Острые грани «Гранита» – в теплых и натруженных руках

0 7

«Гранит» – уникальное для республики предприятие, продукция которого составляет несущую основу абсолютного большинства строительных объектов нашей Родины: жилых домов, школ и больниц, промышленных предприятий, тысяч километров дорог. Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются за счет применения современных технологий, но в основе основ – высококвалифицированные кадры, творческая энергия коллектива, который в конце декабря празднует 39-й день рождения своего предприятия.

 

Эдуард Гаврилкович, генеральный директор РУПП «Гранит»:

– Современные европейские стандарты производства подразумевают сегодня не только выпуск качественной продукции, сколько строгое следование правилам новой индустриальной или, если хотите – постиндустриальной философии. С одной стороны это предполагает ответственное отношение к сотрудникам, своим коллегам, землякам, а с другой – заботу о сохранении окружающей среды, заботу о будущих поколениях белорусов, которые наследуют природные и экономические богатства страны. Груз этой ответственности принимает на себя весь многотысячный коллектив РУПП «Гранит», иначе все наши перспективные начинания, инвестиционные планы просто теряют смысл.

К примеру, обновление парка карьерных самосвалов в пользу более экономичных моделей резко снижает затраты топлива на единицу товарной продукции. Значит, и добыча гранита оставляет после себя меньшее количество выбросов в атмосферу. В том же техническом ключе мы решаем проблему утилизации моторного масла – за счет строительства котельной на обрате планируется заместить в топливном балансе предприятия немалое количество углеводородного сырья. Реальные экологические выгоды обещает создание автомойки для карьерной техники – с эффективными системами очистки сточных вод.

– Новая промышленная философия по стандартам КСО (Корпоративная социальная ответственность), судя по вашим словам, реализуется преимущественно в инвестиционной сфере?

– Сухой термин «инвестиции в человеческий капитал» требует нового прочтения. Самый ценный производственный ресурс современности в виде квалифицированных рабочих и инженерных кадров с трудом поддается формальной экономической оценке или правилам голого администрирования – все это личности со своими карьерными устремлениями, самолюбием, яркой индивидуальностью. Здесь на первое место выходят скорее семейные ценности, тема корпоративной солидарности, когда и рядовые рабочие, и руководство объединяют усилия для достижения общей цели. В этом году впервые мы решили провести День предприятия, 39-й день рождения РУПП «Гранит» на открытой площадке – концертную программу услышат и увидят все желающие. Зал нашего Дома культуры просто не способен их всех вместить. Коллектив, который вышел на второе место в Брестской области по объему налоговых платежей, заслужил право на праздник.

Для развития принципов корпоративной солидарности мы делаем многое. Практически каждый наш сотрудник вовлечен в соревновательный марафон – как в форме спортивных, так и профессиональных состязаний. Причем это только одно из направлений по развитию производственной культуры. К примеру, мы близки к реализации своих планов по созданию сети столовых и хорошо оборудованных мест приема пищи на всех производственных участках. А если посмотреть шире, то можно упомянуть также инвестиции в оснащение рабочих мест. Стандарт КСО – очень многофакторная и многоуровневая философия, где трудно провести четкую грань между вопросами чистой экономики и социальной политики.

– А какому виду спорта лично вы посвящаете свой досуг?

– Плотный рабочий график оставляет для этого совсем немного времени. Но лучшей физической разрядкой для меня всегда была и остается работа на собственном подворье. Горное дело – важнейшая часть моей биографии, но по первому образованию я электромеханик. Люблю делать что­то своими руками. В этом году, к примеру, поставил перед собой новую задачу – освоить электросварку. И справился! Приобрел аппарат, сконструировал первые несложные, но очень полезные в домашнем хозяйстве изделия.

Маргарита Сероокая,  заместитель генерального директора по персоналу, социальным вопросам и идеологической работе:

– По роду своей работы я, возможно, более, чем кто-либо другой из моих коллег, вынуждена вникать в те многие тысячи «мелочей», от которых в конечном итоге зависит уровень социального комфорта и культуры производства на предприятии. Наша сфера ответственности отнюдь не заканчивается за воротами заводских проходных – мы градообразующее предприятие. Поэтому Дом культуры «Гранит», бассейн, санаторий и многие другие вопросы, включая благоустройство города, организацию спортивно-массовых мероприятий, никогда не выпадают из фокуса нашего внимания.

