Строительный лизинг как индикатор спроса

Андрей Кочергин, директор «РЕСО-БелЛизинг»Лизинг стройтехники набирает обороты, что не может не радовать операторов рынка. Однако гораздо больший оптимизм вселяют те изменения, которые происходят в сознании белорусских строителей: европейский подход к финансовому и технологическому обеспечению бизнеса завоевывает все больше сторонников, отметил в интервью для БСГ директор «РЕСО-БелЛизинг» Андрей Кочергин.

В  последние годы рынок лизинговых услуг пережил ряд ощутимых колебаний. Одни отрасли это задело в большей степени, другие – в меньшей. После стабильного взлета в 2008 году произошел резкий спад, который больнее всего ударил по транспортной сфере. В 2011 году в связи с этими труднообъяснимыми курсовыми скачками пострадали все без исключения. Но самые неприятные моменты пережили именно строители, потому что в этот период было значительно сокращено бюджетное финансирование. При таком раскладе возникал вопрос не о расширении производственной базы, а об элементарном выживании. Лишь недавно мы начали фиксировать оживление в данном сегменте.

Отмечается значительный рост операций автолизинга, что свидетельствует о долгожданной стабилизации структуры цено­образования. Если говорить непосредственно о стройтехнике, то спрос сдвинулся с мертвой точки, хотя всплеском это назвать еще сложно. Тем не менее кризис пошел на пользу в деле повышения финансовой грамотности потребителей: все большее число клиентов способны самостоятельно провести грань между лизингом и банковским кредитом, рассчитать свои выгоды с калькулятором в руках.

Вырос профессионализми самих лизинговых компаний, произошла некая саморегуляция рынка. Мы стали работать с авансами и по рыночным ставкам. Кто-то выбирает операции с оборудованием, кто-то с крупными объектами, в этом ярко проявляется специализация лизингодателей. Крупные компании, в частности, сосредотачиваются на капиталоемких сделках, к примеру, операции с железнодорожным транспортом. Сегмент стал более предсказуемым, а значит и наш общий конкурентный потенциал начал расти.

– К числу ваших конкурентов обычно относят операторов рынка аренды стройтехники. Насколько оправдана такая постановка вопроса?

– Это совершенно разные направления деятельности, которые объединяет только потребительская аудитория. В любом случае аренда у нас развита довольно слабо. За рубежом существуют компании, которые в состоянии технически оснастить любую стройку, работают сразу с несколькими объектами, избегая при этом длительных простоев на площадках хранения, – тоже весьма непростой и высокотехнологичный бизнес. Такие компании обычно могут предоставить все: от бытовок до башенных кранов и бурильных установок. Возможно, отсутствие такого рынка связано с недостаточными объемами строительства и некоторой ксенофобией подрядчиков (лучше дороже, но свое), чтобы рынок развернулся по европейскому образцу. Лично я могу назвать лишь единичных арендодателей, имеющих крайне ограниченное количество техники, – структур, предоставляющих услуги всего машинного парка в комплексе вообще не существует.

Причина этого видится в не­опре­деленности финансовых отношений между субъектами сделки. Если вы обращаетесь в банк, чтобы профинансировать сделку финансового лизинга, то весь денежный поток расписан по пунктам и абсолютно прозрачен. Сделка заканчивается выкупом этой техники и, соответственно, погашением кредита. А если предприниматель приходит в банк с просьбой о кредите, к примеру, на покупку 20 экскаваторов с последующей сдачей их в аренду, то, скорее всего, получит отказ. Можно оплатить взносы за первые шесть месяцев вперед, предоставить машины в качестве залогового имущества, пойти на все возможные уступки, но пока аренда не фигурирует в списке наиболее прибыльного и ликвидного бизнеса, кредитные организации им вряд ли заинтересуются.

Решить вопрос можно только либо путем привлечения мощных инвесторов, которые вложили бы первоначальный капитал, либо сменой чего-то в банковском законодательстве. Без этого рынок аренды не выйдет из зачаточного состояния, поэтому пока говорить о его конкуренции с финансовым лизингом не приходится.

– Немало заблуждений возникает также вокруг выгод приобретения машин в кредит и в рамках лизинговых программ…

– При всей похожести этих финансовых продуктов программ они разные, причем для обеих сторон. При расчете кредитных процентов банк исходит из финансового состояния компании (на случай проблемы с невозвратом) и способов взимания задолженности. У нас все немного проще, так как лизинговая компания является собственником техники и берет на себя долю проблем клиента, в частности по закупке и поставке нужных клиенту машин и оборудования. Если клиент вносит платежи исправно, то позже техника становится его собственностью, а если нет, мы просто изымаем свою технику. Следовательно, лизинговая компания может опираться на ликвидность объекта сделки. Мы не оперируем объектами, которые невозможно демонтировать. Кроме того, лизинг можно рассматривать и как способ оптимизации налоговых платежей. Вообще здесь много полезных опций, например возможность свободной амортизации.

В Европе существует понятие оперативного лизинга, но в нашей стране он практически не развит. По сути эта та же аренда, но без права выкупа. Вместо этого предлагается набор дополнительных услуг: от страхования и регистрации до сезонного техобслуживания и замены зимних шин. Удобно, но мы еще не достигли такой культуры потребления. Стремление к собственности превалирует над сервисом. На самом деле гораздо выгоднее поездить на машине два-три года, а затем получить взамен аналогичную новую, не обременяя себя дополнительными хлопотами по купле-продаже. Поэтому спрос на контрактные автомобили (это общее определение для арендных и лизинговых транспортных единиц) наблюдается только среди представительств иностранных компаний.

– Насколько соответствует отечественное профильное законодательство требованиям рынка?

– Часто при попытке внести изменения в один нормативный пункт меняется весь блок законов, что может привести к неожидаемым результатам. Сегодня отраслевая правовая база в области лизинга находится в удовлетворительном состоянии. Есть некоторые нюансы с оперативным лизингом, но пока спрос на услугу минимальный, менять что-либо не стоит. Также это касается и финансового лизинга. Единственный момент, который мешает плодотворно работать, – это запрет на заключение сделок в валюте. Есть много компаний, которые привлекают финансирование из-за рубежа и по ним очень больно бьет необходимость проведения денежных операций в рублях.

blog comments powered by Disqus

Вверх