РУПП «Гранит» — от нормированного сбыта к активным продажам
Руководство крупнейшего в Восточной Европе предприятия по выпуску строительного щебня РУПП «Гранит» рассматривает современную рыночную ситуацию с изрядной долей здорового профессионального скепсиса. Да, темпы экспорта товарной продукции в разгар сезона по итогам первого полугодия достигли феноменальных 504 % (1,6 млн тонн), что позволило в полной мере компенсировать проблемные тренды начала года. Но это связано, скорее, с сокращением количества активных поставщиков на объекты Центрального федерального округа России, стран Балтии, чем с опережающим ростом спроса. Сбытовые ниши в Беларуси и соседних государствах постоянно сужаются, оставляя лишь тень воспоминаний о недавнем строительном буме. «Думаю, что окончательную картину года определят события будущей осени, — заявил в интервью корреспонденту «БСГ» генеральный директор предприятия Эдуард Гаврилкович. — Но нужно себе отдавать отчет и в том, что инвестиционный цикл в горнодобывающей промышленности гораздо более продолжителен, чем в сфере гражданского и промышленного строительства. Мы мыслим не сезонными категориями, а более масштабными временными отрезками, необходимыми для разведки и освоения месторождений, организации их разработки».
Данный процесс оправдывает себя только в том случае, когда их планирование и реализация ведутся непрерывно, однако в определенные моменты имеет смысл скорректировать направления инвестиционных потоков. Если 2012–2013 годах основные капиталовложения направлялись на закупку оборудования, то сегодня в Микашевичах концентрируются в основном на капремонте и реконструкции зданий и сооружений. Просто в экономической зоне действия предприятия с плечом доставки железнодорожным, морским и автомобильным транспортом в радиусе 1000 км пока нет объектов, готовых стать новым локомотивом спроса. Островецкая АЭС, строительство второй кольцевой дороги в столице — все это достаточно материалоемкие проекты, но их исполнение растянуто во времени и погоды не делает — ежемесячные поставки достаточно скромные.
– Осторожная выжидательная политика отнюдь не означает снижения нашей рыночной активности, — продолжает Эдуард Геннадиевич. — Просто в определенные моменты имеет смысл сосредоточиться не на валовых показателях добычи, а на повышении финансовой отдачи от реализации каждой тонны произведенного щебня. В практической плоскости это выглядит как переход от сбыта (а иногда и прямого распределения!) продукции к ее эффективным продажам. Два года назад мы едва поспевали за спросом, диктовали свои условия заказчикам. Но в настоящий момент опережающее предложение грозит перегревом рынка, а как следствие — обрушением цен до уровня ниже фактической себестоимости продукта. Мы оперируем в слишком узком диапазоне добавленной стоимости, поэтому рисковать не имеем ни права, ни реальных возможностей.
– Сейчас мы позволим себе обширную цитату из нашей беседы, записанной в декабре минувшего года: «РУПП Гранит вышел на второе место по поставке щебня в Россию — порядка 1,5 млн тонн. Украинское предприятие, принадлежащее международной компании «Лафарж», экспортировало 2 млн тонн. Но здесь следует учитывать разницу в объемах добычи сырья и его первичной переработки: 76 млн тонн в Украине и 16 млн тонн в Беларуси в 2012 году. Берусь утверждать, что мы располагаем гораздо большей рыночной мобильностью, не зависим от сезонных конъюнктурных колебаний и обеспечиваем гарантированное качество в рамках заявленных договорных параметров. Отдельная тема — практика ценообразования. Цена за одну тонну щебня гранитного на условиях франко-вагон станция Ситница от $9 до $10 без НДС в зависимости от фракции. Транспортная составляющая, в виде провозного железнодорожного тарифа, повышает стоимость продукции для потребителей Московского региона на $28–32 за одну тонну. В то же время в зимний период нередки предложения щебня гранитного украинских производителей по демпинговым ценам».