Я упомянула о «мелочах». Но каждая из них, будь то покупка батута, детских игровых автоматов или современных систем очистки воды в бассейне – все это находит активный встречный отклик со стороны земляков. Мы знаем, что оценка качества жизни формируется, прежде всего, в субъективной эмоциональной сфере. И эта оценка в среде гранитовцев – объективно положительная.

С большим удовлетворением отмечаем, что наши усилия получают активный встречный отклик. Улучшение санитарно-бытовых условий на основных производственных участках получило высокую оценку на ежегодной профсоюзной конференции. Ежемесячная посещаемость бассейна выросла в два с половиной раза – до двух с половиной тысяч человек. Залы ДК также никогда не пустуют.

И это при том, что мы в 2014 году начали целенаправленно снимать социальную сферу с дотационного пайка. Как выяснилось, работа на принципах самоокупаемости не просто оздоровила обстановку, но и резко повысила популярность активного досуга среди заводчан и жителей города.

Георгий Лучко, водитель автомобиля БелАЗ:

– Это не первая машина, которую я вывожу в гранитный карьер. Думаю, что опыт, накопленный за 27 лет работы, позволяет мне выступить если не в роли технического эксперта, то уж точно – в качестве заинтересованно эксплуатационника. Так вот, конструкторы 60-тонника в Жодино сделали очень много для повышения безотказности работы большегрузного грузовика, надежности отдельных узлов и агрегатов. Управлять им стало проще, огромное количество проблем в техническом обслуживании решено с учетом замечаний водителей, инженерно-технических работников.

Хотя вопросы, конечно, остаются. Самая трудоемкая операция, к примеру, это монтаж и демонтаж колес. Острые края камней быстро выводят из строя резину. Что-то можно решить в рамках родного предприятия – в плане асфальтирования подъездных путей, механизации производственных процессов при планово-профилактических ремонтах. Более чем положительно оцениваю внедрение GPS, совершенствование диспетчерской связи. Как говорится, мы долго к этому притирались, но в итоге порядка стало больше.

Что касается условий работы, то тут также наблюдается явный прогресс: открыта столовая на въезде в карьер, повысился комфорт бытовых помещений. Много говорят о нашей высокой зарплате, но ведь и трудимся мы в экстремальных условиях! Поэтому и режим защиты здоровья должен соответствовать сложности выполняемых задач.

Евгений Быстренко, водитель автомобиля БелАЗ:

– Престиж профессии? Есть такой понятие. Уровень оплаты труда позволил лично мне построить собственную квартиру. В семье появился второй ребенок. Работа на «Граните» дает определенную уверенность в своих силах, позволяет планировать свою жизнь с прицелом на дальнее будущее. Я за руль 55-тонника сел шесть лет назад, хотя на других участках предприятия отработал уже 18 лет. Ни для кого не секрет, что мы – водители большегрузных самосвалов – составляем особую категорию водителей. Попасть в неё уже само по себе является удачным поворотом рабочей карьеры.

Но, продолжая разговор, начатый Георгием Николаевичем, могу отметить, что в конструкции БелАЗа действительно появились сильные стороны. Это, в частности, кондиционер в кабине – ранее о такой опции можно было только мечтать. У нас налажено обслуживание климатических систем. В то же время вызывает нарекания качество уплотнителей, иногда к концу смены, убирая рабочее место, приходится выметать добрую пригоршню пыли. От недостатков звукоизоляции спасают беруши – ими нас также обеспечивают. По ходовой части в машине грузоподъемностью 55 тонн сохраняются проблемы с масляным охлаждением тормозов в летний период эксплуатации. Хотя, насколько мне известно, в новых моделях они уже устранены.

Здесь важно понимать, что мы действуем как одна команда. Поэтому успехи в деле модернизации подвижного состава воспринимаем как общий результат, который прямо влияет на эффективность работы всего автопарка, а в конечном итоге, и на качество жизни наших семей.

Игорь Дубоносов, заместитель начальника АТП:

– Я начинал в 1987 году со скромной должности подсобного рабочего ремонтно-строительного цеха. Служба в армии, работа водителем БелАЗа, заочная учеба в Могилевском машиностроительном институте. Мастер, начальник транспортной колонны, заместитель начальника АТП. Я совсем не случайно и с такими подробностями рассказываю о пройденных служебных ступеньках. На многих предприятиях строительной отрасли наблюдается так называемый «кадровый провал», который образовался в результате оттока грамотных специалистов в 90-е годы прошлого века. Есть люди старой школы, достигнувшие и даже перешагнувшие пенсионный рубеж, есть молодежь, которая еще только осваивает азы профессионального мастерства. На нашем участке подобных «провалов» не наблюдается. Напротив, мы видим преемственность поколений, когда опыт и энергия молодости логично дополняют друг друга.

