Железобетонная тема: прогноз на 2014 год скорее негативный?

0 13

Со времени изобретения железобетона прошло 145 лет, однако этот, без преувеличения, уникальный материал не только не утратил актуальности, но и завоевывает все более прочные позиции. Вбирая в себя лучшие достижения смежных отраслей науки и производства, он только расширяет область проникновения. Железобетон – основа современного строительства, а круглая дата – это хороший повод заглянуть в историю, подвести итоги, проанализировать нынешнее положение дел на предприятии, в отрасли, оценить состояние рынка, перспективы.

Железобетонные изделия и конструкции сегодня в Беларуси производят порядка 80 предприятий разных форм собственности, при этом около 80% общего объема продукции дают два десятка ведущих заводов. До95% процентов железобетона остается на внутреннем рынке. Однако в свете общей экспортной ориентированности экономики страны, а также с учетом существующих макроэкономических тенденций, объемы внешних поставок ЖБИ, как полагают эксперты, будут расти. В ближайшее время ряды производителей железобетона, видимо, пополнятся. С учетом того что белорусские экспортеры цемента в последнее время встречают серьезное сопротивление со стороны конкурентов, руководство страны поставило задачу организовать к 2014 году на базе цементных предприятий новые подразделения, выпускающие «продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости, востребованную на внешних рынках», в том числе железобетонные изделия и конструкции.

Строительство на протяжении многих лет остается одной из ведущих отраслей хозяйства Беларуси, поэтому любые экономические и политические решения немедленно отражаются на конъюнктуре строительного рынка, что в свою очередь определяет динамику развития связанных с ним производств. В отношении заводов ЖБИ такое взаимовлияние прослеживается особенно четко. Это вполне закономерно, ведь доля объектов из сборного железобетона и крупнопанельных конструкций в жилищном секторе приближается к 50%, в нежилом и коммерческом этот показатель еще выше.

В последнее время особенно быстро развивается нежилое строительство. Весь период с 2007 по 2013 год среднегодовые темпы его прироста находились на уровне 40%. Главными движущими силами этого развития стали реализация Государственной программы развития села до 2015 года и решение о проведении в Минске чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Последнее потребовало коренного преобразования туристической и спортивной инфраструктуры: запланировано строительство четырех десятков новых гостиниц, более двадцати ледовых арен. И везде ведущая роль остается за железобетоном.

Чем интересны отечественные производители ЖБИ, какие позиции они занимают на внутреннем и внешнем рынках, каково сегодня лицо отрасли, ее перспективы?

ОАО «Барановичский комбинат железобетонных конструкций» – ведущий белорусский экспортер сборного железобетона на рынок Российской Федерации. Производственные мощности комбината изначально формировались в расчете на потребности всего бывшего Союза, что в современных условиях создало предпосылки к быстрому восстановлению географии поставок: сегодня она охватывает обширный восточно-европейский регион, включая Калининградскую область, Санкт-Петербург, Мурманск, Москву, Нижний Новгород, Саратов и другие крупнейшие экономические центры России. Таким образом, предприятие капитализирует выгодное расположение в непосредственной близости от главных трансъевропейских железнодорожных и автомобильных коридоров Брест-Москва (с продолжением до Нижнего Новгорода) и Санкт-Петербург-Одесса. Грамотная складская логистика, высокая степень автоматизации погрузо-разгрузочных работ практически исключают неплановые задержки в комплектации и отправке товарных партий.

Барановичский КЖБК – самое крупное в Беларуси профильное предприятие, выпускающее порядка 200 000 м3 сборного железобетона в год. Вместе с тем он сохраняет необходимую в современных условиях мобильность, только в его случае эта опция приобретает принципиально новое звучание: заказчик, с одной стороны, получает доступ к широкому самодостаточному перечню строительных конструкций, а с другой – экономит значительные средства и усилия, ведь полную комплектацию объектов обеспечивает один производитель.Более того, комбинат в кратчайшие сроки может поставить на производство уникальные конструкции, которые ранее серийно не выпускались, в том числе по чертежам и спецификации заказчиков. Подобные изделия сегодня используются при возведении такого значимого для Москвы объекта, как стадион «Спартак».

