Подготовка архитекторов-реставраторов в БНТУ

0 18

Специальность архитектора-реставратора многогранна: она одновременно относится и к сфере строительства, и к сфере искусства, на долгие годы запоминается людям и является памятью о событиях истории, цивилизациях. В Республике Беларусь подготовкой кадров в данной области успешно занимается БНТУ.

Обращение к реставрации как к разделу архитектурной деятельности в процессе подготовки архитекторов на архитектурном факультете БНТУ проводится в двух направлениях – теоретическом и практическом. В общей программе подготовки архитекторов широкого профиля в 9‑м семестре читается курс «Реставрация памятников архитектуры». После этого на 5‑м курсе, в период подготовки к дипломному проекту, есть возможность взять на кафедре «Теория и история архитектуры» тему, связанную с реставрацией памятников.

С другой стороны, уже более 15 лет проводится такое важное мероприятие, как «летники». Они представляют собой работу студентов в период летней практики на объектах реставрации.

Актуальной и своевременной инициативой было введение подготовки студентов по специальности «Реставрация памятников архитектуры» в 8–10‑м семестрах. Была разработана особая программа, включавшая в себя разделы по КНИ, инженерным особенностям реставрации памятников, архитектурному анализу, что поможет подготовить специалиста, имеющего не просто общее представление о проблемах возрождения национального наследия, но и обладающего навыками проектировщика-реставратора. За период 2008–2011 годы состоялось два выпуска (25 человек) по данной специальности.

Для специализации «Реставрация памятников архитектуры» разработана учебная программа «Реставрационное проектирование» в соответствии с требованиями образовательных стандартов вузов. Курс имеет значение одной из профилирующих дисциплин в профессиональной подготовке выпускника. Он содержит общую характеристику требований, предъявляемых к разработке проекта реставрации памятника и его приспособления к современному использованию, составу этих проектов и их научному обоснованию. Дается представление о специфике реставрационного производства и особенностях его организации, функциях архитектора-реставратора на стадии осуществления проекта. Целью изучения дисциплины является освоение студентами комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для создания проекта реставрации памятников архитектуры на основе современных принципов проведения реставрационных работ. В результате освоения курса «Реставрационное проектирование» студент должен знать методики проведения видов исследования, выполняемых непосредственно архитектором, специфику реставрационного проектирования. Уметь проводить комплексные научные исследования, обосновывать проектное решение, оформлять реставрационный проект.

В процессе обучения студенты выполняют несколько проектов.

1. Реставрация фасада памятника архитектуры. Цель: приобретение студентами навыков анализа памятника с точки зрения стилистических наслоений и выявления наиболее ценных архитектурных качеств объекта. Задачи: овладение методами научного анализа и составления картограммы объекта, изучение стилистических особенностей памятника и разработка заполнения элементов памятника.

2. Реставрация небольшого по объему памятника архитектуры по аналогиям. Цель: приобретение студентами навыков реставрационного проектирования с учетом всех требований, предъявляемых к работе с памятниками истории. Задачи: овладение методами творческого поиска выразительных и аргументированных решений реставрации объекта архитектуры, изучение стилистических особенностей эпохи создания объекта и использование элементов, характерных для данного стилистического этапа.

3. Реставрация и приспособление памятника архитектуры. Цель: приобретение студентами навыков разработки проекта реставрации с учетом функции объекта в существующее время. Задачи: овладение методами творческого поиска выразительных и оригинальных композиционных решений организации функционирования объекта в условиях сохранения его подлинности.

4. Реставрация памятника археологии. Цель: приобретение студентами навыков разработки проекта реставрации и приспособления памятника археологии в существующей градостроительной или ландшафтной среде. Задачи: овладение методами оценки состояния объекта, разработка мер по укреплению и консервации аутентичных элементов, разработка архитектурного проекта по экспозиции и эксплуатации памятника археологии с учетом социально-экономических условий и природно-климатических факторов.

