сергей БЕЛЯВСКИЙ, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения Союза юристов
1 Архив хозяйственного суда Гродненской области. Постановление от 05.03.2013 по делу № 11–12 Ап/2013.