ОАО «Светлогорский завод ЖБИиК» создан на базе управления подсобных предприятий при строительном управлении Василевичской ГРЭС (ныне – Светлогорская ТЭЦ), что и определило его специализацию. За прошедшие годы он неоднократно реконструировался и расширялся, в результате первоначальная мощность по выпуску сборного железобетона утроилась. Сегодня завод является ведущим производителем и поставщиком железобетона для энергетического строительства. Завод выпускает 400 марок и 200 типоразмеров изделий из железобетона, все типы стоек опор ЛЭП.

Курс правительства и руководства дорожной отрасли на внедрение Европейских стандартов и новых, более совершенных технологий в строительстве дорог и мостов открыл новое направление работы предприятия – выпуск сборных бетонных систем дорожных ограждений на оборудовании и по лицензии австрийской компании DeltaBloc.

Функциональность системы сосредоточена в конструкции профиля ее элементов. При динамическом воздействии во время аварии элементы ограждения, соединенные между собой при помощи замков, смещаются, поглощая энергию удара, автомобиль отбрасывается в противоположную сторону. Это помогает минимизировать последствия столкновения. Кроме того, из-за отсутствия крепления ограждений к дорожному полотну или мостовой конструкции в результате ДТП не происходит их сильного повреждения.

Помимо требований безопасности, сборные бетонные ограждения удовлетворяют также эксплуатационным и ценовым требованиям. Это значит, что отремонтированные после аварии ограждения получают незначительные повреждения, а их надежность после ремонта не ниже, чем до столкновения. При этом ремонт поврежденного участка ограждений занимает минимальное время.

История работы ОАО «Чаусский завод железобетонных изделий» отпечаталась в сотнях объектов, где была использована продукция предприятия, – за 40 лет развития были освоены наиболее востребованные на рынке изделия. Директор Сергей Яроцкий работает на предприятии практически со дня его основания и является одним из немногих специалистов, которые лично участвовали в технологической эволюции производства ЖБИ в Беларуси.

Разнообразие железобетонных конструкций, которые выпускает предприятие, позволяет охватить все области строительства – от частных коттеджей до крупных промышленных предприятий. Однако в большей степени продукция, выпускаемая предприятием, предназначена для строительства объектов сельскохозяйственного назначения. Руководство завода делает ставку именно на этот сегмент рынка, поскольку отечественное сельское хозяйство нуждается в масштабной реконструкции и массовом строительстве сельскохозяйственных объектов различного назначения: ферм, птичников, перерабатывающих цехов, складов сельхозпродукции, навесов, мастерских, гаражей и т. д. Только по программе развития молочной отрасли в 2010–2015 годах необходимо построить 875 молочнотоварных ферм.

Опыт проектирования и строительства показывает, что, несмотря на все различия, большинство сельскохозяйственных производственных и животноводческих зданий могут быть построены с применением определенного набора унифицированных железобетонных элементов из ассортимента ОАО «Чаусский завод ЖБИ».Производственная мощность – более 20 тыс. м3 в год, выводит его на лидирующие позиции среди двух десятков отечественных предприятий подобного типа.

Предприятие ориентировано на максимальное удовлетворение запросов заказчика. Однако главным его конкурентным преимуществом, пожалуй, является собственная транспортная база (МАЗы, самосвалы и тралы для доставок крупногабаритных изделий), что позволяет без лишних расходов поставлять продукцию в любую точку страны. Сейчас руководство завода активно работает над организацией поставок продукции в Российскую Федерацию.

ОАО «Молодечненский завод железобетонных изделий» основан в 1958 году с первоначальной мощностью 30,0 тыс. м3 железобетонных изделий в год. В настоящее время годовая производственная мощность составляет 43,5 тыс. м3 и постоянно растет.