– По ряду вполне понятных причин мне сейчас трудно комментировать данный информационный посыл, так как прогноз деятельности коллег из Украины, увы, не поддается достоверной оценке. Отмечу только, что в нашей отрасли демпинг является весьма краткосрочным явлением — выше я говорил о специфике горнорудной промышленности — это перманентная модернизация. И вновь повторю, мы развиваем производственный комплекс, который по природе своей отличается сверхвысокой энерго- и ресурсоемкостью. Поэтому и рентабельность продукта должна покрывать не только текущие издержки, но и расходы будущих периодов, в том числе по развитию месторождения. Уже при 5–15 %-ной рентабельности такие затраты абсолютно неподъемны. С учетом нагрузки на основные узлы и механизмы мы обязаны менять их со строго установленной периодичностью. К примеру, если не произвести полную замену дробилки по истечении 6–7 лет работы, линию ждет быстрая технологическая смерть, а предприятие — банкротство. Ничего нового не нужно изобретать, достаточно строго следовать правилам ведения дела, которые были утверждены, если не ошибаюсь, еще в 60-е годы прошлого века. Да, можно применить более качественные броневые листы, канаты, усовершенствовать внутризаводскую логистику, сварочное хозяйство. Все эти мероприятия имеют место быть. Мы, к примеру, сегодня более чем на 50 % обновили парк большегрузной техники за счет «БелАЗов» грузоподъемностью 55–60 тонн. За счет этого нам удалось значительно нарастить объем перевозок.Таким образом, для предприятий отрасли демпинг является абсолютно тупиковым вариантом, даже в условиях временного сокращения спроса мы будем настаивать на обоснованных расценках.
– Двигаясь по трассе Минск-Микашевичи мы насчитали не один десяток машин, груженых щебнем…
– А если бы вы заняли наблюдательную позицию на транспортной проходной предприятия, то точно зафиксировали бы отправку не менее 400–500 грузовиков за сутки. Можете также отсчитать каждую четвертую грузовую железнодорожную платформу в Беларуси — она тоже будет со щебнем из Микашевичей. Впрочем, статистика иногда играет со сторонними наблюдателями дурную шутку: заказчик скромных 1000 тонн щебня для подмосковных объектов, снабженец небольшого белорусского РБУ, частный застройщик — все они в массе могут составить положительную потребительскую картинку, но только для оптово-розничного склада средней руки. Для нас же дробление миллионных объемов на мелокорозничные товарные потоки сопряжено с огромными накладными расходами. У нас 3 тысячи заказчиков, но приоритет отдается крупным партнерам.Исключить из процесса поставок излишние посреднические звенья не всегда удается, но мы настойчиво ищем и находим прямые контакты с ведущими производителями ЖБК, монолитчиками, дорожниками.С целью повышения качества сотрудничества мы постоянно расширяем сферу применения электронного документооборота, заказ можно оформить в сети, приезжать в Микашевичи специально уже нет необходимости.
– Ранее мы обсуждали возможность создания в экспортных регионах площадок хранения щебня, где можно было бы накапливать запасы в периоды сезонного дефицита заказов. Вы не поддержали эту идею, сославшись на технические сложности. Возможно, к ней стоит вернуться?
– Для щебня существуют нормативные сроки хранения. Если их не соблюдать, материал накапливает загрязнения, которые в конечном итоге снижают его способность к взаимодействию с вяжущими веществами — цементами. То же самое происходит при каждой перевалке, обработке товарного массива щебня погрузочной техникой. Гранулометрические параметры все больше отклоняются от требований ГОСТа.Напомню в этой связи о том, что Россия взяла курс на введение европейских норм в строительстве. Проект продвигается не без трудностей, так как предприятия пока не обеспечены технической документацией и руководствуются привычными стандартами. Тем не менее тенденция к повышению качества строительных конструкций заставляет говорить о создании многоуровневых тесно интегрированных систем производства, поставки и применения строительных материалов. В этом высокотехнологичном процессе с нашей стороны необходимо строго выдерживать ритм договорных отгрузок непосредственно на объекты. Технически мы готовы работать в таком режиме, причем без всяких ограничений по объемам.
– Проект освоения нового месторождения «Ситницкое» в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2013 № 446 «О некоторых вопросах развития республиканского унитарного производственного предприятия «Гранит» предварительно оценивается в Br3 трлн. Как идет его реализация?
– Конструктивно-компоновочные решения предусматривают организацию трех независимых технологических линий мощностью порядка 3 млн тонн щебня в год каждая. Ввод в эксплуатацию первой линии запланирован одновременно со сдачей в эксплуатацию карьера в мае 2017 года. Работы ведутся в рамках утвержденного плана и можно с достаточной долей вероятности говорить, что очень скоро мы получим дополнительно 9 млн тонн товарной продукции. Этот объем избыточен для нашей республики — это чисто экспортный ресурс. При этом кратное увеличение доли белорусского производителя на внешних рынках будет сопровождаться ростом стандартов качества. На предприятии внедрена, сертифицирована и успешно функционирует система менеджмента качества применительно к производству строительных материалов из плотных горных пород в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009, а также в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008.Вся выпускаемая продукция — щебень из плотных горных пород для строительных работ (ГОСТ 8267-93), щебень кубовидный (СТБ 1311-2002), щебень для балластного слоя железнодорожного пути (ГОСТ 7392-2002), заполнители для бетона (СТБ EN 12620-2010), песок для строительных работ (ГОСТ 8736-93), отсев из материалов дробления горных пород (ТУ BY 200161167.003-2010), сертифицирована в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.Для расширения экспортных возможностей предприятия получен ЕС сертификат системы контроля производства заполнителей для бетона фракций 4/8, 8/16, 4/16 мм (EN 12620:2002 + А1:2008) SPSC, г. Вильнюс, Литовская Республика. Дополнительно, щебень фр. 25–60 мм из диоритов и гранитов месторождения «Микашевичи» для балластного слоя железнодорожного пути (ГОСТ 7392-2002) сертифицирован на соответствие требованиям безопасности НБ ЖТ ЦП 077-2001 в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (Российская Федерация).Применяемая на предприятии система заводского контроля качества продукции обеспечивает контроль на всех стадиях ее производства. Заводской контроль качества продукции осуществляет аттестованное испытательное подразделение.
