Николай Ковалевский: «Иногда нужно просто отойти от стереотипов мышления»

Николай Ковалевский, руководитель предприятия Заслуженный строитель Республики Беларусь Белорусские строители нередко генерируют и самостоятельно воплощают в жизнь самые яркие инвестиционные идеи, однако критическая масса финансовых поступлений традиционно формируются в других отраслях национальной экономики – в большой нефтехимии и машиностроении, горнорудном деле, коммунальной и транспортной отраслях. Управлять этим спросом в условиях сокращения инвестиционной активности заказчиков не представляется возможным, но тем большее значение приобретают собственные резервы снижения себестоимости, повышения конкурентоспособности и ассортимента предложений.

Анализ отраслевой статистики логично привел корреспондента «БСГ» в Солигорск, в офис специализированного управления N 149 ОАО «Стройтрест N 3», причем, с одним единственным вопросом: «Каким образом СУ при сокращении объемов финансирования смогло обеспечить рост прибыли?». В 2013 году было освоено порядка Br300 млрд, по итогам года минувшего показатель зафиксирован на уровне Br240–250 млрд. Но в экономическом отношении год завершен с заметной положительной динамикой.

Иногда нужно просто отойти от стереотипов мышления, говорит руководитель предприятия Заслуженный строитель Республики Беларусь Николай Ковалевский:

– Иначе стратегия поступательного развития рано или поздно уступит место тактике сиюминутного выживания. Этого стоит опасаться. Ведь опытный «тактик» всегда способен похоронить перспективное начинание аргументами мелочной экономии. Но только не в нашем случае – предприятие изначально создавалось с прицелом на решение достаточно масштабных задач. Решение об этом было принято 40 лет назад по настоятельному предложению главного инженера треста Ашейчика Н. З. путем выделения из УМС-108 ИТР, рабочих, части механизмов (Приказ Минпромстроя БССР № 148).

Про механизмы, правда, громко сказано. Тогда на баланс СУ, если мне не изменяет память, были переданы один трактор МТЗ, автобус для перевозки рабочих КаВЗ, что-то из оборудования. Но в итоге к настоящему моменту объем работ вырос более чем в пять раз и по оборотам мы сегодня реально опережаем многие стройтресты республики, нас знают в стране. И более того, мы получили отличную репутацию среди иностранных инвесторов, к примеру, хорватской компании при реализации проектов на «Нафтане» (контрактная стоимость 1,5 млн евро). Прекрасные отзывы получены после возведения биогазовой установки в Лани Несвижского района. Есть опыт вполне равноправного в профессиональном аспекте сотрудничества с немецкими, австрийскими и российскими фирмами.

Просто, иногда всем нам требуется некоторая передышка для сосредоточения и перегруппировки сил – интервью к юбилейной дате со дня образования организации 5 мая 1975 года дает такую возможность.

Так вот, мы давно пришли к выводу, что производственные ресурсы, профессиональная квалификация инженерного и рабочего персонала настоятельно требуют новых идей – нового качества управленческих и технологических подходов и решений.

Поэтому с высот управленческих стратегий опустимся на уровень тактических приемов. Так, внедрение системы GPS на подвижном составе позволило значительно оптимизировать эффективность использования большегрузной техники. Напомню, в минувшем году мы пополнили парк 11 тридцатитонниками МЗКТ. Все это совокупно позволило значительно сократить расходы как на привлечение стороннего транспорта, так и потребление ГСМ – Br1,6 млрд, которые мы ранее расходовали на эти цели в месяц, достаточно серьезная сумма, чтобы сбрасывать ее со счетов. Далее, практически во всех помещениях производственной базы установлены светодиодные светильники с датчиками движения, обеспечение горячей водой осуществляется с помощью гелио-термальной системы.