История доказывает, что успех дела возможен только в том случае, когда рядовой понимает маневр своего генерала. Сильная социальная политика «Гранита» на это и нацелена. К примеру, водители вполне отдают себе отчет, что открытие второго (в дополнение к действующему), а в перспективе и третьего участка по ремонту и восстановлению шин вполне отвечает их интересам. Это позволит более продуктивно и прибыльно трудиться, сокращая внеплановые ремонтные периоды. Ведь ранее монтаж-демонтаж шин с восстановлением ходовых качеств занимал до трех суток. Вполне обкатанные технологии производства радиальных шин для самосвалов грузоподъемностью 55 тонн начали сбоить на более мощных 60-тонниках. Поставщики из Бобруйского ОАО «Белшина» по этому поводу стали нашими частыми гостями – и результаты этих визитов сохраняют вполне понятный интерес в коллективе. Не менее популярная тема – строительство современной мойки для большегрузных карьерных самосвалов. У нас есть общие, корпоративные интересы – общие темы для обсуждения, которое нередко выходит за рамки служебных совещаний.

Николай Лукашук, инженер по наладке и испытаниям цеха добычи:

– Воспитание культуры производства может стать важным производственным фактором только при одном условии – а именно, снижении энергетических и материальных затрат на единицу продукции. За годы работы на «Граните» мне лично пришлось пережить смену трех поколений карьерных экскаваторов. Разумеется, детали процесса технологической эволюции этих машин будут интересны только узким профи. Для наглядной иллюстрации скажу, что допуск к их обслуживанию некогда получали специалисты 4-го разряда, теперь – не ниже 6–7-разрядов. Переход от аналоговых к электронным системам управления уже сам по себе означает кардинальный пересмотр квалификационных требований к персоналу. Некоторая теоретическая подготовка, которую получают молодые люди в высших и средних учебных заведениях, очень важна. Но гораздо большую ценность получает стремление специалиста к постоянному профессиональному росту – способность к обучению.

Андрей Стражевич, заместитель начальника цеха дробления:

– Я вполне понимаю профессиональные трудности корреспондентов отраслевой прессы, которые должны освещать заметные события в жизни «Гранита». Требуется, к примеру, немалый инженерный кругозор, навыки горного дела, чтобы понять логику решения о снятии дробилок НР-500 со второго цеха с заменой их на агрегаты КСД-2020 и переносом пятисоток в третий корпус, где используются брони мелкого дробления. Поэтому лучше говорить сразу об итоге и социальной значимости проектов. Мы в данном случае увеличили сроки межремонтных периодов и гибко среагировали на конъюнктуру спроса. При этом мелкие фракции 0,65х25 мм, кубовидный щебень, всегда находились и находятся в «зеленой зоне» – зоне спроса на экологически чистые продукты. Доля цеха мелких фракций в общем объеме производства «Гранита» никогда не станет основной. Но мне лично гораздо спокойнее эксплуатировать личный автомобиль в режиме, когда коммунальные службы посыпают дороги именно кубовидным щебнем – по итогу сезона его можно собрать, перемыть, использовать снова. Это гораздо «честнее» и лучше для крыльев и бамперов наших автомобилей, чем слив солигорских реагентов в кюветы полесских дорог.

Алексей Гнуда, слесарь по ремонту и обслуживанию оборудования:

– Мы должны просто выполнять регламент горного дела, но без технической интуиции не обойтись – не обойтись без навыков, которые мне лично пришлось осваивать, начиная с 1979 года. Да, есть прямая связь между увеличением объемов производства и управленческими решениями. При равной загрузке дробилки НР-500 у меня работают в более ровном режиме – выход больше, да и зарплата соответственно.

Алла Шкурская, оператор пульта управления:

– Здесь сердце, центр нервной системы нашего завода – это именно тот узел, который позволяет принимать решения в онлайн режиме: производственная логистика, энергетический аудит, построение и коррекция технологических процессов. Но, что самое главное – это быстроразвивающаяся система. Ранее ПО, заточенного под нужды дробильного цеха и РУПП «Гранит» в целом, не существовало в природе, пока предприятие не мобилизовало силы национального IT-сообщества для решения этой задачи. Сегодня качество этих решений приобретает все более стройную форму как на наших мониторах, так и в нашей конечной продукции – гранитном щебне.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.