5. Реставрация и приспособление архитектурного комплекса. Цель: приобретение студентами навыков всесторонней оценки объекта реставрации, его градостроительной ситуации и разработки целостной системы связей реставрируемого объекта и всех соответствующих функций. Задачи: овладение методами учета всех аспектов реставрации объекта, инженерного оборудования и планировочных предложений по организации ландшафта, изу­чение основ регионального проектирования с учетом социально-экономических условий и природно-климатических факторов.

Разработаны спецкурсы для специализации «Реставрация памятников архитектуры». Учебная программа «Архивные исследования и архитектурный анализ памятника» содержит общую характеристику требований, предъявляемых к разработке проекта реставрации памятника и его приспособления к современному использованию, составу этих проектов и их научному обоснованию. Дается представление о специфике реставрационного производства и особенностях его организации, функциях архитектора-реставратора на стадии осуществления проекта.

В результате освоения курса «Архивные исследования и архитектурный анализ памятника» студент должен знать методики проведения видов исследования, выполняемых непосредственно архитектором, роль и принципы исследований, выполняемых специалистами смежных профессий (археологические изыскания, лабораторные исследования материалов). Уметь проводить архивно-библиографические работы, исследовать памятники с помощью фотограмметрии, анализировать аналогии памятников архитектуры. Приобрести навыки проведения архитектурно-археологических обмеров и зондажных исследований.

В программе «История и методика реставрации» устанавливается связь между мировоззрением современного человека и представлениями о роли памятников в жизни общества, а также целях и принципах реставрации, понимаемой широко как программа действий, вытекающая из нашего признания сооружения особым объектом – памятником архитектуры. Реставрационная теория рассматривается как результат процесса развития человеческой культуры, в той же мере подверженный изменению, в какой и сам этот процесс не может быть завершен. При этом главная цель реставрации определяется как продление жизни памятника прошедшей эпохи и сохранение его для последующих поколений. Формирование понятий о памятниках и реставрации рассматривается на материале исторического обзора наиболее значительных фактов реставрационной деятельности XVIII–XX вв. в Западной Европе и России. На этой основе формулируются современные теоретические позиции.

Курс содержит общую характеристику требований, предъявляемых к разработке проекта реставрации памятника и его приспособления к современному использованию, составу этих проектов и их научному обоснованию. Дается представление о специфике реставрационного производства и особенностях его организации, функциях архитектора-реставратора на стадии осуществления проекта. Целью курса является формирование у студента системы взглядов на архитектурное наследие и его реставрацию, соответствующее мировоззрению современного общества.

Задачами курса являются знакомство с исторически сложившимися подходами к проблемам современного использования и реставрации сооружений, обладающих исторической и художественной ценностью и признанной обществом как особая категория подлежащих сохранению объектов – памятников архитектуры. В результате освоения курса «История и методика реставрации» студент должен знать историю развития реставрации памятников архитектуры и характеристики ее главных этапов, основополагающие принципы современного отношения к памятникам и их реставрации. Уметь характеризовать произведение с точки зрения ценности историко-стилистических этапов, которые претерпел памятник, проводить анализ проведенных реставрационных мероприятий, предлагать концепцию реставрации памятника архитектуры.

Курс «Технология и организация реставрационных работ» дает представление о специфике реставрационного производства и особенностях его организации, функциях архитектора-реставратора на стадии осуществления проекта.

В результате освоения курса студент должен знать методики проведения видов работ на памятнике архитектуры, выполняемых непосредственно архитектором, роль и принципы выполнения позиций рабочего проекта реставрации, последовательность проведения реставрационных работ. Уметь обосновывать принятые проектные решения, проводить авторский надзор, согласовывать архитектурные задачи со специалистами смежных специальностей.

Вклад студентов в дело возрождения памятников национальной архитектуры довольно значителен. Так, в период «летников» 2008 и 2011 годов на храме Рождества Богородицы в Мурованке были проведены натурные исследования и обнаружены элементы оборонного характера, а также расчищен орнамент на фасаде. В 2010 году были проведены масштабные работы по расчистке башен и кладки стен церкви Архистратига Михаила в Сынковичах.

Г. А. ЛАВРЕЦКИЙ, архитектор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Теория и история архитектуры» БНТУ, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь в области архитектуры

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.