Энергетическая перспектива местных видов топлива

НИИСМ ведет разработки в сфере применения альтернативных видов топлива: отходы переработки нефти (нефтекокс), местное топливо (торфобрикет), отработанные автомобильные покрышки, в перспективе – твердые бытовые отходы, сухие осадки сточных вод, высокосернистые и местные бурые угли.

Создан проект линии по сжиганию шин в цементной вращающейся печи мокрого способа 4,5х5х170 м для ОАО «Кричевцементношифер», изготавливается основное технологическое оборудование и система автоматизации. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2013 года.

После ввода в эксплуатацию аналогичных линий по сжиганию на ряде других печных агрегатов потенциальный объем топливозамещения с помощью шин в цементной отрасли может быть доведен до уровня 50 тыс. т у. т./год, что сопоставимо с общим количеством образующихся в республике отработанных автопокрышек.

Республика располагает значительными запасами торфа и мощностями по производству торфобрикета, который рассматривается как эффективный заменитель части высококалорийного топлива для обжига клинкера.

В 2010 году на ОАО «Белорусский цементный завод» с участием института запущена в эксплуатацию опытно-промышленная установка сжигания молотого торфобрикета в горелке декарбонизатора на печи Ø4,5х80 м. В процессе отработки технологии обжига клинкера было обеспечено замещение природного газа молотым торфобрикетом в декарбонизаторе до уровня 60–80 %.

На основании проведенных исследований и приобретенного практического опыта в государственном предприятии «Институт НИИСМ» разработан проект перевода трех печей мокрого способа ОАО «Кричевцементношифер» на комбинированное топливо с возможностью сжигания на каждой печи до 15 т/час молотого торфобрикета. В настоящее время институтом изготовлено и поставлено основное технологическое оборудование первой опытно-промышленной линии. Окончание строительства и внедрение технологии с проведением комплексных технологических и теплотехнических испытаний печного агрегата под руководством института состоится в 2013 году. Завершить реализацию проекта планируется в 2015 году.

Нефтекокс как топливо обладает рядом преимуществ, среди которых высокая калорийность и малый выход зольного остатка.

В 2012–2013 годах под руководством института проведены лабораторные исследования и промышленные испытания по использованию нефтекокса в качестве топлива на печах мокрого и сухого способов производства цементного клинкера. Результаты проведенных исследований позволяют прогнозировать замещение традиционного топлива нефтекоксом в балансе топливопотребления цементных заводов на уровне 50 %.

blog comments powered by Disqus

Вверх