Дизель-генератор – удачное решение локальных энергетических проблем

Дизель-генераторные установки активно востребованы в строительстве, промышленности, ЖКХ и сельском хозяйстве. Они с успехом используются на транспортных терминалах и в энергоблоках больниц, при организации натурных киносъемок, массовых мероприятий и для аварийного энергоснабжения на проблемных объектах. При этом обширный диапазон сфер применения ставит перед пользователями ряд непростых задач по грамотному расчету требуемой мощности оборудования, определению технической надежности и финансовой эффективности тех или иных систем.

В качестве эксперта по данному вопросу редакция БСГ пригласила Алексея Белоцерковца, заместителя директора ООО «ЭнерджиМоторс-Груп» – компания представляет в Беларуси интересы Mobil-Strom GmBH, ведущего немецкого производителя дизель-генераторов:

– Мотивация заказчика при покупке или аренде энергетической установки достаточно прозрачна: обеспечение устойчивого электроснабжения в условиях удаленности или риска перебоев в работе централизованных источников питания. Соответственно, необходимо сразу определиться, для каких именно целей нужно оборудование и в каком варианте его предполагается задействовать – как основной, резервный или аварийный источник. Вторая переменная в уравнении касается времени и графика эксплуатации – на период возведения объекта, с последующим использованием на других стройплощадках или как разовое решение локальной энергетической задачи. Ведь не исключена ситуация, при которой дорогостоящий комплекс будет простаивать или эксплуатироваться с неполной загрузкой. В результате образуются избыточные производственные ресурсы (их также можно рассматривать как замороженные финансовые средства), что негативно сказывается на бюджете подрядных и субподрядных организаций. Поэтому мы, кроме прямой продажи, рекомендуем заказчикам и более экономичное решение в виде аренды дизель-генераторов. За время работы компании нашими клиентами стали десятки строительных организаций. Среди них ОАО «МАПИД», «Трест № 15 «Спецстрой», «Стройтрест № 4». Генераторы использовались на объектах Белорусской АЭС, при возведении корпусов ювелирного завода «Зорка» и на многих других площадках.

– Сегмент аренды подобного оборудования в Минске и столичной области откровенно не радует обилием предложений, и тем не менее некоторый выбор электростанций на нем присутствует. Какой технике следует отдать предпочтение, а от какой лучше отказаться?

– Первым тревожным сигналом для потенциального арендатора должен стать низкий профессиональный уровень предложения со стороны самого арендодателя. К примеру, нередко «путают» активную и реактивную мощность установки. Один показатель измеряется в киловаттах, другой – в киловольт-амперах. В результате случайного или умышленного смешения этих понятий достигается сомнительный рекламный эффект – электростанция сразу прибавляет в мощности, пусть и только на бумаге… Типичной ошибкой является также выбор мощности генератора из расчета установленных характеристик потребляющих устройств, но без учета пусковых токов. Грубо, если подъемному механизму требуется 30 кВт, то малоопытный заказчик ориентируется на установку с похожими параметрами. Между тем пусковые токи в 3–6 раз превышают номинальные характеристики генератора, в результате чего двигатель «опрокидывается» – глохнет.

Другим принципиальным моментом для заказчика должна быть возможность оперативной доставки техники к месту использования. И речь идет не только об аварийных ситуациях, хотя наша компания отлично зарекомендовала себя в деле их преодоления и ликвидации. Так, приходилось спасать от размораживания склады рыбной продукции, продовольственные магазины. На днях выполняли срочный заказ ОАО «Минский часовой завод». Скорость организации электроснабжения достигается благодаря постоянному наличию парка различных мобильных дизель-генераторов – порядка 20 единиц, и собственного автотранспорта, который круглосуточно в течение одного часа готов доставить оборудование в требуемую точку. Думаю, что такая мобильность должна стать общим стандартам для отечественного рынка.

