Нормативная база планирования и выполнения ремонта ЖБК

Владимир Казачек, главный научный сотрудник  ГП «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С. С.», председатель Комитета по техническому нормированию и стандартизации ТКС 12 Минстройархитектуры.


Важность планирования ремонта и продления срока службы объектов строительства постоянно возрастает во всем мире, особенно в связи с сокращением инвестиций в новое строительство из-за кризисных явлений в мировой экономике. На это нацелена введенная в действие на территории Евросоюза система стандартов

ISO 15686 (части 1–10). Целью разработки стандарта является создание условий для обоснованного планирования, а также обеспечение заданного срока службы зданий и сооружений в процессе эксплуатации.

С учетом глобальных задач и системного подхода к их решению стандарт рассматривает все основные организационно-технические мероприятия, имеющие место на всех этапах жизненного цикла зданий. Поэтому стандарт предназначен в качестве дополняющего национальные нормативные и руководящие документы в области строительства и эксплуатации зданий (включая правила разработки и экспертизы проектов, строительного надзора, разработки технических условий, согласований, разрешений и т. п.) в части решения вопросов, связанных с планированием и обеспечением срока службы зданий.

Несмотря на то что формально стандарт рассматривает вопрос обеспечения срока службы проектируемых и эксплуатируемых зданий, но по сути он подробно расписывает все требования, к процессам, начиная от зарождения идеи создания объекта и заканчивая приведением участка застройки в прежнее состояние после его утилизации.

Подробное техническое задание, включая требования к полному сроку службы здания, устанавливается заказчиком, а проектировщик должен детально проработать конструкцию здания, его варианты, правила его возведения и эксплуатации с учетом периодически выполняемых ремонтных мероприятий, которые удовлетворяли бы детально сформулированным требованиям заказчика в отношении срока службы.

Несмотря на внешнюю схожесть установленных в ISO 15686 требований и действующих правил, инвестиционной деятельности в строительной отрасли Республики Беларусь важно, что в стандартах ISO каждый шаг всех участников инвестиционного процесса строго контролируется проведением как собственных неформальных проверок, так и независимым аудитом. Наиболее сложной технической проблемой на этом пути является необходимость назначения и контроля научно обоснованных значений (подтвержденных конкретными исследованиями) сроков службы материалов и конструкций их производителями в «эталонных» и отличающихся от них условиях эксплуатации. Без этого процесс проектирования должен быть остановлен на самых начальных стадиях.

Важно понимать, что комплексное решение данной проблемы на основе системного подхода ISO 15686 даже в странах Евросоюза еще далеко до завершения. У нас пока делаются лишь отдельные, не всегда удачные, попытки нормирования долговечности (кровельные материалы, лакокрасочные покрытия и др.). Без тесной кооперации с техническими комитетами ISO тут не обойтись, так как для полноценного использования эффективных подходов к вопросам продления сроков службы зданий и сооружений, изложенных в данной серии стандартов, многие национальные нормы, стандарты и организационные процедуры в будущем потребуют корректировки для:

  • получения, исследования и нормирования данных о конкретных параметрах наружных и внутренних сред для различных территорий и видов производственных процессов с целью их учета при нормировании сроков службы зданий на основе разработки компьютерных информационных систем;
  • проведения исследований влияния окружающей среды на изменение со временем эксплуатационных показателей материалов, изделий и конструкций, сроков их службы, систематизации накопленных опытных данных и характеристик их изменчивости;
  • создания базы данных по эталонным срокам службы элементов зданий и материалов в эталонных условиях эксплуатации;
  • адаптации методик и процедур сертификации, оценки соответствия, приемки и т. д. к учету и контролю вопросов долговечности зданий.

Характерно требование ISO 15686, чтобы все мероприятия по техническому обслуживанию и замене конструкций, элементов и материалов обосновывались экономически. В стандарте детально расписано, какие должны быть установлены показатели эксплуатационных качеств (далее – ПЭК) и как (в целом) они должны контролироваться. Важным моментом является рекомендуемая классификация минимальных проектных сроков службы отдельных элементов здания в зависимости от полного проектного срока службы всего здания. Даны практические рекомендации по выбору долговечности элементов здания с короткими или длительными сроками службы. Для конкретных видов элементов из всей массы ПЭК надо выделять критические, которые определяют возможность отказа элементов, и на них сконцентрировать усилия по надзору. В ISO 15686 прописано, какие воздействия наиболее опасны для долговечности элементов из различных материалов.

