Проектирование и возведение эффективных конструкций

Внешний вид трубы на автоплатформеНа днях состоялся республиканский научно-технический семинар «Эффективные конструкции фундаментов и инженерных сооружений: проектирование и возведение». На нем докладчики поделились опытом применения фундаментов на насыпных и уплотненных основаниях, рассказали о проектировании и применении железобетонных безнапорных труб диаметром 2000 и 2400 мм, а также осветили вопросы развития и совершенствования свайных фундаментов и упрочнение слабых оснований вертикальным армированием.

Заведующий НИЛ сооружений и фундаментов в сложных грунтовых условиях В. П. Ермашов на конкретных примерах продемонстрировал отклонения и ошибки при проектировании.

По мнению С. А. Якуненко, инженера РУП «Институт БелНИИС», наиболее надежными прочностными характеристиками при минимальном расходе цемента обладают грунтобетонные смеси следующего состава в проценте от веса воздушно-сухого грунта (см. таблицы 1 и 2).

Представленные цифры докладчики подтверждали примерами из практики.

В. Е. Сеськов показал, как в Беларуси реализуется применение фундаментов на насыпных и уплотненных основаниях.

Н. И. Шепелевич представил опыт проектирования и применения железобетонных безнапорных труб диаметр 2000 и 2400 мм, в том числе для микротоннелирования. Данные трубы изготавливаются из тяжелого бетона класса С 40/45. Марка бетона по водонепроницаемости – не ниже W8. Армирование изделий произведено двойными цилиндрическими каркасами. По торцам труб установлены арматурные элементы в виде скоб, препятствующие растрескиванию бетона.

 

Активное изображение

 

При толщине стенки рядовой трубы 300 мм и длине 3 м ее вес составил около 195 кН. Для безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ и опускания труб в шахтный колодец в них были установлены (замоноличены в теле трубы) специальные грузоподъемные анкеры, производство которых налажено в Жодино.

Для устройства стыковых соеди­нений используются стальные обечайки, заменяющие раструба традиционных безнапорных труб.

Водонепроницаемость стыкового соединения труб обеспечивается специальными уплотнительными манжетами типа «ласточкин хвост» из резины заданной твердости, устанавливаемыми между стыкуемыми цилиндрическими поверхностями втулки и раструба. Вторая манжета устанавливается между компрессионным кольцом и стальной обечайкой.

 

Активное изображение

 

Опытное производство железобетонных труб диаметром 2400 мм было налажено на РУП «Спецжелезобетон». Они изготавливаются методом виброформования (в вертикальном положении). Доставку изделий на приобъектный склад в Минск производят при помощи автотранспорта: их укладывают по направлению движения и закрепляют на платформе с помощью седлообразных прокладок и специальных ремней.

Внешний вид закладных анкеровПроходческий комплекс AVNP 2400 АВ выполнен специализированным подразделением ОАО «Трест № 15 «Спецстрой» при техническом сопровождении фирмы «HERRENKNECHT» с использованием комплекса AVNP 2400 АВ: через каждые 100 м в забой вводились трубы типа ТМ2 и ТМ3 с установленными гидродомкратами промежуточной домкратной станции. В процессе проходки производилось механизированное (по гидротрубопроводам) удаление грунта.

В процессе строительства тоннеля специалистами БелНИИС велось наблюдение за техническим состоянием труб и стыковых соединений. Наиболее опасными являлись криволинейные участки проходки.

Строящийся тоннель имел участок с радиусом кривизны около 800 м. На данном участке фактические минимальные и максимальные значения зазора в стыках торцов труб на уровне горизонтального диаметра по внешнему и внутреннему радиусу кривизны составили соответственно 17 и 40 мм (при номинальной толщине компрессионной прокладки 26 мм). Наблюдение за техническим состоянием труб производили как в процессе, так и после окончания проходки. Силовых трещин, сколов бетона и разгерметизации стыковых соединений труб не обнаружено. Изменения горизонтального диаметра труб – не более 3 мм.

Ряд участков коллектора «Центр» (заложением 3-8 м) строился «открытым» способом. Были разработаны безнапорные железобетонные трубы диаметром 2400 мм с подошвой.

Рисунок 1. Графики изменения горизонтального диаметра ∆ трубы 1 и ширины раскрытия трещин Wk в шелыге 2 для труб диаметром 2000 ммНа рисунке 1 приведены зависимости (получены по результатам обработки измерений) изменения горизонтального диаметра ∆ и ширины (максимальной) раскрытия трещин на бетонной поверхности шелыги трубы Wk при различной высоте засыпки (Н). Исследования выполнены для труб марок ТБ200.25-2 (применялись при высоте засыпки до 4 м) и труб ТБ200.25.3 (применялись при высоте засыпки от 4 до 7 м).

На оси ординат приведена также расчетная вертикальная (эквивалентная) погонная нагрузка Р (кН/м), полученная по результатам расчета труб по инструкции СН00075.

На семинаре была представлена тема проектирования оснований и фундаментов на основе положений уже введенного в действие ТКП 45-5.01-254-2011 (02250) «Основания и фундаменты зданий и сооружений. Основные положения. Строительные нормы проектирования» и Еврокода 7 «Геотехническое проектирование». Новая редакция ТПК выйдет в октябре, но ссылаться на нее нужно уже сейчас.

Семинар собрал большое количество проектировщиков, которые, как студенты, конспектировали за докладчиками. Несмотря на большое количество выступающих, слушателям было дано время задать интересующие их вопросы.

blog comments powered by Disqus

Вверх