Утилизация старых железо-бетонных конструкций в Беларуси

0 44

Проблема утилизации строительных отходов, остро стоящая в мегаполисах, сегодня становится все более актуальной в небольших городах и сельской местности. Эти тенденции наблюдаются и в Беларуси.

На протяжении последних лет в АПК страны проводится политика комплексной модернизации, которая подразумевает внедрение инновационных промышленных технологий в животноводстве и растениеводстве. Значительная часть МТФ, скотных дворов, птичников не соответствует (и не может соответствовать) все более строгим санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям, а современное подходы к содержанию и обслуживанию животных и высокотехнологичное оборудование никак не вписываются в их безнадежно устаревший формат. Реконструкция этих объектов, возводившихся во времена тотального господства в сельском промышленном строительстве железобетона, в большинстве случаев признается неэффективной. Они идут на слом. При сносе этих ветхих заброшенных строений в огромных количествах образуется строительный мусор.

Отходы бетона и железобетона являются вторичными материальными ресурсами, захоронение их на полигонах согласно Закону Беларуси «Об обращении с отходами» запрещено. В настоящее время рачительные хозяева все чаще задумываются о вовлечении их в хозяйственный оборот для вторичного использования. Так, на форуме «Инвестиции. Инновации. Перспективы» в Витебске Миорский райисполком представил инвестиционный проект «Организация производства щебня строительного из строительных материалов, полученных в результате разборки пустующих железобетонных домов». По словам начальника отдела экономики райисполкома Раисы Лакотко, в районе составлен перечень объектов, подлежащих сносу. «Этот проект не требует больших финансовых вложений – необходима только специальная машина, которая дробит железобетонные плиты. В результате получится два вида продукции – щебень и металлолом. Сметная стоимость проекта $1,5 млн».

Мобильные дробилки, о которых идет речь выше, это узкоспециализированные и достаточно дорогие машины. Между тем подобное оборудование успешно эксплуатируется различными организациями. Особенно эффективно оно в условиях постоянно действующих предприятий для утилизации некондиционных ЖБИ.

По словам экспертов, при правильной организации процесса рециклинга из дробленого железобетона на выходе можно получать четыре полезных продукта:

1) песок фракции 0–5 мм (или еврофракцию 0–8 мм) для нужд бетонных, асфальтовых заводов и строительства;

2) щебень 5–10 или 5–20 мм (еврофракция 8–16 мм) для дорожников и бетонных заводов – это самая популярная и востребованная фракция;

3) фракция 20–40 или 40–70 мм – балластный слой для дорог и бетонных заводов;

4) металл – это арматура из утилизируемых ж/б конструкций.

Причем вторичный щебень, который образуется в результате дробления железобетона, по качеству не уступает первичному. Он может использоваться для насыпки временных дорог, засыпки котлованов и при освоении заболоченных территорий, на стройплощадках, а также для устройства оснований под фундаменты и временных площадок для работы тяжелой строительной техники.

Вторичные сырье получается путем дробления уже подготовленного железобетона. Для загрузки в бункер дробилки железобетонные глыбы должны быть определенного размера. Этого добиваются с помощью специального устройства – мультипроцессора, который навешивается на гидравлический экскаватор. По затратам времени эта работа занимает до 60–70% времени утилизации ж/б отходов. Задача дробилки – окончательное измельчение бетона, получение вышеперечисленных фракций. Во всем мире для этого используются щековые и роторные дробилки.

Однако существуют уникальные машины для работы с железобетоном, которые позволяют дробить бетон без тщательной подготовки. Также эти машины поглощают, «не поперхнувшись», ж/д шпалы целиком с помощью собственной руки манипулятора! Эти машины делает норвежский производитель KAHRU AS.

При рециклинге с помощью мобильных установок обломки от демонтажа зданий утилизируются прямо на месте, таким образом исключаются затраты на их транспортировку к месту переработки. Потребители битого кирпича, вторичного щебня и иных строительных отходов приезжают на место демонтажа сооружения на своем автотранспорте и своими силами вывозят все, что им необходимо.

Кроме того, там, где проводился снос сооружений, часто предполагается новое строительство, при котором будет необходим щебень. Рециклинг строительных отходов на месте их начального нахождения дает возможность экономить, в том числе, и на покупке строительных материалов. Это объясняется тем, что переработанные материалы стоят гораздо дешевле новых. Когда строительные отходы утилизируются на месте демонтажа, вторичный щебень для нового строительства уже находится в том месте, где он нужен, то есть непосредственно на месте стройки – это также позволяет экономить.

Специалисты, занимающиеся продажей, эксплуатацией и обслуживанием подобной узкоспециализированной техники, обращают внимание потенциальных покупателей на необходимость специального обучения операторов для нее, значительные накладные расходы. При небольших объемах работ, по их мнению, возможно, стоит подумать об аренде или обратиться в организации, специализирующиеся на демонтаже зданий и рециклинге строительного мусора.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.