Полезной является классификация категорий возможных последствий отказов и их причин. Даны рекомендации по выбору критериев отказов, требующих капитального ремонта или полной замены. Для оценки долговечности материалов и элементов здания в конкретных условиях эксплуатации и последующего планирования их срока службы, периодичности ремонта и замены предлагаются несколько методов, в том числе строгих. Последние основаны на проведении обследований, испытаний (в том числе ускоренных) и исследовании интенсивности процессов деградации конструкций в ходе технической эксплуатации опытными инженерами и экспертами.

Возможен также приближенный подход (например, factor method), основанный на том, что «стандартная» долговечность материала или элемента (RSL), установленная соответствующими документами, корректируется группой коэффициентов, учитывающих конкретные условия эксплуатации, значения которых (0,8–1,2) установлены на основе экспертных оценок.

Казалось бы, что такие основательные документы (как и многие другие), разработанные международным сообществом, являются надежным основанием для совершенствования системы национальных норм, повышения эффективности строительства. Однако на практике это не так. Например, в Республике Беларусь до настоящего времени отсутствуют крайне необходимые в наших условиях стандарты, устанавливающие четкие технические требования к ремонту существующих конструкций, в частности, железобетонных, по типу стандартов

EN 1504 (10 частей) или ISO 16311 (4 части). Данные стандарты регламентируют требования ко всем этапам ремонта и защиты железобетонных конструкций, включая оценку технического состояния и причин дефектов конструкций, подлежащих ремонту, выбор принципов, методов, видов материалов и систем ремонта конструкций в конкретной ситуации, а также стратегии их технического обслуживания при последующей эксплуатации.

На основе разработанных принципов и методов выполнения данных работ можно унифицировать процедуры проектирования, выполнения и контроля качества ремонта, внедрять конкретные технологии ремонта с применением различных, в том числе инновационных материалов, разрабатывать соответствующие стандарты нижележащего уровня (стандарты предприятия и т. д.). При этом появляется возможность установить четкие сертификационные требования к многочисленным ремонтным системам, предлагаемым на рынке различными фирмами, включая сроки их службы.

Однако, к сожалению, полноценно использовать данные эффективные стандарты на территории Республики Беларусь пока не представляется возможным по следующим причинам:

1. В Республике Беларусь введен в действие по ускоренной программе аналогичный стандарт СТБ EN 1504–2-2009, а также некоторые другие его части, и в нем в нормативных ссылках перечислены соответственно стандарты EN, регламентирующие европейские правила контроля характеристик материалов, свойств отремонтированных конструкций и т. д. Эти стандарты отличаются по содержанию от стандартов Республики Беларусь и не входят в перечень ТНПА, действующих на территории Республики Беларусь;

2. В России на базе стандартов EN 1504 также разработаны два ГОСТа (32016–2012 и 32017–2012),

которые приняты МНТКС в качестве межгосударственных в 2012 году шестью странами СНГ. В Республику Беларусь эти стандарты представлены на рассмотрение только в 2013 году. В них по аналогии с EN 1504 даны ссылки на связанные стандарты РФ (около 50 стандартов) с перечнями контролируемых параметров, допусками, правилами контроля и т. д. Однако в своем большинстве данные стандарты также не действуют на территории Республики Беларусь, а степень их соответствия аналогичным требованиям норм EN требует специального анализа.

Подобные нестыковки происходят и при рассмотрении в МНТКС наших аналогов стандартов

ISO 15686, разработанных в Республике Беларусь по плану межгосударственного нормирования. Например, Россия воздержалась от голосования в МНТКС по седьмой части стандарта на том основании, что в ней регламентируется пять категорий технического состояния конструкций (как и в нормах Республики Беларусь), а не четыре, как это установлено в утвержденном без обсуждения со специалистами Республики Беларусь (не вполне удачном) межгосударственном ГОСТ 31937–2011, критикуемом многими специалистами. Очевидно, что такая практика рассмотрения и утверждения международных стандартов не соответствует целям, задачам и процедурам межгосударственной системы стандартизации (ГОСТ 1.2–2009 и др.) и вместо гармонизации норм стран – участников МНТКС приводит к обратному результату. Это только отдельные примеры патовой ситуации, складывающейся по многим направлениям нормирования в строительной отрасли Республики Беларусь, выход их которой должен быть найден незамедлительно.

blog comments powered by Disqus

Вверх