Энергетическая альтернатива покидает скамейку запасных
Организаторы VII Международной научно-технической конференции, посвященной использованию альтернативных видов в строительном комплексе, сформулировали несколько вполне рациональных подходов к использованию энергетических ресурсов, которыми Беларусь наградила природа и техногенная среда.
Отработанные автомобильные покрышки, нефтекокс, бурый уголь – все это и многое другое ценное энергетическое сырье пока в массе своей находится на «скамейке запасных», откуда их с большой неохотой вызывают производители строительных изделий под влиянием нормативных требований и поступательного удорожания традиционных видов топлива. Докладчики представили графики процентного соотношения между данными продуктами, их доли на рынке и примерную эффективность использования. Оптимистический настрой мероприятию задал заместитель директора Департамента по энергоэффективности Владимир Комашко: «Разговоры об энергосбережении – это не дань моде, это та объективная необходимость, которая вынудила нас заниматься этим вопросом. Один из важнейших секторов – это увеличение доли использования собственных природных ресурсов». Выступающий сделал экскурс в историю: были представлены диаграммы 90‑х годов прошлого века, когда ситуация с альтернативным топливом была плачевной. Тем не менее по прогнозам на 2015 год доля местных ТЭР в КПТ должна составить 30% (в 2012 году – 25,2%), потребление местных ТЭР – 8,2 млн т у. т. (в 2012 году – 6,7 млн т у. т.).
В. Комашко также рассказал, что некоторые виды топлива, на которые в республике возлагали надежды, явно их не оправдали: «Госпрограммами было прописано на цементных заводах использовать больше торфа. Но было очевидно, что целесообразнее применять уголь, поэтому пошли немного по другому пути». Владимир Николаевич в конце своего выступления особо подчеркнул, что «когда стоит вопрос национальной безопасности, то приходится идти на компромисс с экономической эффективностью».
Слушателя интересовала ситуация с возобновляемой энергетикой, в частности «зависший вопрос по солнцу для частных инвесторов». В. Комашко отметил, «что совсем недавно бытовало расхожее мнение, что в республике нет ни солнца, ни ветра. Первые эксперименты с не очень высокими ветроэнергетическими установками перспективных результатов не дали. По «ветрякам» проблема не в том, что кто-то чего-то испугался. Очень большие ограничения накладываются со стороны Министерства обороны». Заместитель директора департамента в этой связи напомнил о проекте строительства ветровой станции в Дзержинске, который так и не был реализован. «Немцы давно уже поняли, что нельзя запускать строительство данных объектов без четкой регулировки процесса. Пока мы с этим не столкнулись, но, возможно, когда столкнемся, будем тоже серьезно регулировать». По солнцу, отметил выступающий, движения не было никакого, «пока не установили коэффициент 3 к тарифу». После этого появились перспективные предложения по строительству больших гелиопарков по 300–400 МВт. «Первым встал вопрос – выделение земельного участка. Вторым – нужны ли такие мощности? Это скорее всего технический вопрос, и государство не испугалось данного направления».
Однако слушателей такой ответ не удовлетворил. Было предложено провести детальный мониторинг, чтобы отследить реальное положение дел на данном направлении. К сожалению, регламент поджимал, и тема ушла из повестки пленарного заседания в зону кулуарных дискуссий конференции.
Строительный комплекс Беларуси в реализации государственной политики по повышению энергоэффективности и использованию местных ТЭР
Владимир Комашко, заместитель директора Департамента по энергоэффективности Госстандарта:
– С 1 января 2013 года был запущен проект ПРООН/ГЭФ «Повышение энергетической эффективности жилых зданий в Республике Беларусь», бюджет которого составил $4 900 000, а общая стоимость $32 200 000. Завершение реализации намечено на 30 декабря 2016 года.
Сегодня существует собственная нормативная база в сфере повышения энергоэффективности и использования ВИЭ. Она представлена следующими нормативными актами:
Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15 июля 1998 г. № 190‑З.
Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» от 27 декабря 2010 г. № 204‑З.
Директива Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 14 июня 2007 г. № 3.
Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433).
Республиканская программа энергосбережения на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882).
Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1180).