Заслуги и достижения предприятияТаким образом, внутренние инвестиции в энергосбережение, экономию материальных ресурсов на всех звеньях производственной цепочки были жестко подчинены решению одной общей задачи. Некоторые шаги кажутся совсем незначительными на фоне потребностей полутысячного трудового коллектива. Но в конечном итоге были сформированы принципиальные схемы и ресурсы для успешной работы и развития даже в самых неблагоприятных условиях.

– В рамках антикризисных мероприятий многие наши коллеги стремятся замкнуть строительное производство на себе, максимально отсекая необходимость использования субподрядных звеньев.

– С известной поправкой на профессиональное исполнение «непрофильных» работ – это вполне оправданная логика поведения. Мы начали производство металлоконструкций и, несмотря на высокую внутреннюю конкуренцию, обнаружили, что платежеспособный спрос на них вполне окупает инвестиционные затраты – благо площади, парк металлообрабатывающего и сварочного оборудования вполне оправдывают затраты. В активе – заказы со стороны Слуцкого льнозавода, авиаремонтного предприятия в Барановичах. Одним словом – это перспективное направление, особенно в рыночном сегменте до 100 тонн переработки металлопроката в месяц.

При этом коренная специализация СУ-149 остается неизменной: устройство сетей водопровода и канализации, устройство сетей газоснабжения (низкого, среднего, высокого давления и магистральных), устройство сетей теплоснабжения, дорожные и изоляционные работы, благоустройство. В последние годы управление также освоило новые виды работ: изготовление и доставку на садовые участки дачных домиков, техническое обслуживание автомобилей, покрытие тротуарной плитки различной конфигурации.

Мы не без профессиональной гордости отмечаем некоторые устойчивые закономерности в экономической жизни страны: как только в официальных источниках появилась информация о перспективном месторождении калийной соли в Петрикове, специалисты сразу назвали нас в числе наиболее реальных претендентов на выполнение подрядных и субподрядных работ на площадке будущего горнообогатительного комбината.

Коллеги нередко грешат излишне подробным перечислением объектов, в возведении которых они принимали участие, но это своего рода визитная карточка строительной организации. Так вот, в нашем активе – работы на ОАО «Кричевцементношифер», стадионе в Борисове, реконструкция дороги и автопроездов на промплощадке 1 РУ «Беларуськалия», меры охраны дамб шламохранилища (карта № 5, № 6, № 7) и дамб шламохранилища ЗРУ от влияния горных работ II и III калийных горизонтов рудника ЗРУ, операционно-реанимационный блок со стадионом ГУ «Республиканский клинический центр» УД Президента Республики Беларусь (генподрядчик СУ105), дилерского центра по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей по улице Куприянова в Минске (генподрядчик СУ122).

Вопрос не в простом перечислении объектов, а в динамике развития технологических (а с недавних пор и маркетинговых) приемов, которые применялись при реализации проектов. В этом ключе возможности управления постоянно расширяются – мы последовательно стараемся замкнуть на себе все возможные функции строительного процесса, предоставляя заказчику готовый объект с надлежащим качеством исполнения и гарантиями эксплуатационного качества.

– Выше вы упомянули об опыте работы с иностранными компаниями. Как оцениваются шансы управления на подряды в дальнем зарубежье, странах ЕАЭС?

– До сих пор экспорт услуг ограничивался выполнением заказов иностранных инвесторов по проектам, выполняемым на территории Беларуси. Когда-то это было хорошей школой и для меня, и для всех наших сотрудников. Но из ученического возраста мы уже давно вышли – как-никак скоро 40 лет отпразднуем со дня основания. Мы научились говорить на равных со своими европейскими или китайскими коллегами, а иногда жестко, предметно и обоснованно отстаивать свою точку зрения – как в технических, так и финансовых вопросах. Другими словами, мы вполне созрели для равноправного сотрудничества, более того – в некоторых сферах мы даже готовы поделиться своим богатым опытом! Важен совместный интерес, а истинные профи всегда найдут почву для взаимопонимания.

СУ-149 ОАО "Стройтрест №3 Ордена Октябрьской революции"
blog comments powered by Disqus

Вверх