Торговля в сети Интернет без государственной регистрации незаконна и легко доказуема

0 8

В век технического прогресса глобальная сеть Интернет стала тем местом, в котором легко устанавливаются контакты, общение, осуществляется размещение и поиск информации. Большое будущее отводится сети Интернет как глобальной торговой площадке, на которой с использованием минимальных вложений возможно предложить свои товары, услуги и работы неограниченному кругу лиц, среди которых наверняка найдутся заинтересованные потребители.

Простота и доступность предпринимательской деятельности в сети Интернет способствует появлению в ней различных торговых площадок в виде специализированных сайтов, страниц, форумов и т. п., на которых осуществляется бизнес.

Однако, к большому сожалению, обратной стороной доступности начала предпринимательской деятельности является соблазн ее осуществления без государственной регистрации с целью получения конкурентных преимуществ перед официально зарегистрированными предпринимателями и фирмами за счет неуплаты налогов и т. п.

Стимулом к реализации подобных противоправных замыслов является еще и ошибочное представление об определенной доли анонимности осуществления предпринимательской деятельности в сети Интернет. Однако материалы проверок контролирующих органов, а также судебных дел по выявленным административным правонарушениям свидетельствуют об обратном.

Осуществление переписки, последующее вручение третьими лицами (почтой и т. п.) товаров и получение оплаты (через банки, почту, электронные деньги) гораздо легче доказуемо, нежели установление фактов предпринимательской деятельности, свидетелями которых были только продавцы и покупатели, а передачи товаров и денег никак не документировались.

Приведем пример

Судьей экономического суда было рассмотрено дело об административном правонарушении, поступившее из ИМНС в отношении гражданки А., ранее не привлекавшейся к административной ответственности за данное правонарушение, признак повторности отсутствует, о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1–1 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении гражданки А., при проверке установлено, что А. в период с 08.04.2014 по 25.04.2014 осуществляла розничную торговлю женской одежной зарубежного производства посредством сети Интернет.

В проверяемом периоде А. к реализации на странице сайте Odnoklassniki.ru в группе «Одежда! Обувь! По Беларуси!» предлагался к реализации товар – одежда женская. Установлено четыре эпизода реализации товаров. В ходе предпринимательской деятельности А. было реализовано товаров на 870 000 рублей.

Деятельность направлена на систематическое получение дохода.

Оплата реализуемого товара осуществлялась посредством денежных почтовых переводов, конечным получателем которых выступала А. Общая сумма установленных оплат составила 870 000 рублей.

В качестве индивидуального предпринимателя А. на момент проверки не зарегистрирована.

В материалах дела имеется заявление А., в котором она вину признает и раскаивается.

Виновные действия А. подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколами опроса и объяснениями, фототаблицами, копией переписки с покупателями, чеками почтовых переводов и иными доказательствами.

Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1–1 ст. 12.7 КоАП.

В соответствии со ст.ст. 1 и 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица регламентирован Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1.

Исследовав приложенные к протоколу об административном правонарушении документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1–1 ст. 12.7 КоАП.

В соответствии с ч. 1–1 ст. 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Ранее в течение года гражданка А. не привлекалась к административной ответственности за аналогичное правонарушение по ст. 12.7 ч. 1–1 КоАП.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

  • факт совершения административного правонарушения и вина гражданки А. подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;

  • А. факт нарушения и свою вину признает;

  • ранее в течение года А. не привлекалась к административной ответственности за аналогичное правонарушение по ст. 12.7 часть 1–1 КоАП;

  • возраст, семейное и социальное положение физического лица –1991 г. р., замужем, один иждивенец;

  • физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, не представлены доказательства наличия иных смягчающих обстоятельств;

  • не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Поэтому, руководствуясь принципами справедливости и гуманизма административной ответственности, с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения, степени вины, личности и материальному положению гражданина, привлекаемого к административной ответственности, необходимым и достаточным для его воспитания, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим административное правонарушение, так и другими физическими лицами будет административное наказание, предусмотренное ч. 1–1 ст. 12.7 КоАП, в виде штрафа размере 10 базовых величин – 1 500 000 рублей с конфискацией дохода в размере 870 000 рублей.

При определении размера штрафа суд учел также стоимость конфискованного дохода.

Завершая, следует призвать граждан, заинтересованных в осуществлении предпринимательской деятельности в сети Интернет активно осваивать данный сегмент рынка, не забывая о том, что законом устанавливаются правила предпринимательской деятельности, которые действуют не только в т. н. офф-лайн общении, но и в сети Интеренет. Несоблюдение данных правил является противозаконным, поскольку подрывает основной конституционный принцип предпринимательской деятельности, закрепленный в ст. 13 Конституции Республики Беларусь: государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Белявский С.Ч.,

судья экономического суда Гродненской области,

зам.председателя областного отделения Союза юристов

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.