Специализированные программы в сфере повышения энергоэффективности и развития использования собственных энергоресурсов, в том числе:
Комплексная программа по проектированию, строительству и реконструкции энергоэффективных жилых домов в Республике Беларусь на 2009–2010 годы и на перспективу до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1.06.2009 г. № 706
В сфере повышения энергоэффективности, использования местных и возобновляемых энергоресурсов в Республике Беларусь стоят следующие задачи:
1. Снизить энергоемкость ВВП:
- – на 29–32 процента в 2011–2015 годах;
- – на 20 процентов в 2016–2020 годах.
2. Обеспечить экономию энергоресурсов (в сопоставимых условиях):
- – не менее 7,1–8,9 млн т у. т. в 2011–2015 годах;
- – не менее 5,2 млн т у. т. в 2016–2020 годах.
3. Обеспечить долю использования собственных энергоресурсов в балансе энергоресурсов для производства тепловой и электрической энергии не менее 30% в 2015 году.
Около 40% тепловой энергии в Республике Беларусь уходит на отопление и горячее водоснабжение зданий. Годовые затраты ТЭР на обеспечение отопления и горячего водоснабжения существующего жилого фонда Беларуси в 2012 году составили 56 755 млн кВт*час, или 8,13 млн т условного топлива, или 11,35 млрд М3 газа, или 11,62 млн т нефти, или 72,63 млн нефтяных баррелей. Задача существенного сокращения энергетических затрат на содержание жилого фонда путем строительства новых энергоэффективных жилых зданий и тепловой модернизации существующих приобрела национальный уровень.
Пути движения по направлению к энергоэффективным зданиям:
- снижение потерь теплоты через ограждающие конструкции здания путем использования архитектурных решений, минимизирующих площадь ограждающих конструкций при сохранении строительного объема здания;
- снижение потерь теплоты через непрозрачные ограждающие конструкции путем утепления наружных стен, перекрытий чердаков и подвалов;
- снижение потерь теплоты через оконные конструкции путем использования энергоэффективных окон;
- снижение потерь теплоты с воздухообменом путем перехода к системам управляемой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением и рекуперацией теплоты вентиляционных выбросов;
- снижение затрат теплоты на горячее водоснабжение использованием системы утилизации тепла сточных вод;
- использование возобновляемых источников энергии.
Использование альтернативных видов топлива в промышленности строительных материалов: проблемы и перспективы
Сергей Никитин, начальник отдела энергосбережения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь:
– Основными технологическими видами топлива, используемого при обжиге строительных материалов (в частности, цементного клинкера и извести) на предприятиях Минстройархитектуры являются каменные угли и природный газ. К альтернативным видам топлива для условий Республики Беларусь относятся: местное топливо (торфобрикет), отработанные автомобильные покрышки, в перспективе – отходы переработки нефти (нефтекокс), твердые бытовые отходы (ТБО), сухие осадки сточных вод, высокосернистые и местные бурые угли.
Наибольший прогресс в замещении импортируемых видов топлива альтернативными на сегодня достигнут на ОАО «Белорусский цементный завод», а наименьший – на ОАО «Кричевцементношифер». В разрезе видов местного топлива основная доля приходится на торфобрикет.
С целью импортозамещения и увеличения использования местных видов топлива отраслевым ГП «Институт НИИСМ» разработана прогнозная стратегия по замещению импортируемых видов топлива альтернативными на период до 2016 года. Согласно данной стратегии, в 2013 году на ОАО «Кричевцементношифер» будут реализованы следующие проекты по замещению природного газа:
- внедрение установки по сжиганию отработанных автомобильных шин во вращающейся печи № 1», затраты – 11 млрд руб., экономический эффект – 21,06 млрд руб.;
- внедрение комплекса оборудования для замещения природного газа альтернативными видами топлива (торфобрикет) на вращающейся печи № 2», затраты – 24,5 млрд руб., экономический эффект – 71,4 млрд руб.