– Мы начали разговор с достаточно пессимистичной ноты: емкость экспортного рынка сокращается, однако ваши программы модернизация ориентированы в будущее.
– Иначе и быть не может, мы привыкли мыслить на несколько шагов вперед и никогда не изменяли этому принципу. РУПП «Гранит» — живой, динамично растущий организм с весьма агрессивным рыночным поведением и финансовыми «аппетитами». В канун нашего общего профессионального праздника Дня строителя Республики Беларусь хочу передать коллегам слова искренней благодарности за плодотворное сотрудничество в интересах развития наших предприятий. Здоровья и успехов вам, дорогие друзья.
Справка «БСГ»Крупнейшее в Европе предприятие по добыче и переработке плотных горных пород, расположено в 5 км западнее города Микашевичи Лунинецкого района Брестской области. РУПП «Гранит» сегодня — это технологический комплекс по производству щебня с общей мощностью 18 млн тонн нерудных материалов в год. Доля производства нерудных материалов на РУПП «Гранит» составляет более 90 % от суммарного объема отечественных производителей. Доставка готовой продукции осуществляется железнодорожным, автомобильным, а также речным транспортом через судоходный канал по реке Припять и далее в направлении Черного и Балтийского морей.Железнодорожным узлом Ситница (магистраль Брест–Брянск) большегрузные железнодорожные составы доставляют продукцию предприятия в любую точку континента.Без белорусского гранитного щебня не обходятся строители стран Балтии и России. Микашевичское месторождение уникально по запасам и прочности добываемого камня. Оно очень «чистое». Что касается наличия радионуклидов, то по их содержанию продукция относится к первому классу и может использоваться без каких-либо ограничений.
Из истории
1963. Данные южно-белорусской экспедиции Главгеологии БССР подтвердили большие запасы строительного камня, пригодного для добычи открытым способом в районе поселка Микашевичи Брестской области.
1964. Утвержден акт выбора площадки в Микашевичах для проектирования комбината нерудных материалов.
1971. Утвержден проект и начаты работы по подготовке к строительству. Директором строящегося предприятия был назначен Руденко Иван Власович.
29 декабря 1975 г. подписан акт ввода в эксплуатацию первой очереди завода.
1973. Произведен первый взрыв мощностью не более двух тонн взрывчатого вещества (сейчас производятся взрывы до 100 тонн и более), но именно он возвестил о рождении крупнейшего карьера в Белоруссии.1975. Сдана первая очередь завода1976. Запущены в работу погрузочные узлы на железной дороге. Объем производства в 1976 году составил 1 млн 590 тыс. м3.1978. Введен в эксплуатацию механизированный погрузочный причал. Достигнута и превышена планируемая производственная мощность комбината. Выпуск продукции превысил 5 млн м3 за год.1980–81. По данным детальной доразведки были определены промышленные запасы месторождения в объеме 365 млн. м3, что обеспечивает работу РУПП «Гранит» при действующих мощностях на 40 лет.1986. Введена в эксплуатацию дополнительная мощность — дробильно-сортировочный цех № 2. Годовая проектная мощность предприятия составила 7 млн 600 тыс. м3.2001. Начата реконструкция завода с целью перехода к выпуску более широкого спектра продукции.2008. Введена в эксплуатацию линия по переработке щебня фракции 20–40 мм для получения кубовидного щебня и линия по переработке отсевов из материалов дробления с классификациями по трем группам.2011. Введена в строй пятая технологическая линия. С ее пуском утвержденная мощность по щебню составила 16 000 000 тонн в год.
2012. Создан филиал «Диорит» РУПП «Гранит» с целью реализации инвестиционного проекта «Строительство горнообогатительного комбината на базе месторождения «Ситницкое» производственной мощностью 9 млн тонн.