В‑третьих, следует более пристально подходить к определению степени надежности оборудования. Понятно, что в коммерческой оферте не принято ссылаться на возможные перебои в работе электростанций. Но они отнюдь не редки, что приводит к нежелательным простоям на стройплощадках и производственных комплексах. Бывает, что под знаком международного качества из стран ЕС поставляются изделия фирм так называемого второго эшелона: генераторы с китайскими моторами, «бэушной» комплектацией и т. д. Наша компания эксплуатирует установки не просто европейской сборки, но и с агрегатными комплектующими от ведущих брэндов Старого Света. В их числе двигатели от Iveco Motors, MTU (официальный поставщик моторов для Меrsedes), Marelli Generators, Mecc Alte, Stamford. Основной парк техники не отработал еще и одного-двух лет. Все это позволяет поддерживать 100‑процентные гарантии бесперебойной работы на объектах заказчика.

Кроме того, не могу не отметить коренное отличие всего модельного ряда Mobil-Strom от большинства недорогих аналогов – это усиленная шумоизоляция. Данная опция имеет принципиальное значение при эксплуатации станций в городских условиях. Так, наши станции использовались для обслуживания торжеств по случаю открытия площади Государственного флага в Минске и при строительстве гостиниц в центре столицы.

– Каким набором сервисных услуг, с вашей точки зрения, должны быть подкреплены гарантийные обязательства арендодателя?

– Клиент получает в свое распоряжение оговоренное в контракте количество машино-часов или суток – в идеале его больше ничто не должно беспокоить. Все дело, как обычно, в нюансах. Я уже упомянул о доставке оборудования в течение часа, но, кроме того, в этот же срок организован круглосуточный выезд сервисных бригад – специалистов высокой квалификации, для экстренного или планового обслуживания. Поскольку моторный ресурс техники составляет в среднем порядка 30 000 часов, и он далеко не исчерпан, необходимости в серьезных ремонтах не возникало, самой «трудоемкой» операцией остается замена масла. Также при необходимости мы проводим заправку установок непосредственно на объектах специальными автомобилями и через топливораздаточный шланг. Использование в таких случаях канистр и воронок как минимум небезопасно. К числу полезных опций стоит отнести также системы подогрева топлива и охлаждающей жидкости в холодное время года.

Впрочем, с моей точки зрения, само понятие «сервис» в современных условиях следует трактовать более широко, включая в него также комплекс консультационных услуг. Предлагая оборудование мощностью от 5 до 220 кВт, мы стремимся максимально уяснить потребности заказчика, разработать наиболее экономичную конфигурацию системы электроснабжения, благо инженерный опыт, накопленный сотрудниками компании, вполне позволяет это сделать. Возьмем для примера одну из моделей Mobil-Strom IS‑130 с приводным двигателем Iveco. Номинальная мощность, кВа/кВт – 130/104; расход топлива при 100‑процентной загрузке – до 20 л/ч. Эта одна из самых популярных электростанций на местном рынке, и в том числе благодаря возможности параллельного использования двух установок на одной стройплощадке. В моменты пиковых дневных нагрузок, когда одновременно работают башенный кран, штукатурные и бетонные насосы, ручной электроинструмент и т. п., включаются два агрегата, в часы ночного минимума можно обойтись и одним.

В результате таких и других не менее эффективных решений достигается экономия топливных и финансовых ресурсов заказчика.

– Насколько обоснован сложившийся в республике уровень цен на аренду дизельных электростанций?

– Прайс-листы постоянно меняются, но для условного ориентира назову такие цифры: аренда установки мощностью 100 кВт обойдется в сумму от Br260 тыс. в час и от Br1,2 млн в сутки. Подчеркну, цифры носят исключительно ориентировочный характер. Ведь внутренняя конкуренция служит только одним из целой группы факторов, определяющих ценовую политику «ЭнерджиМоторс-Груп». Мы располагаем собственным парком оборудования и автотранспорта, собственными производственными площадками и хорошо обученным персоналом. Поэтому мы не зависим от услуг и поставок третьих лиц. Плюс к этому долгосрочные деловые отношения с Mobil-Strom обеспечивают лояльные условия поставки оборудования из Германии, что позволяет оптимизировать контрактные цены для наших белорусских партнеров.

 

blog comments powered by Disqus

Вверх