Предполагаемый срок ввода комплексов оборудования – четвертый квартал 2013 года. Результатом реализуемых проектов при полной отладке технологии сжигания торфа явится ежегодный прирост потребления торфа и отработанных шин. Так, прогноз объемов использования торфобрикета при реализации данной стратегии по Минстройархитектуры на период 2013–2016 гг. составит:
- 2013 г. – 33–34 тыс. т у. т.,
- 2014 г. – 65–70 тыс. т у. т.,
- 2015 г. – 113 тыс. т у. т.,
- 2016 г. – 210,0 тыс.т у. т.
Однако в последние годы возникли сдерживающие факторы для увеличения использования торфа, и самый основной – экономические диспропорции в ценах на топливо: затраты на менее калорийное местное топливо из торфобрикета (в пересчете на условное топливо) приблизились к стоимости закупки, транспорта и подготовки ввозимого по импорту каменного угля.
Причиной являются ценовые диспропорции: с одной стороны, достижение снижения цен на закупаемый РУП «Беларусьторг» уголь со 160 долл. США/тонну до 86–90 долл. США/тонну, а с другой – непрерывное увеличение цен на отечественный торф, реализуемый торфобрикетными заводами ГПО «Белтопгаз» до 62 долл. США/тонну.
Напомним, начиная с 11.09.2013 г., ОАО «Торфопредприятие Днепровское» (Могилевская область) увеличило цену на торфобрикет в одностороннем порядке на 12% (согласно Прейскуранту № 38). Проведенные ОАО «Белорусский цементный завод» расчеты фактической стоимости одной тонны условного топлива каменного угля (составляет 100 долларов США/т у. т.: 89 долл. США/тонну/(6250 ккал/кг/7000 ккал/кг)) и торфобрикета (составляет 136,7 доллара США/т у.т: 61,8 долл. США/тонну/(3165 ккал/кг/7000 ккал/кг), показали, что с сентября 2013 года на каждой тонне отечественного торфа организация несет дополнительные издержки 36,7 доллара США по сравнению с импортируемым каменным углем. Годовые дополнительные издержки составят около 1,1 млн долл. США в год. Результаты входного контроля качества приобретаемых торфобрикетов свидетельствуют о необеспечении торфобрикетными заводами заявленного качества топлива. Фактическая калорийность находится на уровне 3165–3200 ккал/кг при заявленной 3700 ккал/кг по СТБ1919 –2008.
Учитывая вышеизложенное, в целях увеличения использования местного вида топлива (торфобрикетов) и экономии валютных средств республики Минстройархитектуры направлены в Минэнерго аналитические материалы с предложением рассмотреть возможность снижения цен на торфобрикеты для цементных заводов до уровня, обеспечивающего экономическую целесообразность его использования в качестве альтернативного топлива на цементных заводах. В противном случае экономический стимул для предприятий в увеличении использования местного топлива будет отсутствовать:
- к хранению и сжиганию торфобрикета в цементных печах предъявляются значительно более жесткие требования по взрыво‑пожаробезопасности, чем к каменному углю;
- в процессе транспортировки ж/д транспортом довольно часто ухудшается качество торфа (высокая влажность), что приводит к его нестабильной калорийности.
В этой связи действующее увеличение доли его использования на цементных предприятиях возможно только с одновременным улучшением качества торфобрикета.
По мнению Минэкономики, целесообразно ограничение использования торфа на топливные нужды и переориентация на его химико-технологическое использование. В этой связи 2 октября 2013 г. на заседании Республиканской межведомственной комиссии по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов по инициативе Минстройархитектуры был рассмотрен вопрос «О целесообразности разработки и реализации инновационных и инвестиционных проектов по вовлечению в топливный баланс Республики Беларусь продуктов переработки твердых коммунальных отходов».