Завод специализируется на производстве дорожных и аэродромных плит. Кроме того, предприятие выпускает изделия для комплектации объектов промышленного и жилищного строительства, а также комплекты железобетонных изделий для молочно-товарных ферм и сенажных хранилищ.

На заводе умеют производить именно востребованную продукцию. Например, аэродромные плиты нашли свое применение не только на аэродромах. Из-за того что они легко монтируются, а при необходимости и демонтируются, сфера их применения значительно шире. Так, около полутора тысяч плит отправлено соседям в Литву. В Клайпедском порту их планируют использовать при устройстве дорог для тяжелых контейнеровозов. Плиты успешно применяются в обустройстве автостоянок, цехов предприятий, площадок различного назначения.

В рамках реализации программы «Чистая вода» на предприятии освоили выпуск специальных ригелей. Из других видов продукции следует отметить вентиляционные блоки, совмещенные с диафрагмами. Их используют для строительства зданий школ.

Продвижение к цивилизованному обществу тесно связано с развитием сухопутных коммуникаций, что в свою очередь невозможно без широкого строительства больших и малых мостов. Современная история мостостроения в Республике Беларусь напрямую связана с единственным в стране Заводом железобетонных мостовых конструкций, выпускающим уникальную продукцию, которая составляет основу любого современного моста.

Новый вид продукции, освоенный заводом, – плиты для устройства покрытий трамвайных путей, эксплуатируемых в сухих и водонасыщенных средах со слабо- и среднеагрессивными водами. Изготавливаются из тяжелого бетона с классом по прочности на сжатие В35, маркам по морозостойкости F250 и по водонепроницаемости W8. За счет тщательно продуманной конструкции и качества исполнения плит повышаются эксплуатационные характеристики путей, снижается динамическая нагрузка на подвижной состав и дискомфорт, связанный с шумом, вибрацией от движения трамвая, повышается долговечность трамвайного полотна (до 30 лет без ремонта), также монтаж путей из сборных конструкций имеет массу преимуществ перед технологией монолитного бетонирования.

Плиты для трамвайных путей производятся с использованием принципиально новой технологии с применением современных химических добавок, позволяющих добиться высоких показателей по характеристикам бетона, при этом исключив тепловлажностную обработку в процессе изготовления в летнее время и с проведением ТВО малой энергоемкости в зимнее время.

Плиты для трамвайных путей востребованы в больших объемах. Так, на 2010–2012 гг. на объекты г. Минска потребность в замене трамвайного пути в однопутном исчислении составляет 32 840 м. п., или 21,6 тыс. м3 железобетона.

А теперь о том, каким видится ближайшее будущее отрасли руководителям ведущих предприятий. Результаты мини-опроса, посвященного перспективам развития внутреннего рынка и реализации экспортного потенциала, продемонстрировали редкое единодушие: отрасль ожидают нелегкие времена. Специалисты прогнозируют в 2014 году падение спроса на сборный железобетон на внутриреспубликанском рынке даже при условии активизации в области жилищного и дорожного строительства. Последствия этих негативных тенденций будет усиливать рост дебиторской задолженности, как следствие неплатежеспособности многих строительных организаций, также находящихся под давлением множества объективных и субъективных факторов. Важнейшей проблемой для всех остается дефицит квалифицированных специалистов рабочих профессий и текучесть кадров.

В этих условиях взгляды производителей железобетона устремлены на внешние рынки. Свое успешное будущее они связывают с развитием экспорта, в основном в Россию. Однако и здесь все небезоблачно. На пути сохранения и увеличения экспорта сборного железобетона стоит целый ряд проблем:

  • – стоимость цемента белорусских производителей значительно превышает стоимость в ближнем зарубежье;
  • – ОАО «БМЗ» не обеспечивает всю потребность в арматурной стали – около 20% приходится импортировать;
  • – дефицит в республике гранитного щебня фракции 5 ÷ 20; 10 ÷ 20 мм приводит к необходимости закупки импортного;
  • – постоянный рост железнодорожных тарифов.

Все это приводит к удорожанию продукции и снижает ее конкурентоспособность.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.