Экономические показатели использования различных видов топлива
№ п/п |
Вид топлива |
Цена при поступлении на завод, $/т.у.т. |
Дополнительные затраты на заводе |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Природный газ | 275-281 | нет |
2 | Каменный уголь | 98-120 | складирование, приготовление форсуночного топлива, дозирование |
3 | Торфобрикет | 103-137 | складирование, приготовление форсуночного топлива |
4 | Автопокрышки | 0 | складирование, транспортирование |
5 | Нефтекокс (прогноз по нефтекоксу пр-ва ОАО «Нафтан») |
50-60 | складирование, приготовление форсуночного топлива, дозирование |
6 | АТ из ТБО | 70* | складирование, предварительная подготовка, транспортирование, дозирование |
7 | Бурые угли | нет данных | складирование, приготовление форсуночного топлива, дозирование |
8 | Сухие осадки сточных вод | нет данных | складирование, дозирование |
В мировой практике производства цементного клинкера широко используются топливные отходы. По данным Европейского союза, еще в начале 2000‑х в цементных печах стран Евросоюза использовалось более 5000 тыс. тонн топливных отходов, из которых доля RDF составляла около730 тыс. т, или около14% от общего объема отходов. На ряде цементных заводов Европы доля сжигаемых топливных отходов составляет100% общего теплопотребления на обжиг клинкера, при этом доля RDF достигает70–80% («Хэлм», Польша). В Германии с 2005 года (в Австрии с 2009 года) на законодательном уровне запрещено захоронение на полигонах непереработанных коммунальных отходов, промышленных отходов и зеленой массы (биоотходов). Производство RDF из твердых бытовых отходов за рубежом осуществляется на мусороперерабатывающих заводах (МПЗ). В Беларуси основная часть ТБО в объеме 3,8 млн т/год подлежит захоронению на полигонах, количество которых составляет около170 шт. Производство RDF наиболее быстро, с нашей точки зрения, можно наладить на введенном в 2011 году в Бресте австрийским концерном Strabag мусороперерабатывающем заводе (МПЗ) мощностью100 тыс. т/год.
Под руководством государственного предприятия «Институт НИИСМ» 29.08.2013 г. проведены промышленные испытания по сжиганию альтернативного топлива, полученного на установке компании VOMM из осадков сточных вод на очистной станции ОАО «Минскводоканал» в количестве 16,75 т в печи 4,3*80 «сухого» способа обжига цементного клинкера OAО «Белорусский цементный завод». Результаты промышленных испытаний свидетельствуют о перспективности данного направления, что позволит решить серьезную экологическую проблему столицы, а также, при постоянной эксплуатации, использовать на цементных заводах до 30 тыс. т у. т. в год альтернативного топлива с соответствующим замещением импортируемого угольного топлива (5,3% от годовой потребности цементных заводов в каменном угле на 2014 год).
Необходимость в поисках альтернативных традиционным видам топлива в промышленности строительных материалов ежегодно растет. Экспортные цены на продукцию, производимую отечественной промышленностью строительных материалов, испытывают жесткое конкурентное давление на территории основного рынка сбыта – РФ – из-за более низких цен на ТЭР у российских предприятий промышленности стройматериалов. Учитывая это, Республиканская межведомственная комиссия по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов по инициативе Минстройархитектуры 2 октября 2013 г. на своем заседании рассмотрела вопрос «О целесообразности разработки и реализации инновационных и инвестиционных проектов по вовлечению в топливный баланс Республики Беларусь продуктов переработки твердых коммунальных отходов».
Комиссией приняты следующие поручения:
– разработать и утвердить в установленном порядке технико-экономическое обоснование проекта модернизации Брестского мусороперерабатывающего завода с участием компанией STRABAG Umweltanlaen Gmbh (Федеративная Республика Германия);
– Департаменту по энергоэффективности Госстандарта и Минэкономики до 1 февраля 2014 г. проработать вопрос участия международных организаций (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.) в финансировании проектов по получению альтернативного топлива из твердых коммунальных отходов и осадков сточных вод.
Таким образом, переработка ТБО и получение из них топлива для цементных заводов, удовлетворяющего утвержденным техническим условиям, обеспечит значительное улучшение экологической обстановки крупных городов за счет частичной ликвидации мусорных полигонов (исключения загрязнения и отравления водоносных горизонтов; чистая питьевая вода через10 лет станет главным жизненным ресурсом, а Республика Беларусь обладает ее запасами на душу населения, вчетверо превосходящими среднеевропейский уровень). Плюс ко всему осуществляется замещение альтернативным возобновляемым топливом возобновляемого в длительном периоде отечественного торфа. Объемы замещения топливом из ТБО доходят до10% проектного расхода топлива на производство цемента в Республике Беларусь.
Продолжение темы в следующем номере